ПЕРВОЕ - опора на землю. Государство Казахстан располагает одной из самых больших территорий в мире, и одной из самых малонаселенных. Будучи исторической частью Евразийского экономико-географического и культурно-политического пространства, Казахстан участвует ныне в объективно обусловленном, и ускоряемом мировым кризисом, новом «собирании земель» в форме Таможенного, затем экономического и Валютного, затем и межгосударственного Союза. А потому перед нами стоит задача: успеть создать достаточную собственную «упругость», не дающую возвратиться в положение экономически, социально и культурно отстающего «младшего брата».
Та же задача набора собственной внутренней «упругости» тем более актуальна относительно внешних границ Казахстана. Которые были, есть и будут линиями раздела и соприкосновения исторически давно сложившихся, и обретающих еще большее значение в посткризисном мире, Китайского и Исламского миров.
Нынешняя государственность Казахстана есть продукт распада СССР, идущие же с тех пор процессы являются транзитными. Политическая и экономическая «многовекторность» также проистекает из состояния транзита, - гарантии суверенитета, поддержания несменяемого президентского правления и достаточности экспортной выручки имеют, в основном, внешний характер.
Между тем, переформатирование глобализации в блоковый посткризисный мир принципиально меняет транзитную конфигурацию. Доминирование США в Центральной Азии уходит в Историю, роль Европейского Союза, и ныне более наблюдательная, также не будет усиливаться. Россия, Китай и Ислам – три доминирующих фактора все более будут формировать ситуацию вокруг Казахстана, и в нем самом.
А потому способность государства Казахстан наполнить территорию своим собственным содержанием, обеспечивающим экономическую, демографическую и культурную самодостаточность, не оставляющим пространства для заполнения извне – задача первостепенной исторической значимости.
И, как биллиардное сукно в каждой точке накрепко склеено со столом, так и вся территория должна быть покрыта той «живой тканью», которая станет основой жизнедеятельности быстро растущего, и занятого созидательным трудом, многонационального народа Казахстана. Ткань же эту могут составить только населенные пункты, - от больших городов, до малых сел-аулов, и связывающие их дороги.
Образно говоря, города, поселки, села и аулы есть те «заклепки», которыми ткань человеческой жизнедеятельности только и может быть прикреплена к обширной и малоосвоенной земле Казахстана. А потому стратегической самоценностью является не столько рост населения двух столиц, сколько развитие, качественное и количественное, малых городов и сельских поселений.
Дороги же между поселениями тоже являются стратегической ценностью для Казахстана: они должны стать той сетью, которой населенные пункты на громадной территории будут плотно стянуты между собой. Разветвленная дорожная сеть для Казахстана – не только стратегический экономический фактор, но и ментально-культурный. Как некогда степняк не мыслил жизнь без коня, так и современный казахстанец для преодоления пространства всегда должен иметь хороший автомобиль, прямую дорогу, и … дешевый бензин.
Стихийно-рыночная урбанизация на фоне нищающего села и конфликтогенных «шаныраков» вокруг мегаполисов должна уйти в прошлое. Жизнь в небольших городах и сельской местности должна обрести свой смысл и особую привлекательность – без этого государству Казахстан не сохраниться в современном мире.
Частная собственность на землю будет отменена. Взамен будет введен институт предоставления земли в бессрочное и безвозмездное пользование целевого назначения.
Так, всем жителям городов и поселков будет предоставлено право получения земельных участков в городской или пригородной зоне для жилищного строительства и ведения садово-огородного хозяйства из расчета 10 соток на семью. При наличии трех и более детей на каждого будет добавляться по пять соток. Обустройство выделяемых для этого территорий возьмет на себя государство.
Земли сельскохозяйственного назначения будут закрепляться за физическими и юридическими лицами, непосредственно использующими и возделывающими их.
Поощрение выращивания сельскохозяйственной продукции будет особо стимулироваться государством. Так, зерносеющие хозяйства, производители овощной, мясной, молочной продукции будут выплачивать только два налога: на землю, в зависимости от бонитета, и на заработную плату работников.
ВТОРОЕ: Территориальная инфраструктура
Строительство и содержание автодорог станет крупной и постоянно действующей отраслью экономики. Существующая дорожная сеть будет дополнена иной принципиальной основой: дороги не от города к городу, а широтные и меридиональные магистрали, оптимальные для сокращения трасс и охвата территории. В частности, будут расширены имеющиеся и достроены отсутствующие участки двух сквозных трасс:
- Меридиональная магистраль Петропавловск-Кокчетав-Жезказган-Туркестан-Шимкент (с выходами на Челябинск и Ташкент);
- Широтная магистраль Усть-Каменогорск-Семипалатинск-Астана-Аркалык-Актюбинск (с выходами на Урумчи и Саратов).
