Неожиданная встреча с экс-депутатом Нуртаем Сабильяновым стала поводом для долгого разговора за чашкой кофе. Говорили о многом – о деятельности депутатов, о лобби в правительстве, о молодежи, но главное – это изменения в Конституцию Казахстана! Он считает, что это важный политический шаг на пути к реальной демократизации в стране и кардинальному улучшению жизни казахстанцев.
- Нуртай Салихулы, хочу поздравить Вас с тем, что ваша родина, Семей обрела новый статус – областной!
- Рахмет! Безусловно, это очень важное политическое решение Главы государства, которое положительно повлияет на развитие региона. Во всех отношениях! И в политическом плане, и в экономическом, и в социальном.
А проблемы есть, причем большие. Поскольку неэффективно были использованы бюджетные средства, многие вопросы, проблемы населения региона остались нерешенными. И, в том числе, проблемы города Семей. Коррупция-то никуда не делась.
В отдельных случаях город и регион находятся в неудовлетворительном состоянии, когда как были выделены огромные бюджетные средства, в том числе, из республиканского бюджета.
К примеру, за последние 7,5 лет для города Семей были выделены 354 млрд тенге, но кто проверял их на предмет целевого или эффективного использования?! Вот здесь кроется весь вопрос.
- А вы же были депутатом, председателем ключевого комитета по экономике! Вы же можете позвонить акиму, пригрозить, наверное, пожаловаться на него президенту… Какие еще вы можете использовать рычаги?
- Конечно, мы можем обсуждать с акимом какие-то вопросы, но угрожать, наезжать, как говорится, шантажировать, естественно, я не могу. Мы же взрослые люди, и мы должны работать в соответствии с действующим законодательством и в рамках своих полномочий!
И я, как председатель Комитета мажилиса, в течение всего периода депутатства работал именно в таком ключе со всеми акимами всех уровней, министрами и их заместителями.
Во всем должна быть соответствующая политическая культура во взаимоотношениях. Это, в первую очередь, процедуры, деловой подход во всех вопросах, ну, и у каждой ветви власти есть свои полномочия, свой круг вопросов, свои границы.
Мы занимались законотворчеством, и через эту работу в рамках регламента Мажилиса через принятие законов или отдельных поправок в действующие законы мы можем сделать больше для людей, для населения регионов. Именно так должна строиться работа политических и государственных служащих, и только в рамках действующего законодательства.
- Раз уж заговорили о законотворчестве, давай вспомним вашу работу в стенах мажилиса…
- С 2016 по 2021 года я был председателем Комитета мажилиса по экономической реформе и региональному развитию.
- Судя по тому, как вы активно выступали и участвовали в обсуждениях, работа вас захватывала?
- Именно так. Многие, которым не известна вся, так сказать, кухня законотворчества, кажется, что депутаты – это люди, которых назначили сидеть и поднимать руки, иногда выступать по каким-то конъюнктурным темам, делать запросы и т.д. Это не так.
На самом деле это сложная, зачастую чуть ли не круглосуточная, а, в первую очередь, это кропотливая аналитическая работа. Депутат должен вникать, понимать проблемы и вопросы, изучать их и анализировать, исследовать документы и большой массив данных, предлагать свое видение решения, защищать интересы избирателей, предлагать свое видение, а при необходимости разработать свой законопроект.
И, соответственно, каждый законопроект проходил (и должен проходить) тщательное и глубокое обсуждение с участием всех сторон процесса – это, в первую очередь, депутаты, члены правительства, представители разного рода ассоциаций, общественники и т.д. Кроме того, мы всегда приглашали к обсуждению вопросов представителей непарламентских политических партий.
За последние 5 лет мы установили такой порядок, чтобы ни у одного члена рабочей группы, ни у одного другого участника обсуждения не было претензий к нашему Комитету.
К примеру, мы получаем законопроект, наш Комитет является головным по нему, в первую очередь, это законопроекты по экономическим вопросам и, особенно, по региональным проблемам.
