ЭХО МИНУВШЕЙ НЕДЕЛИ:
• «Вашингтонский обком» действует.
• Игра в круговорот переворотов.
Кыргызстан
• Всякому овощу свое время и… место.
Узбекистан
• Ориентировка на местности.
Таджикистан
• Разговор на общем языке.
Туркменистан
«ВАШИНГТОНСКИЙ ОБКОМ» ДЕЙСТВУЕТ
Неспокойная обстановка во многих странах Евросоюза и Ближнего Востока, притягивающая к себе неослабное внимание мировых СМИ, как-то невольно уводит на второй план журналистский интерес от того, что сегодня происходит на огромном пространстве Центральной Азии.
А между тем, события последних дней в ряде стран этого региона заставляют многих наблюдателей и экспертов вспомнить об уроках происходящих драматических событий на соседних континентах. Вот и на минувшей неделе информационное агентство StanRadar со ссылкой на газету «Завтра», задалось тревожным вопросом – а могут ли в ближайшей перспективе начаться "цветные революции" в бывших союзных республиках Средней Азии? И если да, то какие из них находятся в наиболее угрожаемой ситуации? Иными словами — откроют ли США и их союзники "центрально-азиатский фронт" против Китая и России?
Опубликованный ещё в январе нынешнего года Фондом Карнеги доклад "Политика США по отношению к Центральной Азии " (напомним, что Фонд Карнеги — один из "мозговых танков" Демократической партии) во многом основывался на итогах осеннего визита в регион госсекретаря Джона Керри и утверждал представление о том, что формат "С5+1" (Казахстан, Узбекистан, Туркмения, Киргизия и Таджикистан + США) отражает новый, по мнению экспертов, "реалистичный" подход американской внешней политики, не только признающий ослабление здесь влияния Вашингтона, но и смещающий акцент с "продвижения демократии" на "сотрудничество в сфере безопасности".
Однако на деле, похоже, всё далеко не так безобидно и благостно. И даже возможная смена партийной команды в Белом доме может сыграть здесь вовсе не "тормозящую", а прямо противоположную роль — точно так же, как это было в августе 2008 года, когда республиканские "ястребы" накануне президентских выборов дали отмашку Михаилу Саакашвили на вторжение в Южную Осетию. И не исключено, что если бы тогда ситуация в Закавказье развивалась несколько иначе, на волне алармизма вместо Барака Обамы 44-м президентом США вполне мог оказаться Джон Маккейн, уверены эксперты.
Сегодня в аналогичной ситуации вероятного проигрыша оказываются уже не республиканцы, а демократы, которые вполне могут использовать внешнеполитические провокации не только как инструмент воздействия на американское общественное мнение для модификации итогов президентских выборов, но и для определённого "торга" во властных кругах. То есть "политический предохранитель" здесь отсутствует, и данный момент стоит отметить.
Тем более, что сегодня (да и всегда) интересы реальных "групп влияния" внутри американского истеблишмента вовсе не разделялись какими-то партийными границами, "управленческие центры" в США вообще вынесены за пределы формальной политической системы, подтверждением чему служит, например, тот факт, что концепция "Большого Ближнего Востока" и "арабской весны", впервые сформулированная республиканским госсекретарём Кондолизой Райс ещё в 2007 году, осуществлялась на практике уже демократической администрацией Барака Обамы.
Так что не стоит думать, считают эксперты, будто неудачный опыт "цветных революций" в Узбекистане образца 2005 года и в Киргизии образца 2010 года "закрыл" данную тему для американской политики в Центральной Азии. И, если повнимательнее приглядеться к формулировкам доклада Фонда Карнеги, там за "реалистичной" риторикой можно обнаружить вполне объёмное "второе дно".
Прежде всего, это касается общей оценки ситуации в центрально-азиатском регионе, где авторы доклада выделили пять фундаментальных проблем: "смена лидерства, экономические проблемы, коррупция и плохое управление, политические репрессии и угроза исламского экстремизма", а также пять основных тенденций: "фактор Китая, отход России, возвращение Ирана, афганская проблема и снижение участия Запада".
