«Мы вовремя начали (реализацию программы индустриализации), за пять лет построено и введено в строй 900 новых предприятий, в нынешнем году еще 100 – больше тысячи. Более 500 совершенно новых продуктов, которых никогда не было в Казахстане, мы стали производить, именно эта часть экономики растет», – сказал Глава государства, выступая на XXIV сессии Ассамблеи народа Казахстана.
Однако из-за кризисных явлений Президент поручил внести корректировки в программу второй пятилетки индустриализации (ГПИИР). Обновленный документ планируется рассмотреть в Правительстве в июне. Более того, Правительство разработало новую программу – «Цифровой Казахстан». В МИР это объясняют тем, что инфокоммуникационные технологии становятся основой современной индустрии. Сегодня цифровые технологии пронизывают практически все секторы экономики и особенно – отрасли промышленности.
О том, как кризис сказывается на программе индустриализации, исполняется ли поручение Президента по привлечению инвесторов и какие меры принимаются для технологического развития страны рассказал министр по инвестициям и развитию Асет ИСЕКЕШЕВ.
Источник: Казахстанская правда
– Асет Орентаевич, звучат мнения, что темпы индустриализации сильно замедлились из-за кризиса. Ваш комментарий?
– Несмотря на все нынешние сложности, президентская программа индустриализации продолжается по утвержденному плану. Да, пришлось внести коррективы. Но в кризисный период индустриализация фактически стала одним из немногих инструментов развития, который сейчас позволяет бизнесменам и инвесторам создавать новые проекты.
Так, из 500 проектов второй пятилетки (2014–2019 гг.), планируемых к реализации, в прошлом году введены в эксплуатацию 128. В текущем году будут реализованы 120 проектов, на которых будет создано 14 тысяч постоянных качественных рабочих мест. Еще около ста новых производств – на стадии строительства. Среди них есть как крупные, так и средние проекты, нацеленные на выпуск конечной продукции. Отмечу, что качество проектов заметно улучшилось.
Например, в первом полугодии будет запущено производство железнодорожных осей и колесных пар. Тем самым сформирован кластер железнодорожного машиностроения. До этого уже был налажен выпуск вагонов, локомотивов, рельсов. Кроме этого, в Акмолинской и Северо-Казахстанской областях станут производиться различные детали и запчасти для сельхозмашиностроения. Агрохимическая продукция, включая пестициды, глифосат, будет производиться в Павлодарской области. Производство высокотехнологичного оборудования и приборов с участием корейских инвесторов будет запущено в СЭЗ ПИТ, а также мясной и масложировой продукции – в Алматы. И это – планы только на первое полугодие.
Да, кризис создает трудности в работе предприятий. Сейчас наблюдается ограничение кредитования предприятий со стороны банков. Сжимается внутренний рынок, а также рынки основных торговых партнеров в регионе – России и Китая. Тем не менее большинство новых и модернизированных предприятий продолжают стабильно работать.
Это показывает, что новые предприятия быстрее адаптируются к нынешним непростым условиям. Конечно, есть предприятия, которые оказались в сложной ситуации. Они сейчас пересматривают свои бизнес-модели. В целом это нормальное явление для рыночной экономики. Такое наблюдается и в других странах.
– Из-за кризиса во многих странах наблюдается отток инвесторов. Насколько это ощущается у нас?
– В прошлом году во многих странах был заметен спад инвестиций. Это коснулось и Казахстана. Но в разных отраслях по-разному. Прямые иностранные инвестиции снизились в основном в горнодобывающую промышленность – на 58%, в добычу сырой нефти – на 62%, торговлю – на 47%. Но при этом инвестиции в приоритетные отрасли индустриальной программы, наоборот, выросли. Например, в машиностроение – в 7 раз, в пищевую промышленность – на 30%, в производство продуктов нефтепереработки – на 81%.
Таким образом, чисто сырьевые проекты показывают снижение по инвестициям из-за падения цен на сырье. Тогда как индустриальные, связанные с производством и переработкой, растут. Это значит, что работа в рамках ГПИИР дает положительные результаты.
– В целом как идет работа по привлечению инвесторов?
– Работа с инвесторами – важнейшее направление для министерства. Практически идет перезагрузка всей нашей работы в новых условиях. Учитывая особую важность этого направления, по поручению Президента начал работать правительственный совет во главе с Премьер-Министром и в регионах – советы под руководством акимов областей. Разработан алгоритм действий с НПП, МИДом и посольствами. В 10 приоритетных странах в наших диппредставительствах начали работать специальные советники по привлечению инвестиций.