- Какие конкретно?
- Была большая и сложная работа по внедрению самостоятельных бюджетов в селах, поселках. Исполнительные органы не были готовы к этому, и поэтому мы изучили, проанализировали все эти вопросы и сумели их отрегулировать на законодательном уровне. Это позволило расширить финансовую самостоятельность аулов и сел, а также участие наших граждан в бюджетном процессе.
Кроме того, были и другие вопросы. Это и жилищные вопросы, и вопросы инфраструктуры, водоснабжения, дорожного строительства, по оказанию госуслуг, по ЖКХ, а также проблемы бизнеса и защита прав потребителей. Более того, мы проводили даже парламентские слушания, в частности, по вопросу водоснабжения.
Это один из наиглавнейших проблем на селе. К примеру, в Казахстане немногим более 6000 сел, а доступ к чистой питьевой воде имеет население лишь половины этих сел.
По результатам парламентских слушаний мы рекомендовали правительству выделить дополнительные средства на решение проблемы, а также внесли изменения в законы. И практически все проекты, оставшиеся без финансирования, получили одобрение и финансирование. Безусловно, вопрос мы решали через поправки и в закон о республиканском бюджете.
- До вас доходили как-то эти проекты?
- Да, более того, мы запрашиваем каждый проект, рассматриваем их и принимаем решение выделить дополнительные средства.
- А правительство как всегда может отпираться, мол, денег нет?
- Мы ведь рассматриваем и другие проекты, в которые правительство заложило средства. А деньги есть, и их мы находим в самых неожиданных местах и принимаем решение перенаправить на наиболее болезненные, проблемные направления.
К примеру, в правительство предусматривает рассмотрение проектов строительства объектов. Но сами проекты находятся еще на стадии разработки, то есть проект еще не готов. И вот эти статьи расходов мы снимаем с рассмотрения. Мы требуем, чтобы все проекты соответствовали всем требованиям законодательства.
- Это что непрофессионализм чиновников или же неприкрытое лоббирование каких-то частных или групповых интересов.
- По-видимому, и то, и другое. Мы видим много чиновников, которые не бывали на местах, в регионах, в селах. Они не знают и даже не представляют, как живет население и откуда у них доходы и не знают как решить ту или иную проблему. Впрочем, как и многие бывалые акимы.
И, безусловно, присутствует лоббирование групповых интересов, каких-то финансово-промышленных групп, олигархов, отдельных ассоциаций. Это отдельная большая тема, большой вопрос, проблема, которую нужно решать. И решать системно и на законодательном уровне.
Кстати, наш комитет в своей работе неоднократно сталкивался с лоббированием и этот вопрос мы держали на контроле, так как это лоббирование зачастую осуществлялось через отдельных депутатов. И раз уж депутат внес предложение мы обязаны обсуждать.
Конечно, продвигать неоднозначные поправки в угоду каких-то ассоциаций, предприятий – это на совести депутатов. Но при наличии таких поправок, которые прямо или косвенно могли работать в интересах отдельных олигархов или каких-то финансово-промышленных групп, ассоциаций, мы принимали решение исключить их.
К примеру, за время работы исключили более 1000 поправок в законодательство, которые прямо или косвенно предлагались в интересах ассоциаций, олигархов и т.д., но только не населения. Это и есть самое сложное в работе нашего Комитета.
- А имена этих депутатов, наверное, известны?
- Раскрою вам секрет! Все эти выступления депутатов стенографируются и сдаются в архив. Поэтому мы знаем, кто, когда, что предлагал и как обосновал. И что самое главное, в чьих интересах он предлагал! А мы твердо отстаиваем интересы общества и исходим из интересов народа.
- Хорошо, вы решали проблемы регионов через поправки в законы, в тот же закон о бюджете. Но все же до сих пор у населения регионов, многих сел имеются проблемы, в частности, с тем же водоснабжением, с доступом к чистой питьевой воде?
