Подслушивают ли нас наши смартфоны? Таким вопросом задалась корреспондент Би-Би-Си. Все началось с дорожно-транспортного происшествия:
Я занималась глажкой, когда в комнату зашла мама и сказала, что друг нашей семьи погиб в автомобильной аварии в Таиланде. Мой телефон лежал рядом, на столе.
На следующий день, когда я захотела использовать поисковую систему, она мне выдала в предлагаемых вариантах имя нашего друга, слова "авария мотоцикла, Таиланд" и год.
Я была поражена, поскольку была уверена, что не пользовалась телефоном во время того разговора. Мои руки были заняты.
Может быть, я потом попыталась найти подробности происшествия и забыла об этом? Или же мой телефон нас подслушивал?
Почти каждый раз, когда я рассказывала об этом каким-нибудь знакомым, у них находилась похожая история, в основном связанная с рекламой.
Одна моя подруга пожаловалась своему бойфренду на мигрень, которой у нее раньше никогда не было. На следующий день она увидела, что в "Твиттере" среди ее подписчиков оказалась группа поддержки страдающих от мигрени.
Другая подруга подробно обсудила со своей сестрой одну проблему, связанную с налогами. На следующий день в "Фейсбуке" появилась реклама, предлагавшая советы экспертов именно по этой проблеме.
Многие рассказывают, как они обсуждают определенные товары или курорты, и вскоре видят соответствующую рекламу.
Один мой знакомый репортер заметил, что его коллега после разговора в машине со своей женой на тему месячных обнаружил у себя в интернете рекламу гигиенических прокладок.
Но ведь, если бы действительно в смартфоне регулярно включался микрофон и происходила передача данных, батарея не продержалась бы и положенного ей короткого времени, а стоимость мобильной связи просто зашкалила бы?
Техническая задача
Я попыталась разузнать у экспертов по кибербезопасности Кена Манро и Дэвида Лоджа из компании Pen Test Partners, действительно ли возможна такая слежка?
Может ли какое-нибудь приложение подслушивать нас без нашего ведома?
"Поначалу я не был уверен, это все выглядело не очень убедительно", - признался Кен Манро.
Но к нашему общему удивлению, ответом в итоге было уверенное "да".
Они создали прототип приложения и загрузили его в смартфон. Мы завели разговор, стоя рядом с включенным телефоном, и увидели, как наши слова появляются на экране компьютера.
"Мы использовали уже существовавшие функциональные возможности Google Android. Мы их использовали, потому что так было легче", - говорит Кен Манро.
"Мы разрешили микрофону в смартфоне включаться, установили слушающий сервер в интернете, и все, что фиксировал микрофон этого телефона, где бы он ни находился, поступало к нам, и мы могли отправлять на него соответствующую рекламу", - рассказывает Манро.
На создание этой системы потребовалось всего два дня.
Она не была идеальной, но работала в режиме реального времени и явно распознавала большинство ключевых слов.
Расход батареи был минимальным, а при использовании Wi-Fi не было отмечено никакого всплеска передачи данных.
"Мы использовали большую часть уже существовавшего кода, - говорит Дэвид Лодж. - Пользователь наверняка ничего не заметит. Apple и Google могли бы это обнаружить, найти и блокировать. Но создать такую систему очень просто".
"Мы доказали, что это можно сделать, это работает. Происходит ли это в реальной жизни? Возможно", - заключает Кен Манро.
Ответ Google
Крупнейшие компании, работающие в сфере высоких технологий, эту идею категорически отвергают.
Google заявил, что никоим образом, ни для рекламы, ни в каких-либо других целях, не использует голоса до тех пор, пока пользователь не произнесет "о'кей Google", чтобы активировать систему распознавания голоса.
Google также заявляет, что не делится аудиофайлами с другими компаниями.
Представитель Google заявил, что регистрация речи используется только для активизации голосовых услуг.
Компания также подчеркивает, что требования, которые она предъявляет к разработчикам приложений, включают условие не собирать никакой информации о пользователе без его ведома. Приложения, нарушающие это условие, удаляются из онлайн-магазина Google Play.
Компания Facebook также заверила Би-Би-сСи, что она не позволяет брендам рассылать направленную рекламу на основе данных, полученных с микрофона, и ни с кем не делится данными без согласия пользователя.
Представитель Facebook также сказал, что реклама основывается только на информации, которой пользователи делятся в социальной сети, а также на их поисках в интернете.
Другие крупные компании также отрицают использование подобных технологий.
Совпадение
Есть, конечно, и математическое объяснение: существует вероятность того, что никакой связи между тем, что мы говорим, и получаемой нами рекламой на самом деле нет.
Профессор математики Дэвид Хэнд из Имперского колледжа Лондона написал книгу под названием "Принцип невероятности", в которой утверждает, что невероятные на первый взгляд события происходят постоянно.
"Эволюция приучила нас искать объяснения, - сказал он. - Если вы видите какой-либо знак, свидетельствующий о возможном присутствии хищника, вы убегаете и выживаете".
"Тут происходит то же самое, - объясняет он. - Мы встречаем очевидное совпадение и думаем, что тут должно быть объяснение, что это не может быть случайностью. Но на самом деле возможностей для подобных совпадений очень много".
"Если взять событие, вероятность которого мала, и дать этому событию достаточно возможностей случиться, оно непременно случится", - добавляет профессор математики.
"Люди обычно особо отмечают события, которыми занято их внимание: интересная беседа или серьезное решение, такое как покупка машины или выбор курорта, - говорит Дэвид Хэнд. - Поэтому неожиданно получаемые ими сообщения на эту тему выделяются на фоне всего остального, хотя возможно, что они присутствуют среди потока сообщений постоянно".
Красивые совпадения
Профессор Хэнд и сам, как он признается, был жертвой невероятного совпадения.
Когда вышла в свет его книга, другой автор опубликовал свою под точно таким же названием и ровно в то же самое время.
Автор книги "Власть совпадений" Джон Айронмонгер, пишущий на ту же тему, родился в один день с профессором Хэндом и работал в одном университете с его женой.
"Подобное случается, - говорит Дэвид Хэнд. - Я понимаю, почему эти совпадения случаются, но это не делает их менее красивыми".
Просмотров материала: 1 987