При этом в рекомендациях для американской политики значатся:
— приоритетное взаимодействие с Казахстаном и Узбекистаном;
— использование российских и китайских действий для продвижения американских интересов;
— создание социальных и экономических условий для улучшения ситуации в регионе;
— более эффективное "использование рычагов";
И, в качестве "вишенки на торте", следующий пассаж: "избегать чрезмерной эмоциональной реакции на угрозы исламского экстремизма".
Если перевести все эти фразы на язык конкретной политики, как считают эксперты, то получится примерно вот что:
Главными целями американских ударов в регионе избраны Казахстан и Узбекистан, где наиболее остро стоит проблема "смены лидерства".
США могут своими действиями способствовать "созданию социальных и экономических условий для улучшения ситуации", как они делали и делают это по всему миру, от Латинской Америки до Украины. Растущее общественное недовольство и протестные настроения могут быть канализированы при помощи "структур гражданского общества" внутри Казахстана и Узбекистана, к выступлениям которых "по украинскому сценарию" могут присоединиться вооружённые экстремисты — в данном случае не бандеровского, а салафитского окраса, на действия которых Вашингтон будет избегать "чрезмерной эмоциональной реакции".
В идеале эти выступления должны быть отформатированы так, чтобы использовать ответные российские и китайские действия — например, в рамках ОДКБ и ШОС — для продвижения американских интересов, со сверхзадачей вбить при этом клин между Москвой и Пекином, разрушив российско-китайский стратегический союз.
Недавние массовые выступления в Казахстане "против китайской экспансии", а также успешная "нейтрализация" в Узбекистане Гульнары Каримовой вполне укладываются в русло "новой" американской стратегии. Точно так же, как "накачка" боевиками ИГИЛ Афганистана, западного Казахстана и Ферганской долины.
Нельзя сказать, что все эти действия со стороны "американских партнёров" остаются за пределами внимания тех государств, против которых они направлены. Об этом свидетельствуют и недавние "антитеррористические" учения сил ОДКБ в Таджикистане, и демонстративное присутствие Нурсултана Назарбаева рядом с российским президентом во время празднования Дня Победы в Москве (при этом оба государственных лидера были одеты абсолютно одинаково, как бы в униформу, слегка отличался лишь тон их галстуков)».
Однако нарастающий конфликтный потенциал в отношениях США с Китаем и Россией на фоне сокращения реального геостратегического потенциала "вашингтонского обкома" вполне может подтолкнуть наиболее агрессивную часть американского истеблишмента к попыткам уже нынешним летом "эффективно использовать рычаги" давления на эти страны — в том числе, и в Центральной Азии. И данную угрозу никоим образом нельзя упускать из виду, объединив для противодействия ей усилия всех сторон, заинтересованных в сохранении стабильности региона.
На фото: Джон Керри во время встречи с министрами иностранных дел Туркмении, Киргизии, Узбекистана, Казахстана и Таджикистана.
ИГРА В КРУГОВОРОТ ПЕРЕВОРОТОВ
КЫРГЫЗСТАН
В Киргизии на минувшей неделе вновь серьезно заговорили об очередном сорванном перевороте. Как сообщает StanRadar, под стражу заключены несколько человек, обвиняемых в подготовке насильственного захвата власти. Президент Алмазбек Атамбаев после этого пообещал самым жёстким образом пресекать все попытки дестабилизировать страну.
Ситуация последних месяцев в Киргизии, по мнению многих наблюдателей, напоминает странный круговорот, в котором схожие как две капли воды события следуют одно за другим. Совсем недавно, в конце марта, спецслужбы республики отчитались о предотвращённых беспорядках, целью которых являлся захват власти.
Этому предшествовал ряд событий. Среди них — создание альянса «Единая оппозиционная сила», несколько митингов протеста, а также обнародование телефонных переговоров активистов оппозиции. Благодаря им, стало известно о планах по свержению парламента и правительства, которое должны были якобы совершить тысячи людей, стянутых в Бишкек. В результате госкомитет национальной безопасности арестовал нескольких оппозиционных политиков, включая экс-губернатора Джалал-Абадской области Бектура Асанова и бывшего депутата Кубанычбека Кадырова.