Одновременно будут развернуты широкие работы по высаживанию лесозащитных полос – вдоль автомагистралей, и вокруг населенных пунктов. Лесопосадки будут поставлены на промышленную основу, с созданием крупных питомников, механизацией высаживания и орошения.
Вдоль опорных автомагистралей и вблизи населенных пунктов будут развернуты широкие землеустроительные работы: мелиорация и орошение сельскохозяйственных земель, повышение плодородия почв, очистка существующих и строительство новых водоемов, обустройство скважинных водозаборов и строительство групповых водопроводов, обеспечение централизованного водоснабжения и канализации в населенных пунктах.
Еще одной важной отраслью в малых городах и поселках станет гелио и ветровая энергетика. На промышленную серийную основу будет поставлен выпуск блочных солнечных панелей и ветрогенераторов, позволяющих собирать из них электростанции, достаточные для покрытия местных нужд. Эти электростанции будут адаптированы для включения в общую энергосистему Казахстана и работать в дополнение к ней.
По территории страны будут проложены оптико-волоконные линии, обеспечивающие качественную связь, цифровое телевидение и широкополосный интернет в самых отдаленных районах, малых селах и аулах.
ТРЕТЬЕ: Городское и сельское самоуправление, как политическая и экономическая основа государственности.
Коль скоро освоение территории требует опоры на населенные пункты – большие и малые, то они и должны получить базовую самодостаточность – властную и ресурсную. Ситуация, когда проблемами городов занимаются областные власти, а сел-аулов – районные, уйдет в прошлое.
Во всех городах, поселках, селах и аулах будут созданы власти городского (поселкового, аульного) самоуправления, обладающие всей полнотой компетенции в решении вопросов жизнедеятельности данного поселения. Им будет передано все соответствующее коммунальное имущество, включая земли в границах городов, поселков, сел и аулов.
Базой для бюджетов местного самоуправления будут служить налоги, собираемые с граждан и хозяйствующих субъектов данного населенного пункта. За исключением предприятий, занятых добычей и переработкой стратегических природных ресурсов, и других, отнесенных к республиканским налогоплательщикам. При этом половина НДС и подоходного налога с граждан будут поступать в республиканский бюджет. Взамен из республиканского бюджета будут осуществляться трансферты – по нормативу на одного жителя.
Кроме того, местные самоуправления выступят исполнителями республиканского, областного и районного госзаказов на модернизацию ЖКХ, социальное и экономическое развитие населенных пунктов.
Самоуправление будет состоять из представительного органа – городского, поселкового, сельского маслихата, избираемого населением, и формируемого маслихатом исполнительного органа – акимата.
Маслихаты Астаны и Алматы будут состоять из 50 депутатов, областных городов – из 30, районных и малых городов – из 20, сельских поселений – из меньшего числа депутатов, но не менее семи.
Половина депутатов маслихатов будет избираться по спискам партий, другая половина – по одномандатным округам. Регламент маслихатов будет базироваться на фракционности: фракции смогут создавать партии и группы беспартийных депутатов. Создание партийных избирательных блоков и фракций будет разрешено.
Избранные депутаты будут работать на постоянной основе. При этом маслихатам, по их усмотрению, будет разрешено делегировать депутатов в исполнительный аппарат самоуправления: на должности акима, его заместителей и советников, руководителей служб и подразделений.
Правительство, на правах госзаказа, делегирует городским и сельским самоуправлениям функции госрегистрации и другие, достаточные для удовлетворения нужд и запросов граждан прямо по месту жительства. Необходимость ездить за справками и разрешениями в районные и областные центры – отпадет.
ЧЕТВЕРТОЕ: Управление областями и районами
Исторически, государственность в Степи строилась на военном принципе. Соответственно, освоение территорий и их заселение повторяли боевое построение войска: Центральная ставка (Орда), правый (Старший) и левый (Младший) фланги. Казахи - молодой народ, сформировавшийся из нескольких других исторических народов, а также отдельных родов и племен, только в XV-м веке, - в эпоху упадка чингизидских и тимуридских династий, смут и межусобиц. Разделение же казахов на Средний (правильно – Центральный), Старший и Младший жузы произошло в еще более драматичные времена начала XVIII века, - как следствие распада общеказахского ханства, теснимого господствующими в Степи калмаками (жунгарами).
