Жительница Астаны Алия Айтбаева заявила, что ее сестра Асемгуль Айтбаева и зять Максим Рассохин незаконно осуждены. Супруги получили на двоих 9,5 лет лишения свободы за мошенничество, а их детей хотят определить в детдом. Разбирательство длится третий год, до последнего суда на семейную пару не поступало ни одного заявления об уточнении исковых требований, их держали под арестом без санкции суда, после один из финансовых полицейских по делу был осужден за превышение полномочий. Более того, работавшая с осужденными Лиля Отт рассказала суду, что оклеветала супругов и они никого не обманывали. Однако, супруги остаются в неволе, а столичные прокуроры, по словам Алии Айтбаевой, всеми путями препятствуют справедливому разбирательству.
Максим Рассохин с супругой Асемгуль Айтбаевой и детьми.
Фото предоставлено Алией Айтбаевой
Бери дешевле - продай дороже
В 2012 году предприимчивые супруги занялись выкупом товаров, взятых в кредит. Так как получение товарного кредита легче чем денежного, лица, нуждающиеся в финансах, брали товар в кредит, и без процентов. Асемгуль Айтбаева и Максим Рассохин выкупали этот товар за полцены, а после перепродавали, дешевле чем в магазинах. Клиенты супругов были изначально осведомлены, что сумма составит - 50% от стоимости товара по чеку, и в последующим им самим придется выплачивать кредит.
В 2013 году пара познакомилась с Лилией Отт. Женщина рассказала, что у нее много друзей и родных, которые также хотели бы получить "наличку". Однако, как потом выяснилось, она начала выдвигать свои условия клиентам. Те, в свою очередь, стали жаловаться в полицию. Об этом супруги узнали только во время следствия.
Своя рубаха ближе к телу
Лиля Отт, на которую в ДВД Астаны в марте 2014 года поступили заявления от обманутых клиентов, решает переложить вину на супругов Асемгуль Айтбаеву и Максима Рассохина, обвинив их в преступных махинациях. Спустя полтора года она расскажет суду, что пошла на этот шаг, так как финансовые полицейские, занимавшиеся делом, пообещали ей свободу.
"С 31 марта 2014 года по 23 февраля 2015 года Лиля Отт давала ложные показания, пытаясь вину переложить на Асемгуль и зятя. После того как Отт получила реальный тюремный срок, она поняла, что сотрудники финансовой полиции ей ничем не помогут, и что они ее обманули. Она начала писать раскаяния и в апелляционном суде рассказала всю правду о клевете и обещаниях финполовцев", - рассказала корреспонденту портала Матрица.kz Алия Айтбаева.
Дела у.... финпола
Тем временем, Асемгуль Айтбаева и Максим Рассохин были задержаны и 21 день находились под арестом без санкции суда. Позже суд установит, что действия прокуроров, державших пару под арестом были незаконными.
"Мою сестренку показали по всем телеканалам Казахстана. Хотя на нее не было ни одной жалобы, заявления. Все подозрения были построены только со слов Лили Отт, на которую заявления были, в ДВД Астаны", - со слезами вспоминает Алия Айтбаева.
Женщина заявила, что финансовые полицейские угрожали ее родным. "Сказали, что "повесят" два трупа на них и отправят в тюрьму на 20 лет", - рассказала сестра осужденной. По ее словам, финполицейские потребовали от супругов отдать им свои автомобили и квартиру.
"Со слов сестренки в день задержания они требовали ее автомобиль "Тайота Хайлендер" и квартиру, и еще машину у мужа - "Тойота Камри". Сестра с мужем отказались, и тогда финполовцы начали угрожать. Как выяснилось позже, машину "Тайота Хайлендер" сотрудники финансовой полиции Искаков и Кайназаров под предлогом ареста забрали, поставили на частную автостоянку и со своего кармана Искаков оплачивал стоянку. Мужчины пытались присвоить себе автомобиль, поэтому и оплачивали из своего кармана. По этому поводу Генеральной прокуратурой было возбуждено уголовное дело, финполицейским грозило до 10 лет тюрьмы. Но прокуратурой Астаны дело было прекращено. После этого мы потеряли всякую надежду обращаться в надзорный орган", - говорит Алия Айтбаева.
"Сестра и зять под психологическим давлением, подписали все что им сказали, - продолжает она. - Их адвокат Панченко договорился со следствием и ухудшил положение". Сотрудники финансовой полиции выдвинули условие, что если супруги признают вину, то Максиму изменят меру пресечения на домашний арест, а Асемгуль - на залог. "У них двое маленьких детей, на момент задержания младшему сыну было всего 2,5 годика, старшей дочери 8 лет, и они все подписали", - пояснила Алия Атйбаева.