МИР является «одним окном» для инвесторов. И в этом «окне» бизнесу предоставляется более 300 услуг. Практически все вопросы инвесторов решаются у нас, им не надо бегать по различным госорганам и инстанциям.
Сейчас мы ведем активную работу по более чем 200 инвестиционным проектам с участием иностранных инвесторов. В их числе есть и проекты транснациональных корпораций. В нынешнем году с участием зарубежных инвесторов планируется ввести в эксплуатацию 30 производств, а еще по 60 инвесторы начнут строительство.
Например, сейчас транснациональный гигант Tenaris запускает завод нефтяных труб с премиальным соединением в СЭЗ Актау мощностью 45 тысяч тонн продукции. Сумма инвестиций в проект – 14,6 миллиарда тенге.
В Жамбылской области компания «Еврохим» в текущем году начнет строительство комплекса по производству минеральных удобрений. Объем инвестиций составит более 300 миллиардов тенге.
Начнется строительство фармзавода британской компанией Hikma, который будет выпускать сложные препараты по стандартам GMP. Объем инвестиций – более 6,5 миллиарда тенге.
Есть и небольшие проекты. Турецкая компания Ipek Kagit Central Asia запускает производство бумажной продукции бытового и санитарно-гигиенического назначения в Астане.
Начнется реализация ряда проектов в пищевой промышленности, в том числе с итальянской Cremanini по строительству современных мясоперерабатывающих заводов.
Если же рассматривать первую пятилетку, то в половину регионов страны за счет индустриальных проектов было привлечено за 2010–2015 годы более чем по полтриллиона тенге. Например, в Актюбинскую область – 889,3 миллиарда тенге, в ВКО – 884,3 миллиарда, в Павлодарскую – 855,7 миллиарда, в Алматинскую – 757,6 миллиарда тенге.
– В работе с инвесторами обращает на себя внимание, что ТНК на особом счету…
– Да, это наш приоритет. Глава государства поставил задачу привлечь 10 ТНК в перерабатывающий сектор. Такая цель указана в Плане нации «100 конкретных шагов». Сейчас в проработке более 60 транснациональных корпораций, с 25 из которых ведется активная работа. Из них 3 компании в текущем году начнут строительство и 4 введут проекты в эксплуатацию.
В целом наше министерство координирует всю работу с инвесторами. Цель – поставить эту работу на системный, мировой уровень. Мы регулярно встречаемся с инвесторами и обсуждаем, как еще можно улучшить инвестклимат. Много предложений поступает и в мой адрес, как инвестиционному омбудсмену. Ничего не остается без внимания.
– Хотелось бы спросить об эффекте индустриальной политики. Понятно, что это долгосрочная программа. Но тем не менее, что удалось сделать за прошедшее время?
– С момента старта новой индустриальной политики удалось практически полностью решить вопрос по необходимой для промышленности инфраструктуре – транспортной, энергетической и так далее.
Например, решен вопрос по энергодефициту, дефициту подвижного состава, автодороги и железные дороги связали разные части страны. И это неудивительно, если учесть, что на инфраструктуру было направлено более 60% всего бюджета госпрограммы.
Для поддержки бизнеса (МСБ, экспортеров, инвесторов) были разработаны специальные программы, финансирование по которым шло через БРК, «КазАгро», хорошо знакомую всем бизнесменам программу «ДКБ-2020» фонда «Даму».
Всего в реальном секторе с учетом и транспортных, и энергетических, и промышленных проектов за 6 лет было поддержано более 8 700 малых, средних и крупных компаний. Все это позволило создать почти 193 тысячи новых рабочих мест – практически каждое четвертое (23,1%) новое рабочее место, созданное за это время в экономике.
Фактически в Казахстане появилась новая индустриальная база, которая обеспечила продуктивную занятость и устойчивость экономики во многих регионах страны. Появилось 26 новых значительных секторов обрабатывающей сферы. Номенклатура экспортируемой продукции выросла с 777 до 824 товаров.
Как говорит Глава государства, индустриализация – стержень всей экономической политики государства. Сейчас мы видим, что индустриализация в определенной степени сыграла роль «подушки безопасности», смягчив удар кризиса и не дав уйти в минус обрабатывающей промышленности.
Конечно, экономика столкнулась с серьезными вызовами. Мы видим снижение промышленного производства. Но это в основном за счет спада в добыче нефти. Вместе с тем в обрабатывающем секторе наблюдается незначительный рост. Это благодаря приоритетным секторам, в которые были введены новые производства. Выросла и добыча металлических руд за счет новых индустриальных проектов – Бозшаколя, Актогая и других.