- Да. Имеются такие факты. И, особенно, много сел в нашей Восточно-Казахстанской области. И чтобы решить эту проблему, мы изменили Бюджетный Кодекс так, чтобы каждый проект был приложен к проектам Республиканского бюджета и был на контроле у депутатов, чтобы мы имели четкое представление – сколько стоит тот или иной проект и с четкими сроками реализации тех или иных проектов.
По ряду проектов нам пришлось делать запросы и в правоохранительные органы, и по результатам проверок ряд чиновников понесли наказание, и в том числе, уголовное. В частности, это касалось проектов опять-таки по Восточно-Казахстанской области.
В Аягузском, Урджарском районах не были исполнены проекты и население сел в этих районах осталось без питьевой воды. И таких примеров достаточно во всех регионах.
А ведь деньги заложены, целевые, именно на конкретные проекты. Я считаю, что это халатность, безответственность руководителей области и районов. И так работают многие руководителей районов и областей.
Для того, чтобы решать те или иные местные проблемы вверенных территорий, административных образований, акимы, акиматы должны разрабатывать проекты, составлять заявку на финансирование, защищать ее, обосновывать расчеты, аргументировать. Но этого они не делают, и проблема не решается годами.
А когда народ начинает возмущаться, приглашать журналистов, блогеров, поднимать проблемы, акимы обещают, мол, через год будет! Но через год не будет, так как у них нет проектов, нет заявок, нет вообще никакой инициативы.
- Поэтому приходится депутатам этим заниматься?
- Но мы же не можем сидеть и ждать у моря погоды! Есть проблемы, это проблемы населения, наших избирателей, и мы не можем оставаться в стороне. К примеру, на основе наших рекомендаций, на основе парламентских слушаний несколько лет назад Главой государства было принято беспрецедентное решение – выделить 100 млрд тенге только на обеспечение водоснабжения сел.
Более того, наш Комитет каждый год выносил на обсуждение вопрос ежегодного увеличения финансирования проектов инфраструктуры, в том числе, водоснабжения, строительства жилья, ремонта дорог и т.д. Это главные насущные проблемы населения. И деньги находились – по 15-20 миллиардов из других менее приоритетных, менее важных направлений. Но другой вопрос, кто будет заниматься реализацией проектов?
- Кто?
- Это определяется, конечно, через госзакуп, тендера, конкурсы. И в большей степени определяет аким, и собака зарыта именно здесь – здесь начинаются все проблемы.
Имеются факты нецелевого расходования бюджетных денег, есть интересы акимов, отдельных чиновников акимата, есть банальное воровство.
В итоге что мы получаем? В итоге у населения нет полноценного водоснабжения, освещения улиц, дороги не ремонтируются, нет жилья и т.д.
- Но контроль ведь должен быть?
- Это задача каждого акима, каждого чиновника. Нам нужны честные и порядочные руководители разных уровней.
- Но призывами к совести, морали вряд ли получится убедить чиновников правильно и эффективно распоряжаться государственными деньгами. Наверное, нужны другие механизмы? Сажать, кстати, сажаем, но чиновников-воров меньше не становится? Что делать?
- И это опять надо делать через законы. К примеру, мы несколько раз вносили изменения в законодательство о госзакупках, ужесточили квалификационные требования к подрядчикам!
К примеру, закон позволяет передавать часть работ субподрядчику. Мы предлагали, чтобы эта доля была не более 30%, а 70% работ производил сам генподрядчик. Но правительство нам отказало – они это делают под разным соусом. Но мы ведь знаем, что присутствуют интересы крупных строительных компаний.
Но все же мы пришли к консенсусу – мажилис проголосовал на условиях 50 на 50. То есть 50% работ подрядчика, а на субподряд он может передавать оставшиеся 50%. Другой вопрос как выполняется эта норма – это вопрос к исполнительным органам.
