В свое время последствия финансово-экономического кризиса подтолкнули руководство Казахстана к принятию принципиального решения о диверсификации экономики и поэтапном сокращении ее зависимости от экспорта сырья. Приняли программы, законы, постановления. Провели индустриальные форумы и презентации, помпезность которых даже Ельбасы критиковал. Открыли массу «фабрик, заводов и пароходов». Были озвучены потоки комплиментарной рекламы и статистики с высоких трибун и всех медийных площадок. Но это все на бумаге…
Казалось бы, внушительная оптимистичная статистика, но факт того, что правительство в очередной раз принимает антикризисный план, ставит вопрос об эффективности реализуемых программ. Но почему все мы, включая высшее руководство страны, несмотря на все эти показательные цифры, вынуждены говорить о том, что реализация индустриально-инновационной программы недостаточно отразилась на структуре отечественной экономики? Почему замедлился рост обрабатывающей промышленности, а ее удельный вес в структуре ВВП снизился с 11,3% в 2010 году до 10,9% в 2013 году? К тому же, эксперты отмечают снижение несырьевой доли экспорта страны с 30% до 20%.
Конечно, можно долго и красноречиво говорить о том, что в падении экспорта металлургической продукции в 2014 году по отношению к 2008 году на 32% (с 11,0 млрд. долл. США до 7,3 млрд. долл. США) виноват спад производства в Китае и США, или замедлении темпов развития мировой экономики, или затянувшихся кризисных явлениях в Еврозоне. Но разве все это способно списать наличие собственных проблем и недочетов? А иначе как можно объяснить то, что в нашей стране привлекают 3,7 триллионов тенге бюджетных и 2,4 триллиона частных инвестиций в индустриальные проекты, а потом констатируют спад производства?
Почему создание 770 новых предприятий дает минус, хотя по логике должно быть наоборот? Ведь Казахстан, если разобраться, страна небольшая, по меркам мира даже крохотная (обманываться географическими масштабами страны здесь не нужно). По большому счету, даже пресловутая девальвация или как ее изящно назвали в Нацбанке, «инфляционное таргетирование», должна была бы позитивно сказаться на отечественном товаропроизводителе. Но разве это произошло?
И здесь, как мне кажется, кризис не в клозетах, а в головах. В головах тех чиновников, которые в итоге несут ответственность за то, что в нашем отечестве называется индустриально-инновационным развитием. Если в течение долгого времени государство вкладывает значительнейшие финансовые средства в развитие промышленности, каждый день отчитывается о создании тысяч рабочих мест, новых производств, а все это почти никак не сказывается на состоянии и росте промышленности, то самое время задаться логичными, неудобными вопросами.
По большому счету, на мой взгляд, сегодня надо ставить вопрос эффективности деятельности государственных органов, персональной ответственности руководителя каждого профильного ведомства. Достаточно взять и просто ткнуть в любой профильный комитет Министерства по инвестициям и развитию и провести элементарный функциональный анализ, на предмет того чем и как занимается данное ведомство. Например, взять Комитет индустриального развития и промышленной безопасности.
Если честно, то я в очередной раз, убедился в том, что ну не хотят наши чиновники сами работать. Под зонтиком, именуемым «осуществляет реализационные, регулятивные, контрольно-надзорные функции» или «участвует в выполнении стратегических функций Министерства в сфере….», сначала создается масса управлений. В структуре этого Комитета обозначено только 19 управлений и добавьте к ним 16 территориальных департаментов индустриального развития и промышленной безопасности. Мало того, под крылом этого Комитета нашли «место под солнцем» еще несколько подведомственных предприятий, эффективность деятельности которых, если судить по содержимому их сайтов, вызывает очень много вопросов.
Анализ работы Комитета индустриального развития и промышленной безопасности на основании информации, размещенной на официальном сайте комитета, показал, что им практически ничего не делается или делается в каком-то закрытом порядке.
Если вы прогуглите, то преобладающая часть материалов о работе этого Комитета будет связана непосредственно с публичной активностью председателя ведомства. По коэффициенту упоминаемости в СМИ и, особенно, через пресс-конференции в Службе центральных коммуникаций при Президенте РК председатель ведомства г-н А.Ержанов, за последнее время, наверное, превзошел свое вышестоящее руководство. Это похвальная открытость, но разве она может заменить непосредственную работу большого количества чиновников, объединенных в десятки управлений и республиканских государственных предприятий? Ведь высокая степень публичности и информационной активности первого руководителя не всегда является показателем эффективной работы подотчетного ведомства и тем более не могут ее заменить!
