- Can you take foto? - спросил парень из Голландии у казахстанских вайнеров из команды Нурлана Батырова, с которыми я была в совместном пресс-туре в Анталии. - О, я вас знаю!- тут же подбежал турист из Кыргызстана. - Я, Давид из Израиля, я знаю, что вы из Instagram! - О, смотрите, Батыров!!!
И так весь пресс-тур. У меня, как телевизионщика со стажем, эта бешеная популярность парней, снимающих короткометражки на айфон, вызвала настоящий профессиональный шок.
Как можно добиться такого мирового успеха с помощью мобильного телефона? Почему обычные ребята, далекие от телевидения, имеют свыше миллиона подписчиков? Почему телеоператор КТК со своей громадной телевизионной камерой рядом с ними смотрится как мамонт из древнего мира? И что это за новое вайн-увлечение? Со всеми этими вопросами я обратилась к вайнеру, в прошлом художнику по костюмам Нурлану Батырову. К слову в рейтинге Forbes Kazakhstan «30 звезд шоу-бизнеса и спорта – 2015» он занимает 26 позицию.
Для справки Vine – это мобильное приложение для создания коротких шестисекундных видео. Оно принадлежит компании Twitter, которая купила его в октябре 2012 года. Для пользователей сервис был открыт 24 января 2013 года. Уже 9-го апреля 2013 года Vine стал самым скачиваемым бесплатным приложением в iOS App Store. Сегодня время роликов увеличено до минуты.
- Вот этот вопрос про миллион подписчиков мне задают всегда, и я не знаю на него ответ, - начал Нурлан, - Когда мы все начинали, делали это просто для себя, даже не думали, что это превратится во что-то глобальное. Для нас шоком было, когда у нас появились первые 10 тысяч подписчиков, а потом 50 тысяч, 100 тысяч. Но потом привыкли.
- С чего все началось?
- Началось все с сериала «Сакен», который мы снимали с Шако, потом начали снимать просто приколы для себя. Шако - бывший квнщик, я тоже человек веселый, мы нашли общий язык и образовался костяк нашей команды. Повторю, что мы просто стебали какие-то интересные моменты из жизни, не думая о славе.
- Откуда вы берете темы для своих роликов?
- Все берется только из жизни. Вот элементарно девушка говорит: «Я пошла к себе в номер». Я говорю: «Иди». Она отвечает: «Ты гонишь меня». Чем это не диалог для нового ролика о моей героини - безумной женщине? И так рождаются все остальные ролики.
- Все снимают ролики, но почему у одних десять просмотров, а у вас сотни тысяч?
- Мне кажется наш успех в искренности, нет у нас других секретов. Вот какие мы есть такие и в роликах, мы юморим всегда. К этой работе относимся просто, мы не снимаем по двадцать дублей, а потом корпим над тем, как выбрать лучший. Мы все делаем в роликах, как в жизни. Второго дубля у нас нет, и я не хочу это превращать в какую-то глобальную работу, дело должно приносить удовольствие прежде всего, тогда оно принесет успех.
- А когда этот «юмор для себя» начал приносить еще и доход?
- В самом начале мы не знали, что нашими роликами сможем зарабатывать. Первые клиенты нашлись как-то сами, это была ювелирная компания. Позвонила девушка по чьей-то рекомендации, предложила снять рекламу, мы согласились и получили 100 тысяч тенге. Для нас это было чем-то невероятным, что за каких-то полчаса мы заработали эти деньги. А потом пошли другие заказы, менеджеры выражали нам свою идею, а мы ее воплощали в ролики.
- Как вы с ними договариваетесь, чтобы и им был пиар и творчеству это вашему не мешало? По личному опыту знаю, как часто не удается договориться с заказчиками.
- С клиентами мы договариваемся на старте, я диктую свои условия, потому что они обратились к нам, а не в традиционные СМИ. Сразу говорю, что голую рекламу делать мы не будем и переснимать тоже, и все клиенты, которые с нами работают, они никогда не спорят, потому что доверяют нам. Рекламу можно заказать на телевидении, на радио, там классно все делают, но мы такое не делаем и все, мы другие.