Так или иначе, мы проделали большую работу. Ранее, помните, были фирмы-однодневки, но сейчас их практически нет! Этот вопрос мы отрегулировали через поправки в законодательство.
Но на низах, на уровне акиматов, где и проводятся конкурсы, находят же лазейки, чтобы чиновники или аффилированные с ними предприятия могли получить какие-то «дивиденды» от миллиардных госзаказов.
Мы анализировали документы государственных закупок за последние 5 лет. И что интересно, у каждого акима, акимата есть 5-6 конкретных компаний, которые получают госзаказ и далее отдают субподрядным организациям. Более того, даже не проводят конкурсы на подряды, а отдают из одного источника.
А реальные добросовестные компании, со своей базой, техникой, работающие исключительно в правовом поле, уплачивающие налоги, но без так называемых крыш в акимате не могут принять участие в этих конкурсах. В этом кроется и вся проблема.
Мы ужесточили законодательство в вопросах госзакупа, но, опять-таки, далее это вопрос уже в ведении исполнительных органов. Кроме того, в руководстве регионов, районов, повторюсь, должны быть люди честные и добропорядочные.
- Что делать?
- И снова нужен контроль! И не смотреть на регалии, прошлые успехи и связи этих чиновников. Должен работать закон, правильно составленные подзаконные акты, чтобы не было соблазнов.
И второй вопрос. В регионах, в районах, в селах народ же знает кто, есть кто! Чей это завод, чье это поле или чьи эти предприятия? Ведь так? Народ не обманешь! И народ знает, что из себя представляет тот или иной госслужащий, который занимает должность.
И здесь речь идет еще и об общественном контроле за деятельностью акимов всех уровней и отдельных чиновников, который нужно усиливать. И членами общественного совета были независимые люди, люди честные, с собственным мнением и позицией. А то любят у нас набирать своих и лояльных!
- В прошлом году в соцсетях вы дали своеобразный краткий отчет по работе вашего Комитета…
- Да, и это ведь наша обязанность отчитываться о своей работе перед своими избирателями. И я считаю, что мы, наша команда проделала огромную работу. Мы приложили все свои силы, умение, знания, чтобы законы работали на простых людей.
К примеру, за шестой созыв Комитет в качестве головного комитета Мажилиса рассмотрел 62 законопроекта, 8 из которых инициированы самими депутатами.
Нашим Комитетом всесторонне рассмотрены и одобрены законопроекты о местном самоуправлении, предпринимательской деятельности, конкуренции, таможенном регулировании, транспорте, статистике, стандартизации, техническом регулировании, государственных услугах, ЖКХ, жилищных отношениях, строительстве, цифровых технологиях, государственных закупках, игорном бизнесе, системе государственного управления, водоснабжении, обеспечении Интернетом, защите прав потребителей, восстановлении экономического роста и другие.
По этим законопроектам было принято 7 050 предложений депутатов. Это огромный пласт проблем, которым требовалось решение и от которого зависела как жизнь отдельного гражданина, так и целых регионов, районов, аулов.
И мы решали! При рассмотрении проектов республиканского бюджета были приняты предложения Комитета о выделении бюджетных средств для финансирования проектов водоснабжения, автодорог, образования, жилищно-коммунального хозяйства, жилья и другие. И это есть результат работы нашего Комитета, моих коллег, всего депутатского корпуса в деле улучшения жизни граждан.
- Вот из 62 рассмотренных законопроектов лишь 8 инициированы депутатами. Вы же можете инициировать и больше?
- Вот вопрос и в этом. Зачем нам просить правительство и ждать, когда оно инициирует новый законопроект или поправки к действующему закону, когда сам депутат может сделать это сам?! Причем инициировать, продвигать законопроект, защищать и стараться добиться принятия, а не оставлять на полдороге. И это не работа одного дня, двух, недели. Эта работа может затянуться на месяцы, а то и на годы.