И вот теперь жители Киргизии стали зрителями второй серии этого «фильма», отличающейся от первой лишь действующими лицами. В начале апреля появилась информация о создании очередного оппозиционного объединения под названием «Народный парламент». Возглавил его Бекболот Талгарбеков — близкий друг экс-президента Аскара Акаева, занимавший в 1990-х — начале 2000-х годов должности министра сельского хозяйства, губернатора одного из регионов и главы аппарата правительства. Именно под его руководством была осуществлена аграрная реформа, результатом которой стали уничтожение большинства коллективных хозяйств и кризис отрасли, не преодолённый до сих пор.
Как и его предшественница «Единая оппозиционная сила», «Народный парламент» не стал утруждать себя разработкой чёткой программы, а ограничился обвинениями властей в ухудшающейся экономической ситуации и концентрации власти в руках ближайшего окружения президента. Алмазбеку Атамбаеву был дан срок до 17 мая, чтобы покинуть свой пост. В этот день оппозиционеры обещали собрать 50-тысячный митинг в столице. Но планам не суждено было сбыться. Незадолго до этого на одном из интернет-сайтов появилась аудиозапись переговоров членов «Народного парламента». В своих беседах Талгарбеков и его соратники обсуждали участие в будущем митинге вооружённых людей, захват власти и даже физическую расправу над президентом и главой ГКНБ.
В результате 12 мая сотрудники госкомитета национальной безопасности задержали Бекболота Талгарбекова, экс-главу аппарата Центр-избиркома Марата Султанова и бывшего кандидата в президенты Торобая Колубаева. Им предъявлено обвинение в подготовке насильственного захвата власти. На следующий день спецслужбы арестовали скандально известного политика Нурлана Мотуева, который на одном из собраний «Народного парламента» призывал ввести в стране шариат и следовать примеру «Исламского государства».
А 14 мая с комментарием по поводу последних событий выступил Алмазбек Атамбаев. Киргизский лидер пообещал, что «все попытки дестабилизировать страну будут жестко пресекаться», и предложил «дерьмократам» из «Народного парламента» попытаться добиться его отставки законным путем – инициировав референдум о вынесении вотума недоверия
«К сожалению, у нас в стране до сих пор много тех, кому не нравится тот путь, который выбрала Киргизия. Они понимают, что честным путем им уже не прийти к власти, ибо люди им не верят. И поэтому они хотят под любым предлогом раскачать, дестабилизировать ситуацию в стране и дорваться до власти любой ценой. Даже путем насилия, путем крови и убийств. Акаевы и Бакиевы научили их этому», — заявил президент Киргизии, выступая на церемонии награждения многодетных матерей страны орденами «Баатыр эне» («Богатырская мать»), сообщила пресс-служба главы государства.
Алмазбек Атамбаев напомнил о появившейся в интернете аудиозаписи телефонных переговоров лидеров оппозиционного движения «Народный парламент». «Слышали, как они хвалятся в разговорах между собой, что уже 17 мая власть поменяется. Что уже для этого прибыли сотни бойцов. Что есть оружие. Они говорят о том, как будут убивать неугодных им людей, и будут убивать и стрелять им в «коленную чашечку». Они открыто хвастаются, что за ними генералы зарубежных спецслужб. И радуются, что уже поступили очередные деньги от их зарубежных покровителей», — сказал он.
Между тем зеркально похожие друг на друга события наводят на мысль о том, что разоблачённые заговоры являются лишь вершиной некоего скрытого от глаз «айсберга». По мнению наблюдателей, это либо игры отечественных спецслужб, активизировавшихся в преддверии намеченных на следующий год президентских выборов. Либо интриги определённых внешних сил, заинтересованных в изменении политического расклада в Киргизии. С помощью подобных акций, больше напоминающих театральные постановки, можно, например, подтолкнуть власти к жёстким мерам и после обвинить их в репрессиях.
Пока же все участники спектакля прилежно исполняют свои роли. Народ, в свою очередь, безмолвствует. Жители Киргизии привыкли к тому, что от подобных интриг не стоит ждать ничего хорошего.
ВСЯКОМУ ОВОЩУ СВОЕ ВРЕМЯ И… МЕСТО
УЗБЕКИСТАН
Недавний официальный визит президента Узбекистана Ислама Каримова в Москву дал заметный импульс оживлению многогранных связей двух стран. Как заметили на прошедшей неделе многие СМИ республики, Узбекистан совместно с российскими партнерами ведет работу по созданию новых торговых домов в регионах России.
