Влияние пандемии на торговлю в цепочки поставок было значительным и, в свою очередь, также повлияло на экономический рост и благосостояние. В то же время кризис привел к ускорению цифровизации бизнес-моделей, включая трансграничную электронную коммерцию между предприятиями (B2B) как ответ на нарушения в цепочках поставок.
С началом Covid-19 появились финтех-стартапы, которые помогали предприятиям финансировать глобальные партнерства и обеспечивать цифровое финансирование торговли посредством безрегрессного факторинга. В этой статье региональный управляющий SunFinance Group Виталией Нижегородцев. расскажет о том, как инструменты цифрового финансирования могут стать трамплином для бизнеса в период после пандемии.
Дефицит торгового финансирования в размере $1,7 трлн.
Согласно исследованию Азиатского банка развития (АБР), уровень отказов в финансировании торговли достиг рекордно высокого уровня в 2020 году, при этом разрыв между спросом и предложением в настоящее время составляет $1,7 трлн, что на 15% больше по сравнению с предыдущей оценкой в $1,5 трлн в 2018 году. Влияние на разрыв спроса и предложения особенно выражено, поскольку характер кризиса продолжает вызывать негативную пульсацию от фирм-потребителей, к фирмам-поставщикам.
Последнее исследование подтверждает выводы предыдущих исследований о том, что дефицит торгового финансирования непропорционально сильно влияет на малые предприятия, которые в свою очередь страдают от сбоев в цепочке поставок. Примерно 40% отклоненных запросов на торговое финансирование поступило от начинающих компаний и малых и средних предприятий (МСП) по сравнению с 17% отказов для транснациональных корпораций. Исследование охватывает более 300 фирм в почти 70 странах, помимо 112 банков, 50 экспортных кредитных агентств и 39 форфейтеров по всему миру. Отсутствие кредитоспособности и неспособность предоставить финансовую отчетность являются одними из самых заметных причин отклонения запросов предприятий, желающих получить торговое финансирование.
«Во всем мире существуют значительные препятствия для стартапов и МСП в получении финансирования. В настоящее время финансовые организации проявляют осторожность, закрывая счета, связанные с фирмами из свободной зоны, и избегая менее известных потенциальных клиентов. Многие кредиторы также приняли подход к финансированию торговли, который, скорее всего, сохранится и в будущем - особенно в отношении стартапов и малых и средних предприятий, склонных к международной торговле» - говорит Нижегородцев. По его мнению, стартапы часто не могут получить доступ к торговому финансированию, поскольку не могут предоставить залог. Кроме того, им не хватает подробной информации о рыночных тенденциях, требований "Знай своего клиента" (KYC) или стратегий управления рисками, привлекательных для кредиторов.
«Финтехнологические компании имеют уникальную возможность заполнить этот пробел и помочь стартапам получить доступ к гибким вливаниям ликвидности именно тогда, когда им это необходимо, а также наладить цифровые процессы, которые позволят им успешно вести международную торговлю. Многие финтех-компании способны предложить стартапам более дешевое и качественное торговое финансирование и другие экспортные решения. Поскольку их юридическая экспертиза в основном основана на технологиях, они обычно менее требовательны к залогам и больше полагаются на технологические решения для выявления кредитоспособных заемщиков» - отмечает эксперт.
Большие данные
Большие данные способны уравнять шансы при оценке рисков трансграничного финансирования МСП и стартапов. Поскольку каждая компания имеет свой уникальный профиль риска, финтех-компании применяют более индивидуальный подход к принятию кредитных решений, а не универсальный процесс.
По словам Виталия Нижегородцева, цифровое торговое финансирование использует данные для оценки рисков растущего пула неохваченных услугами торговцев. Например, цифровое торговое финансирование может представить целостную картину профиля риска продавца, анализируя многочисленные оперативные данные от компаний по страхованию кредитов.