К примеру, были проведены реформы в сфере ЖКХ. Законопроект, который внес в Мажилис правительство, мы рассматривали в течение 1,5 лет. И мы приняли необходимые, особенно, для жильцов многоквартирных домов, нормы. И теперь на основе этого закона жильцы принимают активное участие в управлении своим домом.
- Уже полтора года как вас нет в мажилисе. Вы, наверняка, наблюдаете со стороны, интересуетесь, что происходит в депутатском корпусе, в вашем комитете?
- Конечно. Я читаю новости, смотрю депутатские запросы на сайте мажилиса. Кстати, любой гражданин может ознакомиться с этими запросами. И, повторюсь, для решения каких-то вопросов депутаты делают запросы, а не инициируют и не разрабатывают свой собственный законопроект или не предлагают свои собственные поправки в предлагаемые к рассмотрению законопроекты. А ведь имеют полное на это право и полномочия.
Правда, справедливости ради, стоит заметить, что в последнее время некоторые депутаты активизировались, особенно, после январских событий. И это понятно, есть в этом некоторая конъюнктурность. Но так или иначе, депутаты должны свою активность проявлять, в первую очередь, в законотворческой деятельности, а не в других случаях.
- Как вы считаете, какой состав депутатов круче, сильнее – вашего созыва или нынешнего?
- Не думаю, что я могу оценивать тот или иной состав на крутость. Я же все-таки бывший, но депутат этого же мажилиса, и они мои коллеги. Здесь стоит вопрос этики – ну, как я могу сказать, что я лучше какого-либо новоизбранного депутата. Оценку должен давать народ!
Безусловно, многим может не хватать опыта. Но каждодневная работа не может не оставить след – он наберет его, но для этого необходимо работать и еще раз работать!
Но я сторонник того, чтобы в депутаты шли опытные как в политике, так и с большим жизненным опытом. И очень немаловажен профессионализм кандидата, широкий кругозор, умение быстро разбираться в самых разных вопросах – и в экономике, и в политике, и в социальных вопросах, умение общаться с избирателями и быть открытым перед обществом и прессой.
- Кстати, по инициативе Главы государства есть квоты для молодежи, для женщин…
- Ничего против молодежи не имею и закон позволяет. Если он профессионал, если у него уже наработан опыт – почему нет?! Наоборот, мы должны помогать молодежи и поддерживать.
- Вот тут мы аккуратно подошли к вопросу об отсутствии вас в партийном списке. Почему в нынешнем списке партии власти есть молодые люди, а вас, опытного мажилисмена, профессионала нет?
- Честно, я не знаю почему – мне не сказали. Это вопрос к руководству партии.
- Или вы поругались с членами Политсовета, с руководством?
- Абсолютно нет! Я никогда не строю свои диалоги на ссорах. Более того, я никогда ни у кого не просил должности, портфели, кресла. Ведь нет ничего вечного.
- Ну, хорошо. То, что прошло – прошло! Нуртай Салихулы, скоро референдум по изменениям в Конституцию страны! Что вы думаете по этому поводу?
- Я полностью поддерживаю предлагаемые Президентом изменения в Основной закон. Я уверен, что мы находимся на правильном пути. Это – однозначно прогрессивный шаг - шаг вперед!
Предлагается смешанная избирательная система. Дать право выбирать не только по партийным спискам, но и по одномандатным округам – это важное политическое решение! Ведь народ будет иметь возможность избирать своего депутата из своего региона без привязки к политическим партиям.
Кроме того, вместо Счетного Комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета предлагается создание Высшей аудиторской палаты. Это хорошая инициатива, поскольку через эту палату можно будет контролировать не только расходы республиканского бюджета, но и активы государства, средства квазигосударственного сектора и тех, кто получает государственные деньги.
Плюс ко всему ревизионные комиссии регионов должны быть в составе этой Палаты. И тогда местные бюджеты будут под жестким контролем. А это очень серьезный вопрос.
