Недавно Министерство образования и науки РК (Министерство просвещения РК) озвучило проблему хиджабов. Правда, почему-то хиджаб не назвали хиджабом, а головным убором. Раз проблема имеет правовую основу, необходимо вещи называть своими именами, в данном случае – это хиджабы, а не платки или косынки.
Хиджаб в светской школе не допускается
«Этот вопрос поднимается перманентно, с ним связано много дискуссий, причем не только у нас, но и в ряде других стран. Но Казахстан – светское государство, школа тоже является светским учреждением. Есть приказ, принятый еще в 2016 г., и там есть требования. Однако мы видим, что важно обеспечить инклюзивность разных групп. К примеру, мы могли бы рассмотреть вопрос в отношении девочек, которых родители не пускают в школу из-за невозможности носить головной убор. Когда дети из-за этих причин не посещают школу или вынуждены переходить на дистанционное обучение, это имеет более негативный эффект, а ведь мы должны быть инклюзивным обществом», – сказал министр Асхат Аймагамбетов 6 июня в интервью журналистам.
Кроме приказа министра от 2016 г. № 26 есть Закон РК от 27 июля 2007 г. «Об образовании». В соответствии с подпунктом 14-1 статьи 5 этого закона Уставом школ вводится единая школьная форма для учащихся 1-11 классов, имеется перечень вещей и характеристики к школьной форме, вплоть до длины юбок и т.д. В нем написано: «При этом включение элементов одежды религиозной принадлежности различных конфессий в школьную форму не допускается», и головной убор отсутствует.
Согласно Уставу в светской школе не предусмотрен головной убор внутри помещения: ни такия, ни платок, ни хиджаб – арабский женский головной убор, тесно связанный с «арабским» исламом. Кстати, школьную форму ввели с 2003 г., но конфликты идут в последние годы. Это ясный сигнал о распространении «салафизма» в стенах школ и вузов.
Не свойственный в Степи религиозный радикализм отдельных родителей у нас дошел до того, что они вместо знаний прививают маленьким детям религиозные представления и конфликтуют с законами общества.
Уже не действуют разъяснения представителей ДУМК о том, что по канонам ислама голову покрывают не девочкам, а девушкам при достижении половой зрелости, с совершеннолетия.
В Актобе и области который год идет конфликт руководителей школ с родителями школьниц в хиджабах. Были судебные разбирательства – родители проиграли суды. Дело порой доходит до угроз учителям школ, как это случилось в Актобе. Похожие события случались в Мангистауской, Западно-Казахстанской и Южно-Казахстанской областях.
Вообще-то выбор религиозных предпочтений необходимо предоставлять с достижения совершеннолетия, а не с дошкольного возраста. По этой причине необходимо дополнение к закону «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» о воспитании маленьких детей вне религии.
Кажется, после скандала в таджикском селе Фердауси Туркестанской области в 2018 г. в обществе пришло понимание опасности религиозного (и этнического) анклава. Если в школах Актобе разрешить хиджабы, то это откроет пути для появления различных религиозных анклав, и светскому образованию придет конец.
Если в систему образования войдет религия, то кроме хиджабов в будущем в школах возможны молельные комнаты, возможен отказ от преподавания таких школьных дисциплин, как рисование, музыка, анатомия. Закроются многие кружки, в том числе по танцам, отдельным видам спорта и искусства, дети не будут петь наш национальный гимн и т.д.
Ведь родители школьниц просили не только разрешить ношение хиджабов, но и открыть в образовательных учреждениях молельных пространств и поручить внесение изменений в законодательство. Об этом они писали президенту Касым-Жомарту Токаеву. Правда, вместо хиджабов написали кимешек (кимешек носят замужние женщины).
К тому же тогда надо разрешить религиозную атрибутику представителям и других конфессий, что чревато и международными конфликтами, – отдельные страны будут заступаться за «своих». Ведь с таджикским селом «повезло» – в самом Таджикистане под запретом не только хиджабы, но и «салафитские» бороды.
Конечно, дело не в платках, а что за ними. В стране идет цивилизационный разлом – продвижение «арабского» ислама. Сравните светский Афганистан и афганских женщин 1950-1960 гг. и современный Афганистан и нынешнее положение женщин – все начиналось с хиджаба.
Законодательная основа школьной формы
Многие родители девочек в хиджабах, некоторые эксперты считают, что запрет посещения школы в платках противоречит статье Конституции РК, где гарантируется бесплатное среднее образование в государственных учебных заведениях, что в Конституции нет запрета на ношение хиджабов и т.д.
По Конституции РК – светское государство, и религия и религиозные объединения отделены от государства. Система образования и воспитания в Казахстане, за исключением духовных (религиозных) организаций образования, отделена от религии и религиозных объединений и носит светский характер.
Да, Основной закон не регламентирует школьную форму, но это имеется в законах в соответствии с Конституцией, в которой отмечены общеобязательные стандарты образования.