«Понимание фактического риска каждой сделки, в отличие от предполагаемого риска, упрощает торговые процессы. Еще одним преимуществом инфраструктуры, основанной на данных, является то, что система постоянно совершенствуется в определении того, какие типы информации наиболее полезны для определения рисков, связанных с конкретным покупателем или продавцом» - говорит эксперт.
Повышение прозрачности цепочки поставок
Одним из наиболее значимых последствий цифровизации для торгового финансирования является простота обеспечения прозрачности и наглядности для всех сторон. Доступ к данным о логистике и операциях цепочки поставок в режиме реального времени является важнейшим компонентом для всех предприятий. Чем больше информации есть у организации до наступления критической ситуации, тем быстрее она может устранить проблему. Это позволяет им не только отслеживать, где находятся их товары в процессе доставки, но и предупреждать партнеров или клиентов о потенциальных рисках, чтобы инициировать быстрые решения для устранения сбоев во всей цепочке поставок.
По мнению регионального управляющего SunFinance, другой распространенной проблемой для стартапов является управление торговой документацией - упаковочными листами, складскими квитанциями, сертификатами происхождения, экспортными лицензиями и т.д. Весь этот процесс происходит вручную, на бумаге. Перевод всего процесса оформления товаросопроводительной документации в цифровой формат может помочь стартапам и малым и средним предприятиям сэкономить время на доставку грузов и устранить возможные задержки в отправке, что в конечном итоге также позволит сэкономить деньги.
«Одной из наиболее актуальных проблем цифровой торговли является резкое сокращение бумажной работы благодаря соглашениям о цифровой экономике (DEA), которые помогают предприятиям получить доступ к таким возможностям цифровой торговли, как электронное выставление счетов, электронные подписи, защита трансграничных данных и цифровые идентификаторы. В конечном итоге DEA позволяет более эффективно связывать зарубежных деловых партнеров и помогает компаниям повысить производительность и сократить расходы. Это также снижает риск мошенничества благодаря большему контролю над оригиналами и исключению возможности потери документов» - отмечает Виталий Нижегородцев.
Как это работает
Используя цифровое торговое финансирование, малые и средние торговые компании могут получать оплату счетов на ранних этапах, а не ждать до 120 дней или даже дольше. Более того, используя многочисленные источники данных, цифровые торговые финансисты лучше понимают риски стартапов и МСП и поэтому могут не только проверить и подтвердить легитимность покупателя, но и обеспечить оплату счета, даже если покупатель обанкротится. Это устраняет кредитные риски, которые часто мешают продавцам предлагать покупателям более выгодные условия контракта.
По словам Виталия Нижегородцева, с помощью финтех-решений стартапы могут оптимизировать свой денежный поток без необходимости залога или аккредитива. стартапы могут:
- подать заявку на финансирование за пять минут и получить деньги на свой счет через 48 часов
- снять кредитный риск и уверенно вести торговлю
- сократить количество споров по платежам
- сделать денежные потоки более предсказуемыми
- освободить текущие кредитные линии для инвестирования в инициативы, способствующие росту, например, в покупку оборудования
- беспрепятственно отслеживать свои поставки
Традиционно управление цепочками поставок было связано с поиском, производством и доставкой. Теперь речь идет о "финансировании".
Стартапы и МСП финансируют более 90% экспорта, но большинство из них испытывают трудности с получением кредитов в банках, поскольку их бизнес слишком новый и не имеет залога. «Финтех-компании могут сделать цепочки поставок более эффективными, предоставляя альтернативные решения стартапам и МСП, которые не могут получить традиционное финансирование. Цифровые инструменты торгового финансирования могут помочь предприятиям снизить кредитный риск, спрогнозировать движение денежных средств и распределить оборотный капитал. Кроме того, доступ к цифровому торговому финансированию может помочь МСП изучить более широкую базу клиентов и поставщиков, возможно, открыть новые каналы для покупки или продажи товаров» - заключил Виталий Нижегородцев.
Просмотров материала: 2 060