- Очень многие команды, когда начинают зарабатывать деньги, распадаются, согласись, что заработки порой мешают творчеству и дружбе? Не возникали у вас такие проблемы?
- Мне повезло с командой, мы все друг друга хорошо понимаем, мы творческие люди. Поскольку я старший, то ко мне прислушиваются, никто не спорит, потому что в меня верят как в управленца.
- Этот успех не сносит голову?
- Я уже не в том возрасте. Если бы этот успех пришёл ко мне десять лет назад, когда мне было 23 года, я бы скатился с катушек. Меня жизнь потаскала, я страну поменял, работу, мне пришлось начать все с нуля. И вот, когда жизнь тебя поучит, потаскает, ты начинаешь на все рационально смотреть. Так же и Шако, он тоже прошел много испытаний в жизни и в свои 25 лет у него нет звезды, хотя его приглашают в кино, на кастинги, за спиной уже семь картин, мог уже приходить распальцованный, но он этого не делает.
Когда у тебя есть опыт, хорошее окружение, воспитание, маловероятно поймать звезду. Я смотрю на многих ребят из нашей сферы, они просто сдуваются, и когда у нас возникает такая проблема, приходится давать по башке, было такое.
- Ты сказал, что сменил страну, откуда ты приехал в Казахстан?
- Я - оралман, приехал в 2008 году из Ташкента. Мне не нравилось раньше это слово «оралман», но оно правильное, просто кто-то испортил репутацию оралманов, сейчас я его перестал стесняться. Мы с семьей приехали по государственной программе, я работал сначала тут консультантом в магазине, потом в издательстве, потом попал в кино. Было не просто, искал работу, оставлял резюме, ждал, что мне позвонят, готов был работать за самые маленькие деньги, было такое. Но сейчас весь этот опыт помог мне создать свою съёмочную группу.
- Как ты думаешь, смог бы ты стать таким популярным в Узбекистане?
- В Узбекистане много талантливых ребят, но там много препятствий для развития творческого бизнеса тем более в интернете. Мне кажется, там я бы не раскрылся. Раз так все произошло, значит, так должно было быть, если бы я уехал в Москву, а такое также было возможно, то тоже не стал бы тем, кто я сейчас. Я благодарен Казахстану, что именно здесь смог раскрыться.
- Мне как телевизионщику любопытно узнать твое мнение, что будет дальше с телевидением? Неужели, как когда-то сказал герой в кино «скоро ничего не будет, только …сплошной интернет»?
- Это 21 век, ничего с этим не поделать, мобильность вошла во все сферы нашей жизни, сейчас мы редко покупаем журналы, смотрим телевизор. Все это постепенно вымрет, все будет цифровым. Я не читаю газеты, не смотрю телевизор, не в обиду тебе, у меня нет времени на это, все новости я узнаю через телефон.
- У вас миллион зрителей, дальше будет еще больше, а какова конечная цель?
- Это все перерастет в большое кино, потому что моя главная цель – стать режиссером и Шако будет моим актером, как у Тима Бертона Джонни Деп. Я хочу снять романтическую комедию. У меня есть любимая актриса Айсулу Азембаева, вот я мечтаю, чтобы они сыграли любовь с Шако. По задумке у меня даже есть уже очень смешная история.
- Сейчас много ходит разговоров о закрытии соцсетей. Как ты к этому относишься, ведь интернет дает вам работу?
- Мы снимаем только позитив, никакой политики и экономики. Когда все обсуждали вопрос по земле, многие комментаторы просили меня высказать свое мнение, так вот одна девушка написала: «Зачем вы лезете с этим вопросом сюда на страницу позитива, сюда заходят люди, чтобы отвлечься».
Вот это про нас. Конечно, я читаю все новости, мне не нравятся эти разговоры о закрытии соцсетей, но я что-нибудь придумаю в любом случае. Закроют, я не стану бить тревогу, найду себя в другом.
Полина Шиманская, специально для Матрица.kz
Просмотров материала: 8 776