5 июля 2025 г.

Дежурный по стране

В экономике вообще-то есть только два предложения...
Азамат Джолдасбеков, президент АО «Казахстанская фондовая биржа»

Мы в соц сетях:



Олжас Худайбергенов намерен открыть Центр по поддержке проблемных заемщиков

11 ноябрь 2014, 4:10
Олжас Худайбергенов намерен открыть Центр по поддержке проблемных заемщиков Советник председателя Национального банка РК Олжас Худайбергенов заявил о готовности помочь проблемным заемщикам. По его словам, он намерен в ближайшем будущем создать "Центр финансовой медиации". Данная организация должна стать посредником между клиентами банков и самими банками. Об этом Олжас Худайбергенов написал на своей странице в Facebook:

"На текущий момент общий объем кредитов, выданных физлицам составляет 3,68 трлн.тенге, из которых 75% возвращаются вовремя, а 25% (914 млрд.тенге) имеют разную степень просрочки, в том числе 18% (661,5 млрд.тенге) вышли на просрочку более 90 дней. И перспектива по данным кредитам неясна.

Кто-то из этих заемщиков не может вернуть из-за личных ошибок (нецелевое и неразумное использование денег), кто-то и вовсе не собирался возвращать, кто-то не рассчитал свои возможности, кто-то не может вернуть из-за объективных обстоятельств (потерял работу, попал в аварию, случилось какое-то трагическое событие)…

Есть те, кто обращается в банк и пытается решить проблему мирно, но зачастую это не приводит к результату, и дело переходит в суд. И иногда и вовсе приобретает политический окрас. Банки демонизируются (в ответ идет ряд пиар-действий, восстанавливающих имидж банка), озвучиваются оскорбления в адрес руководителей банков (что практически обнуляет вероятность решения вопросов), и фактически складывается культура выяснения отношений, которая невыгодна никому.

Конфликты инициируются с обеих сторон. Среди заемщиков есть те, кто может вернуть кредит, но не хочет возвращать (фактически подставляя тех, кто не может вернуть в силу объективных причин), а со стороны банка это не только личный фактор (поведение отдельного сотрудника, который продемонстрировал безразличие к проблеме заемщика), но и в целом сама система мотивации. Если банк начнет легко прощать кредиты, то информация распространится и это спровоцирует невозвраты от других заемщиков, а без возвратности нет в принципе банка. Более того, зачастую премиальная часть зарплаты сотрудников банка привязана к возвратности кредитов, а потому они будут по максимуму пытаться обеспечить возврат.

Хотя, скажем, руководство банков имеют большую гибкость в принятии решений и могут простить кредит, если у заемщика форс-мажор. Знаю нескольких руководителей банков, которые прощают/реструктурируют кредиты, а некоторые и вовсе делают это за свой счет, но они не могут говорить об этом, ибо пиар на трагедии неэтичен, и более того, пиар "акта прощения" провоцирует новые невозвраты. Конечно, не все руководители банков такие, но они есть.

Что касается решения вопроса со стороны государства, то оно зачастую оборачивается еще большим ужесточением, что вызывает дополнительные расходы, которые опять же ложатся на плечи заемщиков. В этой ситуации есть системное и долгосрочное решение (которое из-за медленной скорости принятия решений в системе госуправления может быть реализовано лишь в течение 3-4 лет) и есть локальное решение. Собственно, оно появилось 4 месяца назад…

Мне показалось, что нужен посредник между проблемными заемщиками и банками, который смог бы выявить из массы заемщиков тех, кто действительно заслуживает прощения или реструктуризации, максимально объективно проверив их данные, а потом выбрать оптимальное действие, и убедить банк в его правильности. В течение 4 месяцев я встретился несколько раз с большим количеством людей, в том числе банками, и наконец-то можно пойти дальше - идея имела множество вариантов, но только сейчас ее конструкция финализировалась.