В ближайшие годы стороны намерены создать 15 подобных домов, уделив особое внимание их размещению в Сибири и на Дальнем Востоке. Крупнейшие российские сети гипермаркетов ведут переговоры с Узбекистаном по прямым поставкам плодоовощной продукции, сообщил корреспонденту Sputnik источник в "Узбекозиковкатхолдинге".
На сегодняшний день интерес к узбекским фруктам и овощам проявили "Магнит", "Ашан", "6 соток", "Эссен" и ряд других крупных сетей.
"После визита Президента Узбекистана в Россию и переговоров с Путиным мы столкнулись с огромным наплывом российских бизнесменов и компаний, которые стали обращаться к нам с просьбой о налаживании партнерства в поставках свежей плодоовощной продукции и готовых продовольственных товаров. В ходе встречи главы государств обсудили все подробности сотрудничества в этом направлении и дали, что называется ему "зеленый свет", — отметил источник.
Успешные примеры такого сотрудничества уже есть. Узбекская сторона недавно отправили пять тонн черешни самолетом сети "Эссен", в скором времени в путь отправиться еще одна партия в 10 тонн.
По словам собеседника, сегодня ведутся активные переговоры с представителями российских сетей, в ходе которых обсуждается заключение не разовых контрактов на один год, а долгосрочных договоренностей на 5 и 15 лет. В качестве преимущества подобного подхода для россиян узбекская сторона предлагает установление единой цены в рамках контракта, которая не будет колебаться в течение сезона. Заключение долговременных контрактов позволит Узбекистану ориентировать свой аграрный сектор на производство необходимого экспортного объема сельскохозяйственной продукции, выстраивать правильную логистику, создавать дополнительные холодильные мощности.
"Обсуждения в самом разгаре, мы видим заинтересованность российских партнеров в расширении номенклатуры закупаемой продукции и географии поставок. Стараемся соответствовать их запросам. Главное сейчас — это отработать логистику. Крупным сетям невыгодно возить мелкими партиями. У них очень жесткие условия, каждый день, каждую неделю должна быть почасовая выверенная поставка. Поэтому мы совместными усилиями пытаемся выстроить логистику", — отметил источник.
Основой новой транспортной схемы станут создаваемые в регионах Узбекистана торгово-логистические центры, специализированные на хранении, переработке и экспорте фруктов и овощей. На сегодняшний день работы по созданию таких объектов начаты в 11 областях страны — Каракалпакстане, Андижане, Бухаре, Кашкадарье, Намангане, Самарканде, Сырдарье, Сурхандарье, Ташкенте, Фергане и Хорезме.
Плодовоовощная продукция будет поступать в них с полей, здесь она будет складироваться в холодильных камерах для дальнейшей отправки на экспорт или перерабатываться в готовую продукцию. Затем плодоовощи отправятся в специализированные узбекско-российские торговые дома на территории РФ, откуда их доставят прямо до порога потребителю. Здесь также будет производиться оптовая и розничная торговля.
Сейчас совместно с российскими партнерами идет проработка вопросов создания новых торговых домов в регионах России. В ближайшие годы стороны намерены создать 15 подобных домов, уделив особое внимание их размещению в Сибири и на Дальнем Востоке.
На сегодняшний день в РФ уже работает порядка 10 таких объектов, расположенных в Москве, Санкт-Петербурге, Барнауле, Новосибирске и других городах. Узбекских производителей, подчеркнул собеседник, не пугает возможная отмена санкций и открытие доступа на российский рынок для турецкой сельхозпродукции.
"У турецких производителей, с которыми возможно придется конкурировать в будущем на российском рынке, — другой подход. Они действуют разрозненно, часто демпингуют, чтобы вытеснить конкурентов. Мы же выходим на российский рынок единым фронтом, поставки будут крупными, постоянными и централизованными, так что им будет сложно чем-то ответить. Тем более, что Узбекистан не стоит на месте и работает над качеством тары и упаковки, сертификацией продукции", — подчеркнул источник.
ОРИЕНТИРОВКА НА МЕСТНОСТИ
ТАДЖИКИСТАН
Как сообщил неделю назад среднеазиатский информационный сайт StanRadar, несмотря на многократные заявления российских экспертов о том, что Республика Таджикистан в скором будущем вступит в ЕАЭС, реальная политика Душанбе свидетельствует об обратном.