- Действительно, если можно сказать, это новая философия контроля госсредств. И если прибавить к этому инструменту 30% депутатов по одномандатным округам – это ведь довольно внушительная сила, пусть даже если они представляют разные регионы.
- Безусловно! И это только первый шаг. В будущем число депутатов, избранных по одномандатным округам может вырасти и до 50%. Время покажет. Это лишь первые шаги политических реформ, которые несомненно будут работать на развитие цивилизованной политической системы, на развитие демократии в стране.
А что касается степени влияния этой 30%-й доли депутатского корпуса на те или иные решения, то я согласен – это сила. Так как их идеи, инициативы могут разделить и депутаты, представляющие политические партии. Причем, из разных партий. И это нормальный процесс, который, в свою очередь, даст толчок к развитию парламентаризма в нашей стране.
- Как вы считаете, получится ли при новой системе заполучить нам достойных депутатов?
- Думаю, да. Народ умеет выбирать, он знает кто, есть кто! И он давно ждет такие перемены! И референдум – это и есть возможность изменить систему. Изменения в избирательной системе дадут кумулятивный эффект и изменения произойдут во всех сферах нашей жизни.
- Нуртай Салихулы, как известно, у вас уже был опыт – вы выдвигались по одномандатным округам, причем, не раз.
- В первый раз аж в 1994 году, когда мне было всего лишь 32 года и 13 кандидатов на одно место. Вот, кстати, о молодежи – у активной, образованной, энергичной, работоспособной их части есть шанс показать себя с самой лучшей стороны - попробовать себя в реальной политической борьбе! И этот шанс дает Глава государства!
- А вы не сразу ведь попали в мажилис…
- В 2004 году мне удалось избраться от своего региона! Это - Аягузский, Жарминский, Урджарский районы Восточно-Казахстанской области, а ныне Абайской. Но это была реальная конкуренция, конкуренция идей, возможностей, умения и т.д. Это вам не партийный список!
К такой борьбе в будущем на очередных выборах должны быть готовы все кандидаты в депутаты! Потому что будет большая конкуренция. А тем, кто проиграет выборы, не нужно обижаться на оппонентов, ведь будут еще возможности. Я, к примеру, прошел в мажилис лишь на 4-й раз.
- А не хотите ли вы пойти в очередной раз на выборы в депутаты мажилиса по одномандатному округу?
- Когда будут объявлены новые выборы, я приму решение.
- Насколько известно, у вас всегда было собственное видение проблем и путей решения?
- Будучи депутатом, я всегда был вместе с народом и всегда защищал, в первую очередь, его интересы. И как подтверждение этому, за время работы в мажилисе, в течение 16 лет, я получил более 9700 обращений и писем от избирателей! И на все эти письма я дал ответ! Многие вопросы избирателей решались через принятие законов, поправок в законодательные акты, через мои предложения правительству.
И, в первую очередь, это были самые насущные вопросы наших граждан – это и водоснабжение, и жилье, и инфраструктуры, строительства социальных и культурных объектов. И за это время я побывал в 450 населенных пунктах Восточно-Казахстанской области, провел открытые встречи с населением и содействовал решению вопросов и проблем населения региона.
- У вас колоссальный опыт работы в мажилисе. Вы по большому счету знаете всю кухню мажилиса! Легче, наверное, сказать, что не знаете. И у вас, наверняка, в голове уже есть готовая предвыборная программа?
- Когда знаешь проблемы региона, когда ты знаешь избирателя и его чаяния, думаю, не трудно составить добротную предвыборную Программу. Вот программа, которую я предлагал в 2004 году исполнена практически на 100%.
И на следующих выборах, уже по партийным спискам, я не оставил ту программу и продолжал реализовывать. Ведь там были пожелания, надежды и ожидания моих избирателей. Настоящий депутат всегда должен быть последовательным и отвечать за свои слова. Ну, хотя бы как мужчина.
- Благодарю, что уделили время.
Беседовал Серик Мамбетов
Просмотров материала: 6 051