Конституция РК, ст. 30. п. 4. «Государство устанавливает общеобязательные стандарты образования. Деятельность любых учебных заведений должна соответствовать этим стандартам». Возможно, в общеобязательные стандарты образования входит и школьная форма, как и типовые проекты школ, типовые правила организации деятельности учебных заведений, школьная программа и т.д. В соответствии с этой статьей Конституции утверждена стандартная школьная форма.
Поэтому в школе нельзя носить камзол, тюбетейки, хиджаб, крестики и т.д. – есть единая школьная форма. Как пишется в одном Уставе школы, школьная форма направлена на реализацию светского характера обучения и устранения признаков социального, имущественного и иных различий между обучающимися.
То, что некоторые родители не отпускают своих дочек в школу, это и есть нарушение законов страны. Они не имеют права лишать ребенка среднего образования, которое общее для всех. В таких случаях должны работать соответствующие законы – некоторых родителей штрафуют. И в большинстве конфликтов девочки снимают хиджабы и продолжают учебу в школе.
Выход – дистанционное обучение?
«Речь идет не о хиджабах: некоторые слышат то, что хотят услышать. Поступают разные предложения: это и возможность охвата их онлайн-обучением в наших же отечественных школах и другие предложения по их вовлечению в учебный процесс. Самое главное – это охватить и обеспечить всех средним образованием, чтобы мы не потеряли эту часть детей», – отметила председатель Комитета дошкольного и среднего образования МОН Гульмира Каримова.
Да, это уже социальная проблема, которую необходимо каким-то образом решить. И для начала необходимо определить названия населенных пунктов и количество школьниц, не посещающих занятия из-за хиджабов (головных уборов), чтобы иметь представление об этой проблеме.
Однако Министерство просвещения РК должно определиться с головным убором: если это не хиджаб, то что?! Пилотки, косынки, тюбетейки? Не есть ли это стремление профильного ведомства избежать религиозного контекста и представить хиджаб обычным головным убором? Может, в школах Актобе холодно в течение всего учебного года, что нельзя обойтись без головного убора?
В свое время в Актобе группа родителей, которая встречалась с депутатом Мажилиса парламента, обратилась к властям с просьбой рассмотреть возможность строительства спецшколы. Власти их услышали. Тогдашний министр по делам религий и гражданского общества Казахстана Нурлан Ермекбаев не исключил возможности создания специальных школ для детей, носящих мусульманские платки.
«Для открытия подобных школ в настоящее время имеются условия. Если родители отправляют дочерей в школы в платках или в хиджабах, то они вправе открыть подобные частные школы, самоорганизовавшись и занявшись поиском спонсоров», – отметил Ермекбаев.
Однако возможное открытие «мусульманских» спецшкол, пусть даже частных, противоречит положению Конституции о светскости нашего государства, положению об общеобязательном стандарте образования, гендерном равенстве. Надо различать, что это будут не женские гимназии, а школы, открытые по религиозным признакам, без соблюдения школьной формы, возможно, с молельными комнатами.
К тому же вряд ли родители найдут спонсоров, а если найдут средства, то это будет не государственная школа и это предложение требует его проработки на предмет требованиям общеобразовательного стандарта.
Как только государство пойдет навстречу этой инициативе, получит новую проблему – разлом школьного образования и нарушение общеобязательного стандарта образования. Спецшколы для девочек в хиджабах будут аргументом для требований открыть спецшколы и для представителей других конфессий.
Если светская школа не устраивает, то родители девочек в хиджабах могут обратиться в Духовное управление мусульман Казахстана для открытия медресе для девочек в городах. Такие медресе имеются в Шымкенте, Алматы.
Возможно, онлайн-обучение после пандемии – в рамках правого и апробированного поля, и это будет временным компромиссом и выходом. Потому что, если говорить о дистанционном образовании, то законом об образовании это не предусмотрено.
Дистанционное образование, экстернат – все это применимо в отношении больных детей или детей, находящихся по каким-либо причинам за рубежом. Только в этих случаях дается разрешение на дистанционное обучение. Другим разрешение не дается.
Возможно, получение отдельными нашими школьницами в платках дистанционного образования в России является нарушением действующего законодательства. Оказалось, некоторые родители обучают своих дочерей в онлайн-школе в Москве на платной основе.
Пришло время более строго ориентироваться на Конституцию страны с опорой на светский характер государства, степные традиции и национальную культуру. Или мы сохраним традиционный ислам с элементами национальной культуры, или же страна окажется разделенной на «островки», населенные сторонниками различных исламских течений, а также сект, которые могут быть использованы мировыми державами, заграничными спецслужбами и террористами в своих целях.
Возможно, пришло время запрета идеологии салафизма, после которого со временем отпадет и проблема с хиджабами. Недаром в западных областях страны немало сторонников салафизма. Какое образование и воспитание в школе получат дети, таким и будет будущее страны. Именно поэтому считается, что система образования является основой светскости.
Дастан ЕЛЬДЕСОВ, специально для Матрица.kz
Просмотров материала: 1 068