Осень неожиданно началась резким «таможенным» похолоданием в отношениях двух из основных учредителей Евразийского экономического союза – Российской Федерации и Республики Казахстан. На основании непонятного, но секретного внутреннего распоряжения Федеральной таможенной службы РФ, принятого 3 сентября, транзитный проезд грузовых автомобилей в Казахстан в начале прошлой недели резко осложнился. Лишь за несколько дней применения приказа на российских таможенных постах скопилось более полутора сотен большегрузных машин.
Справедливое возмущение отраслевых и бизнес объединений, поддержанное соответствующей реакцией государственных органов Казахстана позволило оперативно разрешить проблему. И добиться того, что должно быть между государствами, объединенными союзническими обязательствами и единым Таможенным Кодексом – беспрепятственного проезда…
Важная роль автотранспорта…
Как известно, важным фактором устойчивого экономического роста Казахстана является динамичное развитие транспортной системы республики. Именно эта отрасль во многом создает условия для формирования и функционирования промышленных комплексов, локальных и общегосударственных рынков. С одной стороны, от транспортного фактора зависит эффективность работы предприятий, с другой стороны – современное развитие экономики подразумевает активный обмен товарами и услугами. Поэтому транспорт является важнейшей составной частью рыночной инфраструктуры и экономической базы государства в целом.
Транспортная система Казахстана включает в себя следующие виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, трубопроводный, водный и воздушный. Причем именно на автомобильный транспорт выпадает значительная доля нагрузки в общем объеме грузоперевозок. Так, согласно статданным, если в 2005 году на него пришлось 78% от всех перевезенных грузов, то в 2011-м эта доля выросла до 84%. В последние пять лет данный тренд только усиливался, поскольку этот вид транспорта менее подвержен негативным влияниям бушующих мировых кризисов, чем прочие. Так, не говоря уже об активизировавшихся с восточной стороны транспортных коммуникациях с Китаем, отметим, что с другой – западной стороны – только в 2014 году порядка 70% товаров из Европы и Турции было перевезено в Казахстан автомобильным транспортом. Всего же за последние 10 лет казахстанские автоперевозчики совершили около 200 тыс. рейсов из Европы в Казахстан.
Имея высокий уровень мобильности перевозок, возможности доставок «от двери до двери», автомобильный транспорт оказывает существенное влияние на темпы экономического развития государства за счет ускорения процесса транспортировки, повышения его качества и уровня транспортной доступности для пользователей. Эффективное использование возможностей автотранспорта создает условия для сбалансированного развития регионов, способствует качественному изменению характера взаимодействия и размещения производительных сил, расширяет рынки сбыта. Особенно возрастает значение автотранспорта в современных условиях развития малого и среднего бизнеса, расширения сферы розничной торговли, наличия значительного количества предприятий, не обеспеченных другими видами транспорта.
Как все начиналось
В начале осени Федеральная таможенная служба (ФТС) РФ неожиданно поручила всем своим постам проводить полный таможенный досмотр тех грузовых машин, которые транзитом через Россию следуют из Европы в Казахстан. Поскольку эта процедура занимает много времени, трудоемка и довольно дорогая по стоимости, естественно на постах начали скапливаться грузовые фуры. Первыми сигнал тревоги подали отраслевики на специальной пресс-конференции 8 сентября в Палате предпринимателей Алматы.
- 29 мая 2015 в Бурабае премьер-министры стран ЕАЭС подписали документ, который обязал Российскую Федерацию открыть территорию России для транспорта, идущего в Казахстан по системе Конвенции МДП (о международных дорожных перевозках), - возмущенно заявил генеральный секретарь Союза международных автомобильных перевозчиков РК Теодор КАПЛАН. - Но 3 сентября 2015 ФТС России неожиданно издает какой-то секретный документ, на основании которого весь транспорт, который идет в Казахстан, таможенники стали останавливать на российской границе и отправлять на СВХ. Там идет полная разгрузка товара и его досмотр. На каком основании – непонятно?!...
