Фото: egemen.kz
Костанайский региональный университет носит имя Ахмета Байтурсынова. И это исторически оправдано. Об истоках зарождения вуза рассказывает доктор филологических наук, профессор КРУ Алмасбек Абсадык.
Если официально...
История открытия многих вузов в Казахстане восходит к советскому времени. Многих, но не всех. Например, несколько лет назад известный ученый, академик Д. Камзабекулы поднял вопрос об углубленном изучении истории Казахского педагогического университета им. Абая, заявив, что вузу в точности не 90, а 100 лет.
На наш взгляд, региональный университет им. А. Байт у рсынова так же явл яется одним из учебных заведений, исторические истоки которого не ограничены советской эпохой. Нынешняя официальная история этого университета начинается с Учительского института, открытого в 1939 году. В 1955 году вузу было присвоено имя Амангельды Иманова, а позже он стал Педагогическим институтом имени 50-летия образования СССР. В годы независимости вуз получил статус университета имени Ахмета Байтурсынова.
На самом деле
Если обратимся в прошлое, то обнаружим, что из официальной истории учебного заведения выпало как минимум 42 года жизни. Ведь еще до Учительского института в Кустанае работали такие учебные заведения, как педтехникум, педкурс и педкласс, вышедшие из одного истока. И они готовили учителей, многие из которых внесли неоценимый вклад в отечественное образование.
Но обо всем по-порядку. Подготовка школьных учителей в Кустанае началась еще в царский период. С 1892 года в бывшей Тургайской области открывались аульные (сельские) школы, а в 1896-м их насчитывалось уже 35. В 1894 году для ускорения подготовки учителей областная администрация поставила вопрос об открытии в Кустанае двухгодичного педагогического класса, на что планировала выделить из местного бюджета 3 тысячи рублей (сумма по тем временам немалая). Учебное заведение было открыто в 1897 году при уездной двухклассной русско-казахской школе (ныне специализированная школа для одаренных детей имени И. Алтынсарина).
«Тургайская газета» опубликовала специальный отчет об открытии педкласса в 1897 году, в котором был поднят вопрос о передаче 17 стипендий, выделенных Оренбу ргской учительской школе, Кустанайскому педагогическому классу. Статотчеты Тургайской области за 1901 год показывают, что заведующим педагогическим классом был учитель М. Н. Греховодов. Помимо него в классе было еще два учителя. Один – Василий Иванович Гурылев, другой – Ахмет Байтурсынов. В те годы А. Байтурсынов параллельно работал в Урумбаевской аульной школе Мендыкаринской волости.
125 лет
Ахмет Байтурсынов переехал в Кустанай в 1899-1900 годах из Аулиеколя, где трудился в местной волостной школе. В городе он установил добрые отношения с директором народных училищ Тургайской области, тюркологом, просветителем А. Алекторовым. 4 марта 1902 года Министерство народного просвещения назначило А. Алекторова директором народных училищ Акмолинской и Семипалатинской областей. При этом А. Байтурсынов был назначен делопроизводителем директора и переведен в Омск 1 мая 1902 г (об этом я писал в статье «Два письма в одной манере» в «КН» от 27 января).
Эволюция педагогического класса, который работал в стенах нынешней специализированной школы-интерната имени И. Алтынсарина такова: в 1910-1915 годах педагогический класс был преобразован в педагогический курс. Срок обучения остался тем же – два года. Но преподавательский состав курса расширился до десяти человек. В советское время, до 1921 года, учебное заведение называлось по-прежнему педагогическим курсом, а затем, приблизительно в 1923 году, решением советской власти получило статус педагогического техникума. Одними из первых выпускников Кустанайского педкласса являются Спандияр Кубеев, Мыржакып Дулатов.
Сегодня пединститут имени У. Султангазина входит в состав КРУ им. А. Байтурсынова. Таким образом, история самого университета ведет отсчет с момента открытия кустанайского педагогического класса 125 лет назад.
В память об Ахмете
В этом году конференция особенная. Состоялась в рамках празднования Дня науки и посвящена теме «Наследие Ахмета Байтурсынова и проблемы современного образования» в ознаменование 150-летия со дня его рождения.
География и состав участников были представлены широко. Работа конференции шла в режиме онлайн. В ней приняли участие сотрудники Министерства образования науки, акимата Костанайской области, вузов Казахстана, СНГ и дальнего зарубежья, партнеры университета, научно-исследовательские институты и музеи. Открытию конференции предшествовали виртуальная книжная выставка «Великий сын казахской степи Ахмет Байтурсынов» и традиционная панельная сессия на тему «Журналистика и PR: новые вызовы времени».
Вниманию участников был презентован интерактивный портал «Ахмет әлемі – Мир Ахмета». На ресурсе собраны материалы о Байтурсынове, как о казахском просветителе, ученом-лингвисте, литературоведе, тюркологе, поэте и переводчике, общественном деятеле и публицисте. Это фотографии, фильмы, биографические материалы. В 3D формате можно посетить музей, который действует при университете.
Работа конференции была распределена по пяти направлениям, среди которых: «Ахмет Байтурсынов и цель движения «Алаш», «Просвещение движения «Алаш» и инновационное образование», «Экономика, право, общество сегодня: оценки, проблемы, пути решения». Всего было заявлено 135 докладов на казахском, русском, английском языках.
Лучший студент
По окончании Тургайского двухклассного русско- казахского училища Ахмет Байтурсынов отправился осваивать профессию учителя в Оренбург.
Это был 1891 год. Учась в четырехлетней учительской школе, основанной Ибраем Алтынсариным, Ахмет испытывал большие финансовые трудности. Заботиться о пытливом юноше и поддерживать его материально было некому. Хорошо, что учеба в школе велась за казенный счет.
В течение четырех лет Ахмет изучал русский язык, арифметику и геометрию, географию, русскую историю, естествознание. Особых успехов будущий учитель достиг в педагогике, магометанском вероучении, чистописании и рисовании.
Во время педагогической практики в начальном училище Байтурсынов проявил себя великолепно и получил отметку «весьма удовлетворительно», то есть «отлично». Свидетельство об окончании Оренбургской учительской школы указывает на то, что помимо основных предметов Ахмет Байтурсынов обучался гимнастике, хоровому пению, ручному труду (работе по дереву), а также гигиене с кратким курсом практической медицины.
Архивные документы говорят о том, что некоторые студенты обучались в учительской школе на платной основе. Малоимущие содержались за счет госказны и земства. За годы работы школы было подготовлено 90 учителей. В 1921 году школа была преобразована в Киргизский институт народного образования.
Источник: kstnews.kz
Просмотров материала: 2 277