С началом экономического кризиса, снизившего финансовые возможности России, Таджикистан стремится развивать инвестиционные и торгово-экономические связи с крупными азиатскими государствами и арабскими странами Персидского залива, тогда как ЕАЭС к его приоритетам явно не относится.
Внешнеэкономические ориентиры Таджикистана сегодня определяются как географическим положением республики, так и финансово-инвестиционными возможностями наиболее предпочтительных, с его точки зрения, зарубежных партнеров.
Судя по дипломатической активности, в таком качестве Душанбе рассматривает Китай, Индию, Иран и государства Персидского залива, обладающие большими финансовыми возможностями. Причем, если КНР уже является лидером по прямым инвестициям в таджикскую экономику, то Индия и страны залива вкладывать деньги в республику пока не торопятся.
С целью активизации торгово-экономического сотрудничества с ними таджикские власти в конце прошлого – начале нынешнего года провели целую серию бизнес-форумов, встреч и переговоров, направленных на привлечение инвестиций и реализацию совместных проектов в самых разных отраслях экономики.
Наиболее успешно в течение последних полутора десятилетий развиваются экономические связи Таджикистана с Китаем, который уже превратился в его главного торгового партнера. Наращивание экономического сотрудничества двух стран продолжилось и в первом квартале 2016 года. 28 марта китайские инвесторы заявили о планах вложить 150 млн. долл. в строительство двух промышленных предприятий по производству стекла и переработке хлопка, а также коммерческого и логистического центров на территории Хатлонской области Таджикистана.
23 марта президент Таджикистана Эмомали Рахмон принял участие в открытии совместного предприятия по производству цемента ООО «Хуаксин Гаюр-Сугдцемент», в строительство которого китайские инвесторы вложили 100 млн. долл. А 15 марта глава Таджикистана принял руководителя одной из крупнейших китайских промышленных компаний «Поли технолоджи» Вана Лина, обсудив с ним сотрудничество в энергетике, промышленности и строительстве. Развиваются и торгово-экономические связи Таджикистана с отдельными китайскими регионами. В декабре 2015 года в Душанбе прошел таджикско-китайский бизнес-форум с участием деловых кругов провинции Гансу (Северо-Западный Китай).
Масштаб экономических связей Таджикистана с Индией гораздо более скромный. Тем не менее, развитию сотрудничества с ней таджикские власти уделяют пристальное внимание. 28–29 марта в Душанбе состоялся совместный бизнес-форум, на котором между Торгово-промышленной палатой республики и Конфедерацией индийских промышленников был подписан Меморандум «О взаимопонимании». В январе прошли переговоры главы таджикского МИДа Сироджидина Аслова с первым заместителем министра коммерции и промышленности Индии Ритой Тиотиа, главной темой которых опять-таки являлись вопросы наращивания торгово-экономического сотрудничества двух стран.
Еще более активно таджикские власти стремятся привлечь инвестиции из богатых государств Персидского залива. 17 марта в ходе визита в ОАЭ Рахмон провел переговоры с вице-президентом шейхом Мухаммадом ибн Рашидом Аль-Мактумом. Кроме того, в Абу-Даби президент Таджикистана встречался с генеральным директором одной из крупнейших арабских инвестиционных компаний «Мубодала» Халдуном Халифом Аль-Мубораком.
Поиск инвестиций был основной целью и визита Рахмона в Саудовскую Аравию, состоявшегося в январе 2016 года. Таджикская сторона на переговорах выразила заинтересованность в привлечении инвестиций в строительство ГЭС, линий электропередач, текстильную промышленность, металлургию и сельское хозяйство. Интенсивные дипломатические связи в начале этого года также поддерживались Таджикистаном с Катаром и Кувейтом.
Крупным экономическим партнером республики после отмены международных санкций мог бы стать Иран. Но сотрудничество с ним омрачается фактом встречи в декабре прошлого года духовного главы Ирана Али Хаменеи с лидером недавно запрещенной на родине Партии исламского возрождения Таджикистана Мухиддином Кабири, которая состоялась в Тегеране на ежегодной конференции «Исламское единство». При этом рвать экономические связи с Тегераном Душанбе все же не намерен. А в конце декабря в Душанбе прошел совместный бизнес-форум, где обсуждалось привлечение в экономику республики иранских инвестиций. Напомним, что Тегеран уже профинансировал строительство Сангтудинской ГЭС-2, а также связывающего северные и южные районы Таджикистана тоннеля «Истиклол».