Между тем, только чтобы разгрузить и загрузить 20-тонный автомобиль, перевозчику необходимо выложить из кармана порядка 24 тыс. рублей. Не говоря уже о том, что в условиях скопления большого количества машин простой каждой из них может растянуться на несколько дней. На пресс-конференции участники заявили, что только на самых отдаленных СВХ в Самарской, Саратовской областях и в городе Соль-Илецк уже скопилось около 150 машин, которые ожидают досмотра. Отраслевой союз и НПП прямо попросили государственные органы Казахстана срочно разобраться в проблеме со своими российскими коллегами.
Общеизвестно, что Российская Федерация втянута сейчас в санкционную войну с Западом, потому возникли предположения, что полный «таможенный загруз» для казахстанских перевозчиков был устроен в связи с этим. Но нет – как признались в Союзе перевозчиков, полный таможенный досмотр «предпринимается ко всем грузовым транспортным средствам, независимо от страны-отправителя груза». Спикеры даже специально подчеркнули, что санкционных грузов задержанные грузовики не везли. На пресс-конференции рассказали, что среди операторов 150 задержанных фур есть не только казахстанские, но и международные перевозчики: доставкой груза в Казахстан занимаются 30 иностранных компаний, в том числе немецкие, чешские и турецкие. Для нас как получателей от этого, правда, нет разницы, поскольку заказчиками задержанных грузов являются исключительно казахстанские компании. И если в этих фурах задержались мебель, сантехника и прочие товары, уже наши компании испытывают сложности в своей производственной деятельности. Не говоря уже о том, что каждый день простоя «автоматом» повышает стоимость перевозимого товара для конечного потребителя.
- Союз перевозчиков совместно с НПП «Атамекен» сразу стали обращаться в различные инстанции еще с 3 сентября, - рассказал Теодор Каплан. – В том числе к представителям ФТС России, которые работают в Астане. Председатель НПП Аблай Мырзахметов написал письмо председателю коллегии Евразийской экономической комиссии Виктору Христенко, было обращение в адрес первого вице-премьера правительства РК Бакытжана Сагинтаева…
Когда общими усилиями – и результат быстрее
Совместные усилия общественных и государственных организаций – отметим, что к решению проблемы оперативно подключилось Министерство по инвестициям и развитию, Комитет госдоходов Минфина РК и другие – дали довольно скорый результат. Пусть после долгих и непростых переговоров российской и казахстанской сторон сотрудники ФТС РФ начали выпускать казахстанских перевозчиков без проведения полного таможенного досмотра. Уже к концу прошлой недели на большей части таможенных постов задержанных машин не осталось.
По словам водителей, положение изменилось после совместной пресс-конференции НПП РК «Атамекен» и Союза международных автомобильных перевозчиков РК.
- Постепенно наши машины стали отпускать. Этому предшествовала огромная совместная работа НПП «Атамекен» и государственных органов по урегулированию конфликта. Именно благодаря вмешательству Национальной палаты предпринимателей «Атамекен», Министерства по инвестициям и развитию РК и Комитета по государственным доходам Минфина РК ситуация резко изменилась в лучшую сторону, - отметил генеральный секретарь Союза международных автомобильных перевозчиков РК Теодор Каплан.
Как излечить «детские болезни роста»?
Не смотря на довольно быстро достигнутую победу в данной конкретном скандале, необходимо и очень важно понять причины его возникновения. Тем более, что как бизнес, так и казахстанские власти отмечали неоднократно схожие симптомы. Дело дошло до того, что вполне серьезные и авторитетные эксперты высказывали мнения, что Федеральная таможенная служба России (даже являясь неотъемлемой частью исполнительного органа госуправления) и само Правительство РФ «занимают различные позиции» по этой сфере. Мол, президенты и премьеры ратуют за сотрудничество, Таможенный и прочие союзы, а вот ФТС позволяет себе «своевольничать»… Серьезно такое мнение воспринимать сложно, но факты есть факты! Хотя уже собрано много виз и ратификаций по внедрению единых правил, действующих в рамках ЕАЭС, но похожие случаи, вроде того, что мы описали здесь, были и есть.
И об этом говорит не только бизнес, но и представители официальных властей.
