Глава государства Нурсултан Назарбаев подписал Закон РК «О внесении изменений и дополнений в Земельный кодекс». Документ направлен на реализацию Плана нации - 100 конкретных шагов по внедрению пяти институциональных реформ в части введения в рыночный оборот земель сельхозназначения с целью их эффективного использования, упрощения процедуры смены целевого назначения земельного участка. Так, с 1 июля текущего года земли будут продавать только с аукционов.
Как отмечают в правительстве, многие участки не используются по назначению или вовсе не задействованы в производстве, потому и предлагается их продать. Отмечается, что, если будет хозяин, значит, появится ответственность и землю начнут использовать рационально. Большим плюсом называют такое новшество: сельхозпроизводители смогут без труда менять целевое назначение земель в случае строительства на данных земельных участках, и для этого не потребуется никаких специальных разрешений и согласований.
С 1 июля 2016 года земли будут продавать только с аукционов. Сначала по английскому методу – на повышение цены, затем по голландскому – на понижение, но не ниже 50% от кадастровой оценочной стоимости. Теперь выбор остается за аграриями: какое решение принять. Однако, есть мнение, что некоторые аграрии выкупят лишь лучшие клетки, из всех имеющихся, чтобы получать от них хорошую отдачу.
Многих пользователей соцсетей этот Закон возмутил, они считают, что "если земли будут проданы, то страна будет растаскана". Между тем, публицист Сергей Дуванов отмечает, что "частная собственность на землю это необходимый институт рыночной экономики. Это есть во всех нормальных странах. Еще ни одна из стран, где земля продается частным лицам, включая иностранцев не была растаскана по частям и не перестала существовать".
"Нельзя воспринимать эту "продажу земли" как ее отчуждение. Это не совсем так. Земля никуда не уходит, ее не увезут из страны. Она как была, так и останется казахстанской, ей только найдут ответственного хозяина, которого обяжут вкладывать в нее деньги, работать на ней, при этом холя ее и лелея. А еще, попав в предприимчивые и работящие руки, земля начнет нас кормить,обувать и одевать. То есть это будет нам на пользу.
Не нужно воспринимать эту куплю-продажу как потеряю контроля государства над землей. Нет! Земля остается казахстанской и ее владелец ничего с ней не может сделать без согласия властей. Так что нет никакой распродажи Казахстана. На мой взгляд, это чисто эмоциональная и по своей сути популистская реакция людей не способных подняться над уровнем обыденного сознания", - считает он.
"На самом деле это попытка дать земле настоящего хозяина, способного использовать ее на пользу именно Казахстана. Земля должна кормить страну, народ, создавая востребованный продукт и приумножая тем самым богатство нации. То как сегодня используется наша земля – это издевательство над ее потенциалом. Нынешняя бездарность ее использования, а чаще неиспользования вот чем нужно возмущаться, против чего нужно протестовать.
Другой вопрос как это будет сделано, нашими чиновниками? Кому и как будут уступлены лучшие земли? На что будут потрачены вырученные от этого деньги? Вот здесь ОЧЕНЬ большой вопрос. Плюс к этому есть очень большой риск, что наши чиновники, как это водится, все это сделают через … одно место. В этом случае мы получим традиционное совковое "хотели как лучше, а получилось, как всегда", - заключил Сергей Дуванов.
Экономист Петр Своик считает, что собственность на землю является исключением из основного правила рыночной экономики, пишет nur.kz.
"Если священность и неприкосновенность частной собственности есть основное правило рыночной экономики, то собственность на землю – скорее исключение из него. Кроме, разумеется, собственности на достаточный для жилья, садоводства и огородничества земельный участок. Для сельскохозяйственных же земель на собственно торговый оборот накладывается историческая традиция и современный общественный менталитет и все это не в пользу такого института для Казахстана"
Касательно эффективности продажи земли, то Петр Своик отметил: «Если брать именно экономическую эффективность, то достаточно вспомнить набор аргументов, сопровождающих «продавливание» первого еще варианта Земельного кодекса с частной собственностью на землю – тезисы о появлении эффективных собственников и превращении земли в залоговый инструмент для дешевого кредитования не оправдались. И тогда, кстати, в истории нашего управляемого парламента был единственный случай, когда он сопротивлялся принятию частной собственности на землю почти всерьез. Теперь же на вторую волну приватизации земель накладывается кризис и тень активно заходящего в нашу экономику Китая – независимо от уверений, что иностранцам земля продаваться не будет".
