В конце июля 2015 года Глобальная Ассоциация по Деловому Туризму (Global Business Travel Association - GBTA) опубликовала новые данные по росту рынка деловых поездок. Согласно отчету GBTA, расходы на бизнес путешествия во всем мире в 2015 г. составят 1,25 трлн. долларов США, увеличившись на 6,5% по сравнению с 2014-ым г. Несмотря на экономические проблемы в мире, эксперты прогнозируют, что рост рынка делового туризма по-прежнему останется стабильным до 2019 г. В 2016-ом г., согласно GBTA, рост рынка продолжится и составит 6,9%, в 2017-ом г.- 6,0%, в 2018-ом г.- 6.4% и замедлится в 2019-ом г., составив 5,8%. GBTA считает, что в следующие 5 лет Китай будет играть роль лидера в индустрии делового туризма. Часть этого потока туристов активно стремится привлечь Правительство Казахстана.
Исходя из этого, понятно, что рынок делового туризма является перспективным и многообещающим сегментом мировой индустрии туризма, которая показывает ежегодный рост по сравнению с другими отраслями, и это несмотря на экономические, природные, политические и техногенные потрясения в последнее десятилетие. Актуальность вопросам безопасности добавляет возросшее количество чрезвычайных ситуаций и увеличение рисков, подстерегающих путешественников в любой стране. Об этом свидетельствует публикации в мировой и отечественной прессе. И не случайно, что в этой сфере помимо глобальных систем бронирования как, например, Sabre Travel Network, начали специализироваться также некоторые стартапы, предлагающие IT услуги или приложения для корпоративных путешественников.
Однако, несмотря на все инновации и интеграцию новейших технологий по предупреждению рисков в области делового туризма, которые уже доступны с периода «9/11» (об этом уже задумывались после терактов в США 11 сентября 2001 года), человеческий фактор остается важным и решающим при планировании деловых поездок, что особенно актуально для развивающихся стран, для которых забота о сотрудниках компаний в поездках (duty of care) и продвинутые практики тревел менеджмента пока еще не является общепринятой нормой. Именно человеческий фактор и актуальная информация являются решающими в обеспечении безопасности и комфорта деловой поездки.
Согласно опросу Advito, опубликованному в феврале 2015 г., трэвел-менеджеры считают, что поддержка топ-менеджмента в создании и воплощении политики по управлению безопасностью/рисками во время деловых путешествий являются ключевой.
Если проанализировать процесс создания правил и процедур по минимизации рисков во время деловых путешествий через 7 ступенчатую модель: 1) Организация; 2) Информация; 3) Анализ; 4) Планирование; 5) Исполнение; 6) Информирование; 7) Аудит; начиная с первой же стадии - на этапе "организации" возникает вопрос о том, кто должен заниматься вопросами безопасности сотрудника в командировке.
Как показывает практика, инициаторами такой программы должны быть департаменты, отвечающие за деловые поездки. После инициирования у тревел политики по рискам должна быть поддержка со стороны руководства, лучше всего со стороны топ-менеджмента, так как в этом случае вероятность реализации комплекса мер по защите сотрудников в командировках будет намного выше. После поддержки топ-менеджмента назначается лицо ответственное за исполнение программы безопасности в поездках. Обычно это заместители руководителя или HR директора, если компания очень крупная, то подключается директор по безопасности. И наконец, назначаются конкретные ответственные лица (трэвел-менеджеры или трэвел-координаторы), воплощающие все запланированное в жизнь. То есть, как показывает практика западных, в том числе и казахстанских компаний, без поддержки первых руководителей и конкретной институционализации (определения ролей и функций ответственных людей), реализация мер по снижению рисков в командировках остается под вопросом, как и инициативы по снижению издержек и трансформации управления в квазигосударственном секторе и других казахстанских компаниях.
Второй этап в создании программы по управлению безопасностью/рисками деловых путешествий является сбор данных. На этом этапе собираются данные о рисках и проблемах имевших место в прошлом: где и когда случилось, что случилось. Данные собираются и у компаний по управлению поездками (TMC, Travel Management Company). Также собираются данные о том, какими авиалиниями чаще летают сотрудники компании, какие страны и города они чаще всего посещают, в каких отелях останавливаются и др. Все эта информация пригодится на следующем этапе - этапе анализа данных.
На этапе анализа данных выявляются потенциальные риски. Риски во время деловых путешествий подразделяются на 6 категорий: 1) Риск жизни сотрудника (к примеру, война в той стране, куда сотрудники летают); 2) Риск репутации (неправильно использование средств сотрудником или использование корпоративных средств в неэтических целях); 3) Риск утечки данным и ценной информации, которую сотрудники носят с собой; 4) Юридические риски (паспорт, виза, вопросы с легальностью данных и т.д.); 5) Финансовые риски; 6) Риск эффективности поездки (к примеру, потеря багажа, в котором находилась ценная коммерческая информация, которую сотрудник вез с собой для бизнес встреч). Исходя из этих категорий для управления рисками их подразделяют на опасности перед путешествием, во время путешествия, и риски после путешествия. В зависимости от того на какой стадии что-либо угрожает безопасности сотрудника: перед поездкой, во время или после, выбирается соответствующий подход.
После анализа и определения основных рисков, формируются меры для предотвращения или минимизации этих рисков. Эти меры реализуются уже на этапе внедрения и включают в себя:
1. создание системы для своевременного вмешательства в потенциально опасные ситуации с целью предотвращения потерь,
2. обновление данных деловых туристов с полными контактами для связи во время ЧС,
3. регулярная проверка состояния страхования путешественников,
4. налаживание системы помощи путешественникам,
5. управление рисками во время процесса бронирования,
6. уточнение у путешественников деталей их поездок и отслеживание местонахождения,
7. использование корпоративных карточек для минимизации рисков и другое.
Меры принимаемые для внедрения программы тоже делятся на действия принимаемые перед поездкой, во время или после поездки.
После формирования необходимых шагов для внедрения программы безопасности, настает следующий этап – информационная работа по доведению до сведения сотрудников. Для сотрудников проводятся тренинги, их оповещают через электронную почту, рассылается информационный бюллетень.
И наконец, после запуска программы по управления рисками/безопасностью во время деловых поездок проводится аудит. Аудит и проверка проводятся с целью оценки эффективности программы и степени обеспечения безопасности сотрудников, также достижение КРI (Key Performance Indicators). Для аудита используются как количественные данные, полученные от турагентства, так и мнение самих путешественников, бюджет и т.д. Аудит помогает совершенствовать саму программу по управлению безопасностью/рисками во время деловых поездок.
В Казахстане за последние годы вопрос безопасности сотрудников медленно, но верно становится темой для размышления в компаниях. Понятно, что в этом вопросе наиболее активные - это иностранные компании, но число местных компаний, интересующихся стратегическими вопросами управления деловыми поездками, тоже растет. Правительство страны также не остается в стороне и предпринимает меры по усилению мер безопасности путешественников. Буквально на днях, учитывая трагические события, произошедшие в последнее время в некоторых зарубежных странах, аэропорты Астаны и Алматы усилили контроль безопасности…
Более подробно проблемы безопасности и рисков, а также вопросы экономии, качества и использования современных технологий в бизнес туризме будут обсуждаться на конференции «Sabre Корпоративные Путешествия 2015», которая состоится 25 ноября 2015 г. в Алматы. Подробная информация о конференции на сайте www.CorporateTravel.Expert.
Просмотров материала: 1 760