Большая часть предприятий Карты индустриализации – около 700 – стабильно работает. И они не просто «существуют», они уже экспортировали продукцию на триллион тенге. Наши предприятия выходят на рынки Ирана, Китая, России, дальнего зарубежья.
Выросло новое поколение промышленников, инженеров, которые начали реализовывать достаточно серьезные проекты.
С начала реализации программы (с 2010 года) проектами Карты произведено продукции на сумму 6,2 триллиона тенге, из них за I квартал 2016 года – 446 миллиардов тенге. В результате по темпам роста сферы обработки мы опередили ряд стран постсоветского пространства (например, ИФО обрабатывающей промышленности за январь – март 2016 года составил: в Беларуси – 95,1%, России – 96,9%, в Казахстане – 100,3%).
Индустриализация, наряду с такими секторами, как торговля, строительство, сельское хозяйство, энергетика, финансы, является лишь одним из сегментов экономической политики и отвечает только за развитие обрабатывающей промышленности. Но с каждым годом она начинает играть все большую роль в экономическом развитии.
Индустриализация дает казахстанцам новые рабочие места, стабильную зарплату; это новые виды качественных продуктов питания, лекарств, одежды и обуви, мебель и стройматериалы и многое другое, что необходимо нам в повседневной жизни.
– На первом этапе индустриализации Президент отметил, что вторая пятилетка должна стать более инновационной, реализовываться с учетом
перспективных направлений развития технологий. Остается этот вектор при корректировке программы?
– Да, по поручению Президента, с учетом кризиса и быстрого развития технологий, проводится актуализация второй индустриальной пятилетки. Упор идет на учет новых технологических трендов, и мы фокусируемся на секторах промышленности с максимальным экспортным потенциалом.
Фактически мы перезагружаем всю систему индустриально-инновационной политики. Сегодня есть несколько мировых экономических и технологических трендов, которые уже в скором будущем окажут серьезное влияние на нашу экономику. Мы посмотрели опыт технологического и индустриального развития Китая, Южной Кореи, Малайзии и Германии. И с учетом уже всех глобальных трендов и международного опыта началась подготовка к изменениям и пересмотр подходов по дальнейшему развитию индустриализации.
В первую очередь экономические: какие рынки будут перспективными в ближайшие 20 лет, какие продукты будут востребованы на этих рынках, какие есть ниши именно для наших продуктов. Акцент сделан на тех отраслях, которые прежде всего могут заменить экспортные доходы вместо нефти.
Сейчас мы видим, что из ранее отобранных секторов, с учетом изменений на внешних рынках, наиболее перспективными стали: производство продуктов питания, удобрений, производство нефтехимической продукции (полипропилен и полиэтилен), высокие переделы в металлургии и ряд секторов в машиностроении.
Во-вторых, мы изучили технологические тренды, которые сегодня формируют Четвертую промышленную революцию и могут кардинально поменять представление о промышленности, торговле, изменить цепочки взаимодействия. Это внедрение цифровых технологий: развитие Интернета вещей, облачные технологии, роботизация, возобновляемая энергия, генная инженерия, производство новых материалов и методы производства, как 3D-принтинг. В развитых странах уже идет формирование «умных» городов путем информатизации сервисов в медицине, образовании и логистике.
– Какие-нибудь конкретные меры приняты в этих направлениях?
– Мы уже сделали первые шаги. Например, запущенный в прошлом году автономный кластерный фонд «Парк инновационных технологий» на базе СЭЗ «ПИТ» совместно с компанией McKinsey & Company уже подписали соглашение по созданию совместного Центра компетенций ГМК в нынешнем году. Это инвестиционный проект, который позволит быстро внедрять лучшие мировые практики и новые технологии в такой консервативный сектор, включая технологии Интернета вещей и анализа больших данных, объединенных под термином Индустрия 4.0. Серия известных технологических ТНК, включая Google, будут использовать этот уникальный центр для внедрения своих самых последних разработок, для создания новых производств. Через несколько лет этот центр должен выйти на свою мощность по подготовке до 1 200 специалистов в год.
Для развития направлений с высокой добавленной стоимостью в наших планах запуск Центра по новым материалам и аддитивным технологиям совместно с McKinsey и АКФ «ПИТ» в 2017 году. Уже достигнуты соглашения для привлечения прорывных технологических платформ по новым материалам, получившим Нобелевскую премию. Также в разработке совместные центры по высокотехнологичному производству для новой энергетики, финансовых и «умных» технологий.