Итак, конструкция следующая:

1. Есть проблемные заемщики, критерии еще будут определяться (кто сможет обращаться). Но предварительно это просрочка более 90 дней, минимальная сумма задолженности должна быть 300 тыс.тенге, кроме тех, у кого случилась личная трагедия (пожар, кто-то умер и т.д.).

2. Эти проблемные заемщики обращаются организацию-посредник. И все услуги для них будут бесплатны. Расходы организации оплачиваются банками сообразно договоренности, так как данный инструмент будет более эффективен, чем прямой контакт заемщика с банком, особенно после 90 дней просрочки.

3. Данные заемщика изучаются на основе информации, полученной от заемщика и от банка. Будет выведено нейтральное мнение, и оно будет озвучено сначала заемщику, и если он согласен, далее эта позиция будет защищаться перед банком.

4. Формируется список готовых заявок, после чего представители организации договариваются с банком на уровне руководителя, имеющего полномочия принимать решение по займу, и на встрече будут рассматриваться все данные заявки. Где-то удастся получить прощение по кредиту, где-то будет реструктуризация (списание пени, процентов, части долга), а где-то возможен отказ.

5. После получения решения организация будет отслеживать, чтобы все договоренности с банком по проблемному займу были исполнены до конца.

Деятельность организации основывается на следующих принципах:

- неучастие в каких-либо политических проектах, отсутствие политических заявлений;

- нейтральность при оценке заемщиков и банков – критика будет конструктивной в обе стороны.

Независимость от заемщиков обеспечивается за счет того, что организация-посредник не будет брать денег от заемщика. Это нужно, чтобы отказывать тем, кто может, но не хочет вернуть кредит. Независимость от банков обеспечивается за счет того, что конкретно я не буду получать никакого дохода в любом виде от данной организации, плюс в случае продажи организации, вся сумма продажи будет направлена в благотворительный фонд "Taiburyl". Я буду полностью контролировать данную организацию, которая будет называться "Центр финансовой медиации" (ЦФМ), и все сотрудники будут подчиняться исключительно мне. Это нужно для того, чтобы организация не стала пиар-конторой для конкретного банка.

По мере накопления опыта, на сайте ЦФМ будет появляться информация о стандартных ошибках банков и заемщиков (без указания названий банков и имен заемщиков) с целью профилактики ошибок в будущем. ЦФМ принципиально будет отстраняться от демонизации какой-либо стороны и стремиться к тому, чтобы создавалась конструктивная атмосфера, которая позволит большему числу банков и заемщиков найти между собой понимание. Также будет связь с регулятором (Нацбанк), которому будет предоставляться обоснованные меры по изменению законодательства так, чтобы число ошибок банков и заемщиков уменьшалось.

В течение 3-4 недель будет разрабатываться положение, документооборот ЦФМ, официальный сайт, после чего начнется прием заявок.
Изначально я хотел быть связанным с этой идеей косвенно, служа мостиком между организацией и банками (ибо у меня хватает других задач), но придется более тесно заняться этой организацией. Будем надеяться, что смогу взрастить специалиста, которому будут доверять как заемщики, так и банки, чтобы потом оставить ему организацию.

В целом, думаю, данное решение выгодно всем сторонам – проблемные заемщики получат дополнительную возможность решить проблему, банки получат конструктивный и профессиональный канал рассмотрения проблемных займов, банковская система получит снижение проблемных займов без провоцирования невозвратов, государство получит снижение социального напряжения. Задача тяжелая, но, уверен, что сможем ее решить! Дай Бог!".
Просмотров материала: 2 265

Поделиться материалом


10:04 230 миллиардов тенге возвращено государству в рамках дел... 155 633 Просмотров

20:03 Обращение жителей с. Маралды к Президенту РК К.-Ж. Токаеву... 0 Просмотров

12:16 Атырауда мыңнан астам асыл тұқымды еділбай қойы тірідей... 0 Просмотров

11:35 Бұдан былай Алматыда электрлі самокат тек 16 жастан бастап... 0 Просмотров

11:30 Қарағанды облысындағы жол апатынан сегіз адам көз жұмды... 0 Просмотров

11:17 Мұхамедиұлының Ұлттық музейдегі ұрлықтың жаңа эпизодына еш... 155 444 Просмотров