В мае 2014 года семья отказалась от адвоката Панченко их подзащитные написали на него жалобы в Министерство юстиции Казахстана и Президиум Коллегии адвокатов Астаны. Министерство Юстиции подало иск на адвоката Панченко о лишении лицензии.
"Но суд был проигран так как прокуратура не поддержала иск, прокуратуре это было невыгодно", - считает Алия Айтбаева.
После того, как семья отказалась от адвоката Панченко, они начали обращаться во все инстанции с жалобой о том, что сотрудники финансовой полиции вымогали с задержанной пары имущество и принуждали их к даче ложных признательных показаний.
"Уголовные дела в отношении сотрудников финансовой полиции незаконно прекращались, несмотря на то, что им предъявляли обвинение. В результате до суда удалось довести только следователя АБЭКП РК (финпол) Жанайдар, который 18 мая 2015 года был осужден на 5 лет по статье "Превышение власти и должностных полномочий". Апелляционная коллегия суда Астаны приговор в отношении Жанайдар изменила на 308 ч. 2 УК РК и приговорила к 1,5 годам лишения свободы. Об этом ходатайствовала три раза прокуратура Астаны. В отношении Искакова и Кайназарова прокуратура Астана прекратила уголовное дело, при том что дело возбудила Генеральная прокуратура, - рассказала Алия Айтбаева.
Также были прекращены дела в отношении прокурора Ерлана Абжанова и следователя ДВД Десюпова, содержащих пару под арестом 21 день без санкции суда.
Айтбаевы подали жалобу в Национальное бюро по коррупции. В Нацбюро после изучения жалобы подали ходатайство в Генеральную прокуратуру Казахстана об отмене прекращения уголовных дел.
"Но прокуратура не дает в обиду своих сотрудников. Так как ложится тень на надзорный орган, призванный следить за законностью", - считает Алия Айтбаева.
Суд
22-25 февраля 2015 года появились 109 заявлений в отношении супругов от лиц, которые ранее в суде заявляли, что имеют претензии только к Лиле Отт. Заявления все на едином бланке, текст идентичен.
Несмотря на раскаяние осужденной Лили Отт и результаты расследования в отношении финансовых полицейских 5 марта 2016 года судья К.Мекемтас приговорил Асемгуль Айтбаеву и Максима Рассохина к 5 и 4,5 годам соответственно. К слову, государственным обвинителем по делу выступал прокурор Ерлан Абжатов, в отношении которого возбуждалось уголовное дело по жалобе Айтбаевых.
"Судья кроме слова "критически" не ответил ничего ни на одно ходатайство защиты. Весь приговор состоит в том, что к ходатайствам защиты отнестись критически. Все что просил прокурор - "удовлетворить", - рассказывает сестра осужденной.
В июне 2016 года прокуроры вменили осужденной паре статью по ОПГ. "Прокуратура и ДВД вменили статью ОПГ в месть за жалобы на следователя Дюсепова и прокурора", - считает Алия Айтбаева. Апелляционная коллегия признала супругов не виновными по статье о ОПГ. "Так как статья была вменена незаконно, потерпевшие те же, материалы дела не изменились. Этот эпизод по ОПГ фальсификация", - заключила женщина.
"Раскаяния Отт игнорируются"
"Осужденная Лиля Отт пишет раскаяния с мая 2015 года, но прокуратура не реагирует. Между моей семьей, надзорным органом, ДВД Астаны идет противостояние и месть, так как первый суд постановил что Асемгуль и Максим не причастны к преступлению, что мои родные находились в Следственном изоляторе незаконно 21 день без санкции суда, их насильно удерживали там и виновата в этом именно прокуратура, то есть отдельные заинтересованные лица", - уверена Алия Айтбаева.
"Асемгуль и Максима постоянно пытаются очернить в СМИ, о том что якобы мои родные обманули 150 человек и совершили 310 эпизодов. Формируют мнение народа. Моя сестренка и зять не мошенники, они просто покупали и продавали товар. Менеджеры банков выполняли свою работу, одобрение кредитов от менеджеров не зависит, все решает компьютерная система. Людям нужны были деньги, а моим родным дешевый товар. Моя семья пострадала от действии Лили Отт и сотрудников финансовой полиции. Все дело изначально сфабриковано финполом, но отвечать уже прокуратуре, так как финпол Указом Президента от 6 августа 2014 года ликвидирован. Прав был Президент, когда говорил, что финансовая полиция "гнобит людей", - заявила женщина.
Алия Айтбаева обращается ко всем юристам и адвокатам страны и к главе государства Нурсултану Назарбаеву с просьбой о помощи - добиться отмены незаконного приговора и справедливого расследования.
Просмотров материала: 9 083