Экономист Жарас Ахметов также высказывает свои сомнения об эффективности механизма продажи земли: "Земля - это актив, который необходимо капитализировать. Рынок земли - это механизм её капитализации. Важный вопрос - способы продажи, т.е. сам механизм. Другой важный аспект - не будет ли происходить концентрация земли у ограниченного числа собственников. Мировая история и наша собственная показывают, что крупные землевладения неэффективны»".
Экономический обозреватель Денис Кривошеев наоборот уверен, что это возможно единственный путь к выживанию страны: "Бесспорно, земля национальное достояние и любые разговоры о ее продаже воспринимаются обществом, как продажа родины. В этом есть логика. Для казахов, независимость, территория, имеет сакральное значение. В крови вольных людей, нет даже такого понятия, как частная собственность на землю. Будучи, главным богатством и единственной надеждой на выживание, она воспринимается, как нечто общее, нечто не имеющее внутренних границ. Можно признать право на «6 соток», даже на шесть гектаров, огороженных кирпичным забором, но своим, тем, с кем можно договорится или просто поговорить. В понимании бизнеса, частная собственность на землю, нечто большее. Это гарант, это железобетонный щит, защищающий инвестиции в нее. США состоялось как государство благодаря незыблемости этого права".
Денис Кривошеев отмечает, что разговоры о продаже земли напрягают казахстанское общество, но, на его взгляд, нужно принять как данность, что земля, точно такой же товар, как и любой другой.
"Продавать его, не значит лишиться полностью, даже если собственником будет иностранный гражданин. Защищать ее нужно, от варварского отношения, от использования не по назначению, но не использовать, это куда большее преступление. Огромная территория, которая может приносить доходы в бюджет, гораздо более высокие, чем нефтяные. В текущих условиях, это единственный путь, к выживанию. Сами, мы не в состоянии использовать это богатство с пользой для себя.
Наша великая степь, по оценкам специалистов, может прокормить миллиард человек, а сегодня не кормит и 17 миллионов. Нужно помнить историю, земля, которая не используется, рано или поздно находит нового хозяина, вопреки всему. На земле почти 7 миллиардов человек. Хорошие, плодородные земли роскошь, драгоценность, за которую готовы биться до последней капли крови. Возможно, обретая новых собственников, Казахстан обретет новых, преданных, благодарных граждан и защитников. Ведь оставаться маленьким народом на большом девственном куске земли, в длительном отрезке времени, это задача не решаемая, ни политически, ни экономически, ни с точки зрения военной стратегии", - уверен эксперт.
Айкын Конуров, депутат от партии "Народные коммунисты" считает, что на сегодня мы имеем печальную картину деградации нашего главного ресурса - земли.
"Несмотря на все усилия государства, частник на земле, а это в основном арендатор земли, ведет экстенсивную работу, и ситуация в связи с развитием кризисных явлений в экономике оптимизма не придает нам всем. Понятно, что государство надеется, что с продажей земли собственник будет относится по-хозяйски, но это не панацея. В итоге мы рискуем потерять земельный фонд, где растворены доли сельчан, что проживают и трудятся на этой земле. Учитывая высокий уровень коррупции в МИО, очень высок риск создания групп латифундистов регионального и республиканского уровня с отношением к земле по принципу "собаки на сене". Это же в свою очередь создаст серьезную социальную напряженность", - считает депутат.
Отметим, что в настоящее время в Казахстане 99,5 млн га или 98,7 % земель сельскохозяйственного назначения находится в долгосрочной аренде и только 1,3% земель находятся в частной собственности. При этом, по итогам инвентаризации за 2012-2014 годы, выявлено 7,4 млн га неиспользуемых земельных участков.
ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ: Продавать сельскохозяйственные земли иностранцам можно и нужно
Просмотров материала: 2 619