11:01 Биіктен құлап бара жатқан баланы қағып алған оқушыға үш... 155 090 Просмотров

10:47 Қарағандыда тұрғын үй ауласынан шала туылған бала табылды... 155 124 Просмотров

10:25 Ұлттық музей басшылығына қатысты қылмыстық істі... 155 420 Просмотров

18:37 Адвокат Бурхан Жансейтов задержан в Алматы... 10 173 Просмотров

17:38 Объемы производства сахара будут увеличены в семь раз —... 9 318 Просмотров

17:13 Тарифы на комуслуги изменятся в Казахстане... 9 503 Просмотров

16:54 Министр Аймағамбетов балалардың қауіпсіздігін қамтамасыз... 13 216 Просмотров

16:52 «Қолайлы мектеп». Ұлттық жоба арқылы 582 мектеп бой көтереді... 13 411 Просмотров

16:52 «Суперагенты»: серьезный человек Сека уже ждет вас на IVI... 22 279 Просмотров

16:48 Балабақшаларды лицензиялауды күшейтеміз - министр... 9 277 Просмотров

16:43 Смайылов президенттің үкімет жұмысына қатысты сынына пікір... 7 041 Просмотров

16:42 Хищение средств через платформу АrtSport расследует антикор... 6 908 Просмотров

16:39 Еліміздің басым бөлігінде аптап ыстық болады – ауа райы... 5 735 Просмотров

16:37 Про президентскую критику... 7 887 Просмотров

16:29 Министерство не запрещало показ мультфильма «Базз Лайтер» -... 17 021 Просмотров

16:15 Экология министрлігі киіктердің мекендеу ортасын зерттеуге... 5 688 Просмотров

15:48 Денсаулық сақтау министрлігі аборт жасатуға тыйым салу... 7 058 Просмотров

15:45 Елімізде коммуналдық қызмет тарифтері өзгереді... 5 787 Просмотров

15:41 Капремонт всех роддомов пообещала министр здравоохранения... 5 795 Просмотров

15:27 Благотворительный спортивный зал для детей открыли в... 5 636 Просмотров

15:00 Қазақстан шекарасы қандай жағдайда жабылады... 5 476 Просмотров

14:18 104 мың гектарға қант қызылшасы егілсе, ішкі нарықты 80... 5 736 Просмотров

13:41 Қаңтар оқиғасы кезінде қанша қару тәркіленді – ҰҚК есеп... 5 680 Просмотров

13:15 Алагузова - Нуртасу Адамбай: Богу не нужна твоя помощь... 17 188 Просмотров

13:14 Жауынгер бір жыл ішінде әскери техниканы ғана емес, қолына... 7 617 Просмотров

13:04 Тамызда өршиді: Денсаулық сақтау министрлігі коронавирус... 5 511 Просмотров

13:02 В отношении руководства ТОО «Казфосфат» начато досудебное... 5 767 Просмотров

12:59 Суицид в Казахстане: 96% случаев самоубийств совершаются... 6 105 Просмотров

12:51 Усовершенствовать военную организацию Казахстана поручил... 5 516 Просмотров

12:49 Закупать уголь заранее призывают казахстанцев... 5 492 Просмотров

12:45 Павлодарда кран жұмысшыны екінші қабаттан итеріп жіберді... 5 534 Просмотров

12:42 Президенттің сынынан кейін ұзаққа созылған жол жөндеу... 5 473 Просмотров

12:38 МӘМС шенеуніктердің жемсауытына айналған – Арман Бейсембаев... 5 713 Просмотров

12:32 Шоу-бизнес өкілдерінің ЛГБТ-ны насихаттайтын «Базз Лайтер»... 5 856 Просмотров





Опрос


«    Июль 2025    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031