- В целом это достаточно давняя проблема, - отметил в интервью Forbes.kz вице-министр по инвестициям и развитию РК Рахим ОШАКБАЕВ, - которая неоднократно выносилась на обсуждение на площадке Евразийской экономической комиссии, где она нашла свою однозначную правовую оценку: законодательством предусмотрено беспрепятственное использование Книжек МДП, а сложившаяся практика противоречит таможенному законодательству ЕАЭС. Причем это является также официальной позицией правительства Российской Федерации, поскольку консенсусом было принято распоряжение Евразийского межправительственного совета от 29 мая 2015 «Об условиях обеспечения беспрепятственного транзитного проезда с применением Конвенции МДП на территории Евразийского экономического союза». Согласно этому документу, правительствам государств-членов ЕАЭС поручено обеспечить непрерывное действие Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением Книжки МДП (Конвенции МДП) 1975 года на территории Евразийского экономического союза.
- Кроме того, этот вопрос рассматривался, в том числе, на уровне президента России, - подчеркнул Р. Ошакбаев. – Соответственно, было выпущено поручение президента в адрес правительства РФ обеспечить беспрепятственное применение Конвенции МДП.
Нужно заметить, что, к большому сожалению, Казахстан (как, наверное, и другие участники ЕАЭС) пока еще не застрахован от подобных будущих инициатив отдельных российских ведомств, способных легко поломать достигнутые на бумаге договоренности по таможенным и другим экономическим вопросам. Не способствует уверенности в будущем и «мягкое» отношение к нарушителям договоренностей в ЕАЭС в российском правительстве и в Евразийской экономической комиссии. Между тем устойчивый доступ к рынкам сбыта, прежде всего в рамках ЕАЭС, является важнейшим элементом инвестиционного климата каждой страны союза.
Р. Ошакбаев напомнил в интервью, что страны-партнеры союза работают сейчас над другим важнейшим документом – разрабатывают Таможенный кодекс ЕАЭС. Ведь действующий Таможенный кодекс Таможенного союза был принят еще в 2010 году и определенно требует исправлений слабых мест и модернизации. Для Казахстана этот момент имеет особое значение, поскольку по компоненте международной торговли рейтинга Doing Business наша страна занимает одно из последних мест в мире.
В своем интервью Forbes.kz Рахим Ошакбаев пытается сохранить оптимистическую ноту:
- Не нужно драматизировать и делать поспешные выводы в отношении евразийской интеграции. Объединение очень молодое, и эти случаи можно назвать «детскими болезнями роста». Важно на всё это реагировать и исправлять ошибки. Всем государственным органам стоит строго следовать всем договорённостям, которые есть в рамках ЕАЭС. Если этого не происходит, это серьёзно дискредитирует все усилия по созданию экономического союза. Все должны предпринять максимум усилий, чтобы наднациональное законодательство исполнялось, а те, кто его не соблюдает, получили правовую оценку и соответствующие правовые последствия.
Будем надеяться, что наши многолетние надежды на выстраивание добрососедских взаимовыгодных экономических условий в рамках ЕАЭС все же сумеют возобладать над подобными «непонятными» односторонними инициативами. В стрессовых условиях непрекращающихся волн мировых кризисов особенно важно поддерживать экономику друг друга. В конце прошлой недели, к примеру, стало известно, что по итогам очередной торговой миссии РК в Республике Беларусь достигнуты новые соглашения об экспорте казахстанских товаров в эту страну на 2,4 млн долларов. Между прочим дополнительно к предыдущим контрактам на 10 млн долларов. Это позволяет рассчитывать, что внешнеторговый оборот Казахстана с Беларусью, выросший в 2014 году на 10,4% по сравнению с 2013-м – до 835,1 млн долларов, в текущем году покажет еще большую сумму.
Но значительная часть этих товаров пойдет между странами автомобильным транспортом, а значит обязательно через территорию России. Чтобы на этой дороге не было каких-то препонов, нужно, чтобы «таможенные узлы» в Евразийском экономическом союзе были разрублены раз и навсегда.
Нурлан Махмудов, специально для Матрицы.kz
Просмотров материала: 2 547