– Какие задачи вы ставите перед собой?
– В первую очередь мы должны завершить модернизацию базовой индустрии: сельского хозяйства, горно-металлургического комплекса, энергетики. Поэтому сейчас проводится модернизация предприятий в традиционных секторах промышленности, расширение линейки их продукции в сторону более высоких переделов. Например, от желтого фосфора – к минеральным удобрениям, от обычного низкосортного проката – к легированной стали, от бензина – к ароматике и ЕВРО-4,5 и тому подобное. И как уже отметил выше, формируем центры компетенций по ключевым отраслям.
Мы принимаем меры по завершению строительства крупных отраслеобразующих проектов, которые станут новыми точками индустриального роста (газохимия, автозаводы полного цикла, комплексные и калийные удобрения).
В каждой отрасли определены крупные проекты, по большинству из них уже есть инвесторы. Например, по производству удобрений реализуются шесть проектов, которые позволят увеличить объемы производства в 14 раз и экспорт более чем в 30 раз. Такая же работа идет по другим отраслям.
Мы развиваем высокоэффективный индустриальный малый и средний бизнес, ориентированный на экспорт и постоянное повышение производительности труда. Особенно в отраслях с максимальным экспортным потенциалом, таких как электротехника, продукты питания, машиностроение.
Реализация проектов по названным направлениям может дать прирост к экспорту обрабатывающей промышленности до 10 миллиардов долларов в долгосрочной перспективе.
Модернизация традиционных (базовых) секторов и реализация индустриальных крупных, малых и средних проектов проходит с применением новых подходов в производственном процессе (автоматизация, цифровое моделирование и другое), внедрением передовых технологий по энергоэффективности, экономии ресурсов и других инноваций, в том числе организационных и маркетинговых.
При этом решать технологические проблемы необходимо от геологоразведки и добычи до обогащения и переработки. Главное – повышение производительности, экологичность, автоматизация, трансферт технологий, совместная работа с отечественными учеными.
Например, в сфере недропользования для проведения геологоразведочных работ привлечена британско-австралийская транснациональная компания Rio Tintо. Такие ТНК приводят за собой инвестиции в отрасль, трансферт технологий и обучение кадров.
Такая же работа необходима по другим отраслям (сельское хозяйство, транспорт и так далее).
– Что еще нужно сделать, кроме развития базовых отраслей?
– Нам необходимо создать высокотехнологичные секторы экономики, имеющие высокий экспортный потенциал и инвестиционную привлекательность. Такими секторами могут стать энергетика будущего, новые материалы, биофармацевтика и так далее. Развитие перспективных направлений будет сфокусировано на базе Назарбаев Университета в Астане и АКФ «ПИТ» в Алматы.
Ну и еще одна ключевая задача – формирование креативного предпринимательства. В текущем году запускается программа «Стартап Казахстан», которая направлена на выявление и поддержку лучших стартапов и инноваторов.
Все эти три задачи – модернизация базовой индустрии, создание новых для страны секторов экономики и развитие креативного предпринимательства – будут проходить в рамках скоординированных между собой программ – индустриализации и «Цифровой Казахстан», которая сейчас разрабатывается. В основе последней – построение современной цифровой инфраструктуры: расширение охвата населения страны широкополосным доступом к Интернету, увеличение пропускной способности, создание дата-центров и лабораторий, увеличение цифровой грамотности населения.
Но все это будет невозможно осуществить, если у нас не будет необходимых специалистов. Поэтому идет совместная работа с МОНом. Для подготовки квалифицированных кадров по приоритетным отраслям индустриализации определены 11 вузов и 10 колледжей. В них специалисты будут обучаться по международным образовательным программам и, что самое главное, по международным стандартам совместно с ведущими мировыми вузами-партнерами, такими как Кембриджский университет, Калифорнийский университет и другие.
Развитие цифровизации Казахстана потребует как подготовки инженеров-программистов, специалистов по данным, кибербезопасности, так и обучения учителей, врачей, работников в сфере услуг, а также госслужащих навыкам применения цифровых технологий. Для этого разрабатываются программы переподготовки кадров и повышения квалификации. Будут проведены системные изменения во всех звеньях – от дошкольного до послевузовского образования.
Сейчас все ключевые элементы политики индустриализации внимательно рассматриваются в Правительстве. Уверен, что президентская программа
индустриализации будет выполнена.
Просмотров материала: 2 777