Сохранившееся до наших дней, и испытавшее ренессанс при приватизации и строительстве «президентской вертикали», родоплеменное деление есть не единственный, но тоже важный ментальный и политический фактор устройства власти, экономики и общественных отношений в современном Казахстане. Включая электоральные ориентации. Его значение не стоит преувеличивать, однако попытки замалчивания или не учета в государственном строительстве чреваты тем более.
Так, ни для кого не секрет наличие в президентском окружении «южных» и «западных» кланов, остро соперничающих между собой. Как не секрет и целенаправленная политика по занятию ключевых должностей в правоохранительных, силовых и фискальных структурах западных, центральных и северных областей преимущественно выходцами с Юга.
Между тем, проектирующий долговечную постройку опытный мастер всегда найдет такое применение разным материалам, чтобы их связывающие свойства, как и различия, работали бы на упрочение всей конструкции.
Так и деление на жузы: установленные в Астане фигуры трех биев (Казыбек-бию полагалось бы сидеть в центре) символизируют драматическое разделение казахского народа на боевые крылья, - ради общего дела и общего будущего. В конечном счете, именно разделение на жузы помогло казахам вновь охватить гигантское пространство Степи после уничтожения Жунгарского царства. И этот исторический опыт обязательно должен быть учтен при оптимальном обустройстве территории устремленного в Будущее Казахстана.
Что касается нынешнего областного и районного устройства – оно есть прямое наследие имперско-административного деления территории на части, удобные для управления сверху. В этом смысле СССР стал прямым продолжателем Российской империи, увеличивая число административных единиц лишь количественно: по мере строительства новых городов-заводов и колхозов-совхозов, образовывались и новые обкомы и райкомы КПСС.
Президентское правление оперлось на ту же схему. С той только разницей, что если в годы СССР, по мере освоения пространства, число единиц административного управления росло, то «оптимизация» была проведена адекватно процессу деградации хозяйственной и жилой деятельности на территориях укрупняемых областей и районов.
Суммируя положительный исторический опыт, и отказываясь от отжившего, социал-демократическая Альтернатива исходит из объективного наличия на территории Республики Казахстан пяти сложившихся регионов, каждый из которых приближен к критериям экономической и демографической самодостаточности, и содержит присущие им особенности.
Это:
Центрально-Казахстанская область со столицей в Караганде или Павлодаре;
Южно-Казахстанская область со столицей в Шимкенте или Таразе;
Западно-Казахстанская область со столицей в Атырау или Актюбинске;
Восточно-Казахстанская область со столицей в Семее или Усть-Каменогорске;
Северо-Казахстанская область со столицей в Кокшетау или Кустанае.
Плюс, города Астана и Алматы, итого семь субъектов.
В пяти областях-регионах будут образованы органы территориального управления, симметричные самоуправлению городов и сельских поселений:
Маслихаты численностью по 50 депутатов, половина из которых избирается по спискам партий, другая – по одномандатным округам. Фракционное строение маслихатов и работа депутатов на постоянной основе. Формируемые маслихатами исполнительные органы - областные акиматы, включая возможность для депутатов занимать в них руководящие должности, и должности советников. Городские самоуправления Астаны и Алматы получат тот же, - областной, статус.
Важное отличие: областные бюджеты будут иметь иную, нежели бюджеты городских и сельских самоуправлений основу, - они будут формироваться не за счет собираемых на местах налогов, а через целевые трансферты из республиканского бюджета, в установленном Законом порядке.
Эти трансферты, формируемые, в основном, за счет рентных и акцизных сборов от экспорта стратегических природных ресурсов, будут служить целям равномерного социального и экономического развития территорий.
Планы такого развития будут разрабатываться и утверждаться областными самоуправлениями. Кроме того, стратегический план развития областей-регионов будет утверждаться Парламентом, и исполняться территориальными самоуправлениями в форме государственного заказа.
Аналогично областям, будут укрупнены и районы, - их станет пятьдесят. Районное самоуправления будет симметричным областному, с числом депутатов – тридцать. Бюджеты районов будут входить в состав областных, и утверждаться по двухступенчатой схеме:
Областные маслихаты, при утверждении общего территориального бюджета, будут утверждать в нем квоты по районам, а также целевые задания по социальному и экономическому развитию, с соответствующим финансированием. После чего районные маслихаты будут самостоятельно утверждать конкретное распределение выделенных им бюджетов по расходным статьям.
Петр Своик, экономист
Источник: Фэйсбук
Просмотров материала: 2 530