Фото: liter.kz
Ответственность за дачу взяток юридическими лицами намерены ужесточить в Казахстане, передает КазТАГ.
«Учитывая, что по статье 367 (дача взятки) УК к уголовной ответственности привлекаются лишь физические лица, ответственность юридических лиц за аналогичные деяния, предусмотренная статьей 678 (предоставление незаконного материального вознаграждения юридическими лицами) КоАП, является существенно менее строгой. В этой связи, предлагается диспозицию и санкции в статье 678 КоАП изложить по аналогии со статьей 367 УК», - говорится в консультативном документе регуляторной политики к проекту закона «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях по вопросам противодействия коррупции».
По словам разработчиков, в настоящее время в Казахстане имеется административная ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения.
«Вместе с тем, международные эксперты считают данные меры недостаточными. Согласно отчету четвертого раунда мониторинга Стамбульского плана действий Казахстану рекомендовано установить эффективную и действенную ответственность юридических лиц за коррупционные преступления с пропорциональными санкциями, которые будут соразмерны совершенному преступлению, согласно международным стандартам и передовым примерам практики (рекомендация 19). При этом, в данном отчете указано, что форма ответственности юридических лиц остается на усмотрении властей страны, однако положения об ответственности должны соответствовать стандартам эффективности и действенности», - пояснили разработчики.
Аналогичная рекомендация, как отмечается, содержится в отчете рекомендаций ГРЕКО по итогам 1-2 совмещенного раунда оценки: установить адекватную ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения и обеспечить эффективные, соразмерные и сдерживающие санкции.
Сейчас самая строгая санкция по статье 367 УК РК – штраф в размере от 50-кратной до 60-кратной суммы взятки либо лишением свободы на срок от 10 до 15 лет, с конфискацией имущества, с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
«Ответственность юридических лиц за аналогичные деяния, предусмотренная статьей 678 КоАП, является существенно менее строгой – штраф в размере 750 МРП, если деяние совершено повторно в течение года – штраф в размере 1500 МРП. Как отмечено в отчете рекомендаций ГРЕКО по итогам 1-2 совмещенного раунда оценки, существующая система не обеспечивает всеобъемлющей и адекватной корпоративной ответственности за коррупционные правонарушения и что штрафы, которые могут быть наложены, не могут быть оценены как эффективные, соразмерные или сдерживающие», - отметили авторы поправок.
Они указали на то, что согласно концепции, заинтересованной стороной в коррупции наряду с недобросовестными чиновниками является и бизнес-среда.
«Согласно экспертным оценкам, прибыль юридических лиц от взятки в среднем в 10 раз превышает размер самой взятки. Поэтому одним из обязательных условий для снижения коррупции является усиление ответственности юридических лиц за совершение коррупционных правонарушений. Применение больших штрафных санкций и других ограничительных мер сделает экономически невыгодным для компаний подкуп должностных лиц», - считают разработчики.
По их словам, предложенное более строгое административное взыскание предлагается накладывать на юридическое лицо, в случае если совершенное деяние в интересах юридического лица не содержит признаков уголовно наказуемого деяния или за совершение указанного деяния физическое лицо не привлечено к уголовной ответственности.
«Указанное условие соответствует части второй статьи 25 КоАП, согласно которой административная ответственность за правонарушения, предусмотренные статьями Особенной части КоАП, наступает, если эти правонарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с законодательством уголовной ответственности. Вместе с тем, если даже физическое лицо, передавшее госслужащему материальное вознаграждение от имени или в интересах юридического лица, привлечено к уголовной ответственности за дачу взятки, предлагается все равно привлекать юридическое лицо к «символической» административной ответственности в виде штрафа в размере до двухкратной суммы материального вознаграждения, незаконно предоставленного от имени или в интересах юридического лица, но не менее 500 МРП», - сказано в документе.
Если такое деяние повторно совершено в течение года, то размер штраф в отношении юридического лица составит до трехкратной суммы материального вознаграждения, незаконно предоставленного от имени или в интересах юридического лица, но не менее 750 МРП.
«Учитывая, что в данном случае виновное физическое лицо понесет строгую уголовную ответственность (в зависимости от размера взятки – штраф от 20 до 50-кратного размера взятки либо лишение свободы), полагаем нецелесообразным такие же штрафные санкции налагать на юридическое лицо, в интересах которого физическое лицо дало взятку. Вместе с тем, наложение на юридическое лицо даже административного штрафа в предложенном «пониженном» размере, позволит в дальнейшем идентифицировать его как «юридическое лицо, совершившее административное коррупционное правонарушение». Кроме того, предлагается юридических лиц, привлеченных к административной ответственности за совершение административного коррупционного правонарушения, включать в реестр недобросовестных участников государственных закупок (согласно закону РК «О государственных закупках») и в реестр недобросовестных участников закупок (согласно Закону РК «О закупках отдельных субъектов квазигосударственного сектора»)», - добавили авторы поправок.
Просмотров материала: 619