Перспективными партнерами в Душанбе считают и восточноазиатских «тигров». 29 марта – 1 апреля в столице республики состоялся таджикско-корейский бизнес-форум, посвященный сотрудничеству в промышленности, энергетике, переработке и экспорте продукции сельского хозяйства, а также вопросам привлечения в эти отрасли инвестиций из Южной Кореи.
В свете дипломатической активности, развитой таджикскими властям на азиатском направлении, экономическим связям с Россией уделялось гораздо меньше внимания. Основные усилия Душанбе в начале 2016 года были сосредоточены на увеличении экспорта сельхозпродукции в РФ после введения запрета на ее импорт из Турции. 17 февраля в российском посольстве в Душанбе состоялся посвященный этим вопросам совместный бизнес-форум, на котором было подписано соглашение о взаимодействии между Национальной ассоциацией оптово-распределительных центров РФ и Союзом развития частного сектора Таджикистана.
Кроме того, были сообщения о планах местных предпринимателей наладить экспорт сельскохозяйственной продукции в Россию под видом киргизской из-за преимуществ, которые соседней республике дает членство в Евразийском экономическом союзе. Эксперты делают вывод, что география и интенсивность дипломатических контактов свидетельствуют, что вступление в ЕАЭС среди приоритетов Душанбе пока не значится.
Примечательно, что на сайте Министерства экономического развития и торговли Таджикистана присутствует раздел, посвященный проблемам адаптации экономики к требованиям ВТО, но раздела по Евразийскому союзу нет. Проблематика вступления в ЕАЭС фактически отсутствует и в публичной риторике таджикских властей, поскольку такой шаг, по их мнению, может осложнить отношения с главным зарубежным инвестором – Китаем.
Во внешней торговле Таджикистана КНР уже довольно давно занимает первое место, оттеснив на второе Россию, и игнорировать это обстоятельство Душанбе сложно. При этом отказываться от сотрудничества с РФ Таджикистан также не собирается. Ввиду нарастания нестабильности и военной угрозы со стороны Афганистана такой шаг был бы неразумным. Поэтому России по-прежнему отводится роль основного гаранта военной безопасности и главного рынка труда для таджикских трудовых мигрантов.
РАЗГОВОР НА ОБЩЕМ ЯЗЫКЕ
ТУРКМЕНИСТАН
На ушедшей неделе завершился двухдневный официальный визит главы Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова в Минск. Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что Туркменистан относится к числу стратегических партнеров.
По мнению СМИ обеих республик, одной из главных тем на переговорах глав государств стало торгово-экономическое сотрудничество. Известно, что в прошлом году товарооборот Белоруссии с Туркменистаном снизился с 200 млн. долл. до 93 млн. долл.
Александр Лукашенко на восточную роскошь, с которой его в Ашхабаде в декабре 2015 года принимал Гурбангулы Бердымухамедов, ответил политическими реверансами.
Белорусский лидер, приветствуя гостя, отметил, что «всегда рад бывать на туркменской земле». «Меня всегда поражает новизна в Ашхабаде, и мы потихоньку начинаем заимствовать все лучшее у вас. В то же время мы готовы и делимся с вами своим передовым опытом», – цитирует главу государства БелТА.
Знаковым событием в двусторонних отношениях стало открытие нового комплекса зданий посольства Туркменистана в Минске.
Президенты Белоруссии и Туркменистана встречаются часто и всячески подчеркивают, что их отношения не ограничиваются политикой. Генеральный директор Центра политической конъюнктуры Сергей Михеев объяснил эту дружбу тем, что обе страны находились или продолжают находиться в непростых отношениях с мировыми политическими центрами.
«Это накладывает свой отпечаток, обусловливает некую близость Ашхабада и Минска и желание находить общий язык по разным вопросам. Отсюда завидная стабильность двусторонних встреч и визитов», – сказал «НГ» Сергей Михеев. Лукашенко заметил, что «в политической сфере у нас с туркменскими друзьями нет абсолютно никаких проблем».
Он подчеркнул важность того, что Белоруссия и Туркменистан традиционно поддерживают друг друга на международных площадках, и, уверен он, так будет и впредь.
