Начало октября ознаменовалось тем, что Казахстан примерил тогу миротворца. Но надо признать, что готовность выполнять эту роль, приверженность принципам мирного разрешения любого конфликта, Казахстан выражал не раз. Это и Нагорный Карабах, и кыргызский кризис, и по другие. И те мирные инициативы, которые были озвучены с трибуны ООН логическое тому подтверждение.
Крайне тяжелую ситуацию в Сирии можно ответственно назвать гуманитарной катастрофой. И руководство Казахстана, безусловно, понимает, что решение внутрисирийского конфликта возможно лишь мирным путем и, конечно же, самими сирийцами. Такова официальная позиция нашего правительства.
Но в тоже время есть и понимание, что для плодотворного диалога, для ведения переговоров необходима площадка, безопасная для всех сторон переговорного процесса. Нужен посредник, которому стороны, как минимум, доверяют. И этой страной стал Казахстан.
Казахстан принял решение о предоставлении площадки для диалога представителей сирийской оппозиции и создал необходимые условия для успешного проведения переговоров. При этом Казахстан надеется на дальнейшее продолжение и результативное завершение переговоров между сирийцами и другими заинтересованными сторонами в рамках Женевского процесса по урегулированию конфликта в Сирии и исходит из того, что предстоящие консультации в Астане станут дополнительным подспорьем для успеха переговоров в Женеве. Таким было официальное заявление казахстанского МИД.
Первым делом, конечно же, возникает вопрос – почему именно Казахстан был выбран в качестве моста и почему именно президенту Нурсултану Назарбаеву предложено стать главным примирителем сторон в переговорном процессе по Сирии?! Лучше об этом скажут сами участники переговоров.
«Казахстан мог бы сыграть роль мостика, который соединял бы все организации с различными интересами», - отметила лидер движения за плюралистическое общество Ранда Кассис в ходе подготовки переговорного процесса. Она отметила, что Казахстан является нейтральной страной, и у нее хорошие отношения со всеми странами-постоянными членами Совета безопасности ООН.
«Мы говорим о том, что Казахстан мог бы содействовать разрешению кризиса в Сирии благодаря той роли, которую Казахстан играет в мировом сообществе, благодаря тем отношениям, которые он имеет с различными странами», - подчеркнула г-жа Кассис.
Казахстан незамедлительно откликнулся на просьбу рабочей группы представителей сирийской оппозиции принять их в Астане для разработки дорожной карты, на основании которой можно ехать в Москву на конференцию «Москва 3». И вот 3-4 октября в столице нашей страны состоялись переговоры сирийской оппозиции, где участники второй конференции оппозиционных сил Сирии подписали текст итоговой декларации.
К заключительной сессии делегаты сформулировали заявление под названием «Инициатива «Астана», в котором содержатся шесть пунктов для включения в повестку финального обсуждения. В частности, стороны подчеркнули важность проведения парламентских выборов под международным наблюдением и с гарантией безопасности всех кандидатов. Кроме того, оппозиционеры призвали к реформированию армии и структур безопасности. В заявлении также содержится призыв к противодействию «всем формам терроризма, откуда бы он ни исходил». Напомним, что ранее первый раунд переговоров прошел в Астане 25-27 мая этого года. И в итоговых документах была зафиксирована необходимость создания единого всесирийского объединения для борьбы с терроризмом и децентрализация власти как условие сохранения целостности.
Кроме того, к ранее заявленному еще добавлено и требование немедленного вывода с территории Сирии всех иностранных боевиков. А вот участников антиправительственных формирований – граждан Сирии – светская оппозиция хотела бы привлечь к процессу диалога с властями и предоставить большинству из них амнистию. Говоря о светской оппозиции, стоит отметить, что именно она первой выступила с требованиями политических и экономических реформ. Но местные религиозные группировки, не без помощи и внешней, подавили эти выступления. Несмотря на это, как считают эксперты, именно светская оппозиция по-прежнему представляет интересы значительной части сирийского общества (прежде всего средней и крупной суннитской буржуазии и левых сил Сирии). Именно, поэтому дипломатия Казахстана (и кстати, России тоже) уделяет так много внимание работе с ней в поисках внутрисирийского диалога, говорят эксперты.
Какова же, в конечном итоге, позиция казахстанской стороны по сирийскому вопросу? И эта позиция, как заявил министр иностранных дел Казахстана Ерлан Идрисов, Астана очень четкая – Казахстан придерживается открытой позиции в этих переговорах и не ставит каких-либо скрытых задач.
«Казахстан поддерживает предпринимаемые под эгидой ООН усилия всех заинтересованных сторон внутри и за пределами Сирии, направленные на скорейшее прекращение насилия и кровопролития, преодоление острой гуманитарной катастрофы и на определение политического будущего этой страны путем диалога и примирения». Именно такова позиция казахстанского правительства по сирийскому кризису.
Но роль медиатора объясняется еще и другим, но тесно связанным с тем, что происходит в Сирии. Несмотря на то, что Центральная Азия не является участником ближневосточного комплекса региональной безопасности, эксперты считают, что для Казахстана актуализация проблематики происходит сквозь призму возможного географического расширения конфликта в сторону Ирана. И плюс ко всему буквально на днях ИГИЛ заявил о своих новых претензиях. А это относится к Российской Федерации, странам Центральной Азии, Афганистану.
И перемещение зоны конфликта в сторону Каспийского моря рассматривается Казахстаном как серьезный вызов безопасности страны, сужающий безопасное пространство, необходимое для развития государства, считают эксперты. И в такой ситуации трудно переоценить роль Казахстана в разрешении сирийского узла.
Ксения Бондал, Матрица.kz
Просмотров материала: 1 941