Если контент сайта является прямым отражением деятельности Комитета, то работа в области машиностроения в стране остановилась еще в марте текущего года. Последний отчет с показателями развития этой отрасли предоставлен за январь-март текущего года, хотя прошло уже три отчетных квартала. Аналогичная ситуация по таким отраслям промышленности как химическая и фармацевтическая. По легкой промышленности, информация за прошедшей период 2015 года, вообще отсутствует.
По направлению работы как энергосбережение и повышение энергоэффективности представлены показатели энергоемкости ВВП РК по 2013 год. Информации – почти ноль или около ноля. Сведения о том, что снижение энергоемкости ВВП с 2008 по 2013 годы снизилась на 18,6%, можно получить хоть где, кроме сайта органа, уполномоченного заниматься этим.
Хотя, согласно совместному приказу №780 «Об утверждении форм обязательной ведомственной отчетности по вопросам проверок проверяемых субъектов (объектов) и иных форм контроля с посещением в области энергосбережения и повышения энергоэффективности» в пункте 2 сказано ежемесячно к 10 числу месяца, следующего за отчетным периодом и к 20 января года, следующего за отчетным годом, опубликование сводных данных ведомственной отчетности о проведенных проверках и их результатах, а также в разрезе областей и городов Астана и Алматы на официальном интернет-ресурсе Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан.
Также согласно Плану работы соответствующего Комитета на 2015 год по программе «Энергосбережение 2020» ведомство обязано предоставлять итоговую информацию 2 раза в год. Глава ведомства в лице А.Ержанова, видимо, считает, что после 2013 года проблема энергосбережения и повышения энергоэффективности сама по себе в стране разрешилась.
Аналогичная картина наблюдается и в отношении программ «Экспортер 2020» и «Производительность 2020». Складывается ощущение, что для руководителя Комитета г-на Ержанова время ответственности остановилось в 2014 году. Кто, как не председатель Комитета, обязан обеспечить своевременное и качественное исполнение поручений Главы государства. А реализация этих программ, согласно плану мероприятий, и есть основные поручения Президента страны.
Касательно промышленной безопасности, как одного из основных направлений деятельности Комитета, можно сказать, что работа сведена к сугубо контрольно-надзорным функциям. Однако даже та информация о проведенных проверках, которая является свидетельством работы данного ведомства, не всегда готовится и размещается на должном уровне.
Так, в области промышленной безопасности Комитетом проведено 719 проверок проверяемых субъектов в сфере частного предпринимательства, в том числе, запланированных – 693, из которых проведено 504. Нарушения выявлены по 429 субъектам частного предпринимательства. По результатам проверок привлечено лиц к ответственности - 1082, причем к дисциплинарной 324, административной – 758 и уголовной - 46. При этом в разработанной Комитетом форме отчетности есть раздел о возмещении ущерба, в том числе, государству, юридическим и физическим лицам. Увы, но этот раздел совершенно пуст. Если рассуждать логически, то любое нарушение ведет к нанесению какого-либо прямого или косвенного ущерба. Возникает вопрос, зачем проводить проверки, но при этом не выявлять суммы возмещенного ущерба? Проверки ради проверки?
Выходит государство, а вернее мы, налогоплательщики содержим огромную армию чиновников. При этом средства на реализацию этих приоритетов в структуре бюджета комитета индустриального развития и промышленной безопасности выделяются не малые, совсем недетские.
Если информацию на сайте по направлениям деятельности расценивать как итог работы ведомства, то по нынешнему состоянию контента официального веб-сайта Комитета, с определенной долей уверенности и иронии можно утверждать, что ведомством практически не ведется работа по такому направлению деятельности как развитие отраслей промышленности. Ни одного отчета, ни одного динамического ряда, ни отраслевых НПА, методик, и т.п. В этой связи резонно задать вопрос – кто в Комитете организует и осуществляет руководство деятельностью госоргана, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Комитет задач и осуществление им своих функций.
Вообще Ержанов как глава подконтрольного ему Комитета, хоть изредка заглядывает на сайт своего ведомства? Интересуется тем, что, где и когда произошло в его вотчине? Или он считает, что его периодическая публичность в Службе центральных коммуникаций решает проблему полной закрытости деятельности Комитета и снимает с повестки дня вопрос об информировании госорганов, общественности, масс-медиа, бизнес-сообщества о проводимой работе, в том числе через доступные для нас источники информации, например, сайт его ведомства, на содержание которого, тратятся деньги казахстанских налогоплательщиков.
