Влияние географии, как науки на практическую деятельность, рассмотрели участники экспертного клуба «Мир Евразии», собравшиеся в Алматы. Участниками дискуссии стали известные казахстанские общественные деятели, политологи, экономисты и журналисты.
Обсуждаемая экспертами тема была условно обозначена, как «Географическая культура населения, как фактор устойчивого развития». Открывая дискуссию, Эдуард ПОЛЕТАЕВ, политолог, руководитель ОФ «Мир Евразии», отметил, что географический фактор, как известно, лежит в основе региональной экономической интеграции, в основе большинства интеграционных объединений мира – общая территория, общие границы, примерно похожие климатические условия, транспортная составляющая.
- Я бы назвал еще такие факторы как, например, особенности течения рек, влияние степного пространства, об этом и не только можно прочитать у Льва Гумилева,– сказал политолог.– Есть много других известных людей, память о которых хранит сейчас Евразия и которые были отцами-основателями теоретического евразийства, идеологами евразийства – они все по специальности являлись географами. Это Шокан Валиханов, Петр Семенов-Тянь-Шанский, Григорий Потанин, Николай Пржевальский.
На мой взгляд, нынешние экономические условия актуализируют географию как науку и практическую деятельность, которой нужно уделять большее внимание. Географическая культура населения должна повышаться. К сожалению, географию часто не считают приоритетным предметом знаний. Но ее нужно изучать, поскольку географическая культура населения позволяет, во-первых, мир видеть иначе, системней, а во-вторых, избежать критических ошибок, катастроф, которых как мы знаем, было много в XX веке. Они случались, если политико-экономическая детальность шла вразрез с законами географии.
В качестве примеров, Эдуард Полетаев привел катастрофу Аральского моря, когда не учитывались географические и климатические условия, надо было выполнять план по хлопку, а в итоге случилась природная катастрофа. Вспомнил он и наводнения в Китае, произошедшие в результате человеческой деятельности, и трагедию фауны Австралии, когда кроликов завезли, а они там расплодились и очень сильно изменили экологическую ситуацию.
- Любая экономика, которую ведет страна или любое хозяйство, за которое отвечает конкретный человек, должны быть построены рационально, а значит, учитывать географические особенности, – продолжает Эдуард Полетаев. – Евразийскую интеграцию должны также строить люди с географическим мышлением. То есть они бы не только видели территорию, экономику, население и границы, культуру, ресурсы, промышленные объекты, но и смотрели на интеграционное объединение, как на общую систему, связанную географическими закономерностями. Можно вспомнить географа Хелфорда Маккиндера, которые еще в 1904 году назвал Евразию географической осью истории. Географическая грамотность все более востребована в обществе, потому что силу набирают международные интеграционные процессы, миграция как мы знаем, увеличивается с каждым годом, как и мировая торговля, туризм. А уровень географической культуры остается достаточно низким. Из-за этого влияние стереотипов очень сильно давит и мешает людям развиваться в нынешних экономических условиях.
С тем, что географическому фактору, с ростом научно-технического прогресса, сейчас уделяется недостаточно внимания, согласен и Сергей КОЗЛОВ, заместитель главного редактора газеты «Московский комсомолец в Казахстане». Хотя, по его мнению, этот фактор всегда был решающим, особенно в древней истории. Достаточно вспомнить историю Древнего Египта или Междуречья – самых развитых цивилизаций древности в нашем понимании, не говоря уже о Греции или Финикийцах. Географическое расположение, средние широты, великие реки – это основа их цивилизации. То есть, данные факторы всегда играли огромную роль, и с течением времени их значимость не изменилась.
- Есть такая теория, что существуют народы моря и народы суши, –говорит Сергей Козлов. – Народы моря более продвинуты, потому что они занимались торговлей – у них большая мобильность и коммуникабельность. Евразия – она разная, но такие страны как Россию, Казахстан и Китай роднят схожесть ландшафта, климатических контрастов – чередование гор, степей, лесов, огромных рек. Каким образом это влияет на менталитет? Я не встречал глубоких публицистических книг по данной теме. Объединяет ли климат и ландшафт Евразии эти народы? В определенной степени да, потому что не влиять эти географические условия не могут так же, как не может не влиять на менталитет западных европейцев ландшафт и климат Западной Европы. Сейчас можно сказать, что свое географическое положение страны Евразии стремятся эффективно использовать. И бескрайние просторы, и наличие полезных ископаемых, и огромные реки. Здесь непочатый край исследований, в том числе философских, потому что определенное мировоззрение, безусловно, имеет свое место в Евразии.
О влиянии географических условий на жизнедеятельность человека высказался и Антон МОРОЗОВ, к.п.н., политолог.
- По сути, модная ныне геополитика – это география плюс история, – сказал он. – Мы рассуждаем о морской и сухопутной цивилизации. Стоит привести в пример горные и равнинные народы – фактор географии определяет разницу в их отношении к жизни. Из истории известно, что Казахстан – это страна, которая смогла приспособить свой образ жизни под географию. Номадизм, животноводство были приняты как основа экономики, всей жизни людей. Они настолько хорошо вписались в географические условия, что все вылилось в отдельную номадическую цивилизацию.
Свое видение обсуждаемой темы высказал еще один участник заседания, Булат СУЛТАНОВ, д.и.н., директор Института международного и регионального сотрудничества при Казахстанско-немецком университете.
- Когда мы с географической точки зрения говорим о том, что такое Казахстан, Центральная Азия, надо четко понимать, что они зависят от ситуации на глобальном уровне и в географическом, и в политическом плане, – считает он. – География заключается для Казахстана в том, что страна не имеет выхода к морским торговым путям, поэтому если надо осуществить диверсификацию экономики, то следует дружить с Россией и Китаем. Противоположные высказывания понять невозможно, это алогизм какой-то. В Казахстане, давайте честно скажем, на протяжении веков существовали экономические, политические, культурно-гуманитарные связи с окружающими государствами. Казахстан ведь географически находится в треугольнике. Вершины его – Россия, Китай и Исламский мир.
Также Булат Султанов задался вопросом: – если мы говорим о евразийском географическом факторе, то не стоит ли задуматься над тем, что такое Евразия в географическом плане? Постсоветские государства, пространство ОБСЕ или суперконтинент, который включает Европу и Азию?
- У нас проблема с терминологией. Давайте разберемся, что такое Евразия? Уже начали ученые говорить о Северной, Центральной, Восточной, Южной Евразии. В этом плане нужно определиться, – считает он. – Когда мы говорим о географии, наверное, в качестве решающего фактора ее не всегда можно ставить. Возьмите, например, Нагорный Карабах. В географическом плане решение проблемы конфликта представляется очень простым, но решить эту проблему с учетом заинтересованных сторон не представляется возможным. Или, например, любой замороженный конфликт. Учитывать географию надо, но стоит при этом учитывать экономические, политические и культурно-гуманитарные факторы. Необходимо восстанавливать многоплановые связи со всеми соседями – с Россией, Узбекистаном, Кыргызстаном, Туркменистаном. Для любого государства государственный приоритет номер один – географические соседи. Для США это – Канада и Мексика. Для Германии – Франция и Польша. Когда наши наиболее храбрые критики начинают выступать против аксиом географии, это глупо. География – такая категория, которая очень жестко наказывает тех, кто пытается не учитывать ее принципы.
Владимир ДЕМИДОВ, специально для Матрица.kz
Просмотров материала: 9 486