В свою очередь, Бердымухамедов отметил, что Ашхабад и Минск имеют схожие позиции на международной арене и остановился на экономическом сотрудничестве двух стран. По его словам, строительство на территории Туркменистана Гарлыкского горно-обогатительного комбината принесет обеим сторонам «очень хорошие экономические дивиденды».
Этот комбинат возводят в Туркменистане белорусские специалисты, и, как сообщает белорусское Общенациональное телевидение, первую опытную партию руды предприятие уже произвело. Расчеты показывают, что на промышленные объемы завод выйдет уже через год, что позволит Туркменистану зарабатывать на экспорте калия, а Белоруссии – на сопровождении проекта.
«Речь идет уже не о миллионах долларах, а о миллиардах», – так разъяснил «НГ» важное значение этого проекта доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра изучения общих проблем современного Востока Института востоковедения РАН Шохрат Кадыров. По словам эксперта, отношения лидеров двух стран уже давно вышли за официальные рамки.
«Дружба началась еще со времен Туркменбаши. Поскольку у двух стран схожий авторитарный режим, Лукашенко всячески поддерживал Туркменбаши. Преемник Туркменбаши Бердымухамедов не только продолжил эту линию, но и расширил экономическое сотрудничество. Он заключил очень крупный контракт на строительство ГОК и поставку беспилотников. Это для Туркменистана крайне важно ввиду наличия протяженной границы с Афганистаном, где в последнее время то и дело возникают конфликты», – сказал Кадыров. Однако Ашхабад пока не дождался этих беспилотников.
Другой проект, который обсуждался на переговорах лидеров Белоруссии и Туркменистана, «Экономический пояс» Шелкового пути – также сулит взаимную выгоду. Эту инициативу Пекина поддержали и Минск, и Ашхабад. Грузовые потоки по маршруту Восток–Запад и обратно пройдут по территории двух стран.
Гурбангулы Бердымухамедов рассказал, что Туркменистан вместе с партнерами создает разветвленную сеть транспортной транзитной логистической инфраструктуры комбинированного типа. Она будет включать в себя транзитные континентальные коридоры, уходящие в регионы бассейнов Каспийского, Черного, Балтийского морей.
«Мы рассматриваем Беларусь, обладающую современной инфраструктурой и выгодным географическим расположением, как перспективного партнера в осуществлении этих планов», – отметил президент Туркменистана.
Как сказал «НГ» эксперт Российского института стратегических исследований Иван Ипполитов, экономические проблемы Белоруссии обострились в последние три года. Поэтому оживление сотрудничества с Ашхабадом своевременно.
«Белоруссия заинтересована в сбыте продукции машиностроения, подрядах на строительство, притоке студентов-платников и пр. И Ашхабад это может дать Минску. Специфика в том, что у этих стран не очень большой товарооборот, который к тому же сократился, и почти весь его объем приходится на поставки продукции из Белоруссии в Туркмению», – сказал Ипполитов.
По его словам, Туркменистан в 2013 году входил в тройку мировых лидеров по закупкам белорусских грузовиков МАЗ. На МАЗе даже разработали специально для туркменских газовиков трубоплетевоз МАЗ-641705. Туркменистан охотно приобретал и минские тракторы. Но главным в экономическом сотрудничестве Минска и Ашхабада остается участие ОАО «Белгорхимпром» в строительстве Гарлыкского ГОК.
«ГОК должны были достроить еще в прошлом году, но запуск состоится в 2017 году. Более того, в период конфликта с «Уралкалием» высказывались идеи о возможном сотрудничестве Белоруссии и Туркменистана в сфере производства и продаж удобрений», – отметил Ипполитов. Эксперт указал также, что двустороннее сотрудничество в сфере образования и науки может показаться образцовым – в Белоруссии обучается около 10 тыс. туркменских студентов, и это для Туркменистана второй показатель – больше студентов из этой страны обучаются только в Турции. По словам Ипполитова, белорусская система образования привлекает туркменскую сторону не только высоким уровнем знаний, получаемых молодежью, но и невысокой платой за обучение.
Вячеслав ШТЫРОВ, Матрица.kz
В обзоре использованы материалы среднеазиатских и российских информационных интернет-изданий.
Просмотров материала: 2 864