Скорее всего, он, наверное, даже не знает о существовании такого. Потому что если бы знал, то увидел бы, наверняка, информацию, претендующую на номинацию «Трафарет на все времена года». Аналитический «шедевр», именуемый «Информация о проделанной работе по противодействию коррупции», может служить своего рода эталонном того, как можно написать материал ни о чем.
Определить о каком отчетном периоде идет речь, судя по этой информации, вообще не возможно. Материал – сплошная бравада о том, что «координировали», «разъясняли», «сверяли», «информировали», «организовывали» и т.д. Такого рода справки очень часто в системе государственной службы называют «под козырек» или «в Багдаде все спокойно». Хотя на поверку оказывается, что не все так и спокойно.
В целях контроля соблюдения антикоррупционного законодательства ежеквартально Департаментами (региональными структурами Комитета) проводится сверка с территориальными подразделениями Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры по коррупционным правонарушениям, допущенным сотрудниками Департамента. Соответственно полученная информация поступает в Комитет. Только вот ни в справке, ни вообще где либо на сайте, отсутствует даже намек на то, что в подведомственных территориальных структурах только за 2015 год было совершенно три коррупционных преступления.
Мы не увидели реакции главы профильного комитета, когда руководитель департамента Комитета индустриального развития и промышленной безопасности Алматинской области в преступном сговоре с подчиненными на системной основе получал взятки в размере от 50 тыс. до 200 тыс. тенге от предпринимателей. Такое вознаграждение он требовал за постановку и снятие с учета опасных технических устройств и согласование проектов на объекты газоснабжения. В отношении подозреваемого выявлен ряд фактов получения взяток на общую сумму 640 тыс. тенге.
Или когда в Актобе 47-летнего чиновника из комитета индустриального развития и промышленной безопасности задержали за взятку суммой 300 тысяч. Не появилась на сайте Комитета, руководимого Ержановым, и информации о том, что в Южно-Казахстанской области был задержан по подозрению в получении взятки в размере 120 тыс. тенге руководитель департамента комитета индустриального развития и промышленной безопасности за выдачу разрешительных документов на эксплуатацию газозаправочной станции.
В этой связи хотелось бы указать на один из тезисов шедевральной информации о том, что в Комитете «сформирована единая линия работы по противодействию коррупции, основанная на принципе персональной ответственности руководителей всех уровней за коррупционные проявления совершенные подчиненными, вплоть до их освобождения от занимаемых должностей. Данная норма закреплена в должностных обязанностях руководящего состава». Интересно эта норма распространяется на самого г-на Ержанова, ведь два руководителя подотчетных ему территориальных Департаментов были уличены в коррупции?
Впрочем, неинформативный сайт – это только один из массы недочетов в работе Комитета. Интересно чем может объяснить г-н Ержанов собственное отсутствие или ответработника Комитета на одном из круглых столов по теме «Проблемы закупки предприятиями ГМК товаров, работ и услуг у казахстанских товаропроизводителей», прошедшего в рамках Международного горно-металлургического форума и VI съезда работников ГМП.
О проблеме местного содержания даже глава государства говорит со всевозможных диалоговых площадок. В условиях кризиса это одно из стратегически важных направлений индустриально-инновационной политики и возможность казахстанским товаропроизводителям реально выстоять в условиях жестких турбулентных явлений в экономике страны.
Съезд и последующие секционные мероприятий являются важными диалоговыми площадками, на которых обсуждаются основные проблемы отрасли, вырабатываются стратегические направления развития на основе диалога социальных партнеров в лице государства, объединений работников и работодателей. Однако государство в лице представителей руководящего состава Комитета на данном круглом столе просто не присутствовало. Хотя вопросов к представителям госорганов у участников площадки было предостаточно.
Если глава Комитета в лице г-на Ержанова, не в состоянии на должном уровне организовать работу в собственном ведомстве, то, что можно говорить о контроле над эффективностью работы подведомственных предприятий, мирно расположившихся под сенью маститой крыши Комитета?
Например, не лучшим образом обстоят дела в подведомственном предприятии Комитета индустриального развития и промышленной безопасности – РГП «Научный центр противоинфекцонных препаратов» созданного в 2004 году. Для чего создан сайт этого РГП и тратятся государственные деньги на его содержание, если последний отчет о деятельности Центра датирован 2013 годом, если у Научного совет нет вообще какого либо плана работ, не говоря уже о принятых решениях.
Деятельность на последний год данного Центра, согласно контенту сайта свелась к выплате дивидендов по простым акциям, объявления о проведении конкурса по выбору партнера и регистрации и разрешения к применению нового противотуберкулезного лекарственного средства, разработанного Центром. Полагаю, что работа научными работами ведется и немалая, но информации о ходе исследований, результатах, дискуссиях и т.д. на страницах сайта не появляется, из-за чего складывается ощущение того, что центр просто напросто нечего презентовать. Единственное, что стабильно из месяца в месяц появляется на страницах сайта, это объявления о государственных закупках. Впрочем, информация об итогах государственных закупок для общественности остается тайной за семью печатями.
Согласно положению о государственном учреждении «Комитет индустриального развития и промышленной безопасности Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан, Комитет обязан выполнять административно-распорядительные и контрольные функции по отношению к своим территориальным органам, подведомственным учреждениям и организациям. Анализ деятельности только некоторых подведомственных учреждений показал, что профильный Комитет снял с себя такую обязанность. В результате мы имеем весьма нелицеприятную картину.
Кто должен нести ответственность за имеющийся бардак? Если обратиться к тому же Положению Комитета, то председатель Комитета несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Комитет задач и осуществление им своих функций. Так может быть руководству Министерства пора задать ряд вопросов тому, кто по долгу службы обязан за этим следить.
Андрей Скорых, Матрица.kz
Ержанов Аманияз Касымович
ОБРАЗОВАНИЕ:
В 1982 году окончил Джамбулский гидромелиоративно-строительный институт по специальности инженер;
В 1987 году окончил Высшую комсомольскую школу при ЦК ВЛКСМ (1986-1987), политолог;
В 2000 году окончил Казахскую государственную академию управления по специальноти экономист.
Кандидат экономических наук, тема диссертации: «Особенности реформирования национальной экономики».
ОПЫТ РАБОТЫ:
1982-1984 годы - главный инженер-гидротехник совхоза «Красноярский» Уральской области;
1984-1986 годы - заведующий отделом, первый секретарь Тайпакского райкома, инструктор Уральского обкома ЛКСМК;
1987-1991 годы - заведующий кабинетом комсомольской работы, заведующий отделом Уральского обкома ЛКСМК, заведующий сектором, заведующий организационным отделом ЦК ЛКСМК;
1991-1993 годы - начальник управления по международным связям Государственного комитета Республики Казахстан по делам молодежи;
В 1993 году - менеджер СП «Тенгри»;
1993-1995 годы - директор представительства АНПЗ города Алматы;
1995-1997 годы - помощник заместителя Премьер-министра Республики Казахстан И.Н. Тасмагамбетова;
1997-1998 годы - директор департамента таможенного контроля и доходов, начальник управления организации таможенного контроля за энергоресурсами Таможенного комитета Министерства финансов Республики Казахстан;
1998-1999 годы - руководитель ОО «Штаб в поддержку кандидата в Президенты Республики Казахстан Г.Е. Касымова»;
В 1999 году - заведующий сектором анализа борьбы с коррупцией в сфере экономики и финансов Государственной комиссии Республики Казахстан по борьбе с коррупцией;
1999-2001 годы - исполняющий обязанности начальника, начальник Таможенного управления по Атырауской области;
2001-2008 годы - заместитель председателя Таможенного комитета Министерства государственных доходов Республики Казахстан;
2002-2004 годы - первый заместитель председателя Агентства таможенного контроля Республики Казахстан;
2004-2005 годы - первый заместитель председателя Комитета таможенного контроля Минфина Республики Казахстан;
2005-2006 годы - государственный инспектор отдела государственного контроля и организационной работы Администрации Президента Республики Казахстан;
2006-2007 годы - заместитель акима Карагандинской области;
2007-2011 годы - заместитель председателя комитета по техническому регулированию и метрологии Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан;
2011-2012 годы - председатель Комитета промышленности Министерства индустрии и новых технологий Республики Казахстан;
2012-2014 годы - заместитель председателя Таможенного комитета Министерства финансов Республики Казахстан;
С августа 2014 года - Председатель Комитета индустриального развития и промышленной безопасности.
Просмотров материала: 4 011