«Девушки бывают разные…» - пел сладкоголосый Валерий Меладзе. Позаимствуем у него из шлягера заголовок, изменив качественный состав участников. Согласитесь, при нынешней жизни казахстанскому обществу гораздо важнее разобраться со своим «передовым отрядом капиталистов», нежели в причудах и симпатиях наших неотразимых герлз…
«ЧЕРНЫЙ ЯНВАРЬ» И СТАТИСТИКА
Как непреложную аксиому давайте считать то, что во всяком обществе всегда есть очень богатые и очень бедные люди. Даже в бывшем СССР, который старательно уравнивал все население на единый уровень нищеты, иной торговец газировки или кто выращивал лук, мог быть подпольным миллионером. Злоключения знаменитого Корейко из «Золотого теленка» – яркое тому свидетельство, запечатленное классиками литературы.
Но и в странах с вековыми устоями частной собственности тоже официально существуют слои очень богатых и очень бедных людей. Но, правда, здесь это уже собственный цивилизованный выбор самих индивидуумов, итог личных талантов и устремлений.
Делая первый логический вывод – что в любом обществе (хоть на Западе, хоть на Востоке) всегда были, есть и будут супер-богачи и простые нищие – мы сразу же должны задаться вопросом: чем же тогда эти разные общества-государства отличаются между собой? И как нам попасть в разряд «нормальных стран», где разрыв между этими антагонистическими группами не грозил уничтожением самого государства??
Для Казахстана эти вопросы очень остро встали в январе-2022, когда мирные митинги и забастовки вдруг неожиданно переросли в вооруженные беспорядки, поджоги и мародерство госучреждений, магазинов, etc. Благо, что президент Касым-Жомарт Токаев успел быстро перехватить инициативу у экстремистов и остановить губительное кровопролитие.
Но, пожалуй, еще более важно, что глава государства не стал искать «козлов отпущения», не стал стараться сохранить прежний порядок – «будто ничего особого не произошло» (как было в декабре 2011-го). Токаев просто сразу указал на главную первопричину общественных волнений – половина, если не больше, населения Казахстана живет практически в нищете!
Правда, как опытный спикер и мастер литературного слога президент нашел очень яркий образ, который должен был крепко запомниться аудитории. Ссылаясь на исследование известной и авторитетной международной компании KPMG, он сообщил, что всего 162 человека владеют половиной благосостояния Казахстана! В то время, как у половины населения страны ежемесячный доход не превышает 50 тысяч тенге в месяц.
Немного забавно, что этот пламенный спич президента был озвучен 21 января на встрече с представителями отечественного бизнеса. То есть, можно бы теоретически предположить, что примерно половина из этих 162 супер-богачей сидят перед ним в зале…
Слава Богу, на дворе не 1937 год и не коммунистическая власть, у которой только наличие богатства уже являлось тяжкой виной!
Что же касается того знаменитого исследования KPMG, на которое ссылался Касым-Жомарт Токаев, то оно было опубликовано еще в мае 2019 года. Очень интересная работа, между прочим!
Если дословно привести из этого отчета, то место, которое использовал в своем спиче глава государства, то оно звучит так: «в Казахстане всего 0,001% населения, или 162 человека, имеют состояние свыше 50 млн долларов, которое в совокупности составляет ~50% общего благосостояния населения».
Не менее важным мне видится и буквально следующая строка отчета, где идет межстрановое сравнение: «Взрослое население с состоянием от 10 тыс. до 1 млн долларов составляет в Казахстане порядка 3%, тогда как среднее значение в Украине и Беларуси равно 1%, по странам Индонезии, Турции, России, Бразилии – 20%, по Азиатско-Тихоокеанскому региону – 26%, по миру – 35%, в развитых странах, таких как США и Великобритания – 71%».
И следующее предложение: «Можно заметить, что неравномерность в распределении капитала наблюдается в ряде стран постсоветского пространства, что связано со многими факторами, включающими относительно короткой период существования частной собственности».
«БЕЛЫЕ» ОЛИГАРХИ
Не будем отвлекаться на «дипломатическую» корректность KPMG и попробуем по-простому разобраться – почему в нашей стране «за короткий период существования частной собственности» сложилась нынешняя ситуация?
Всезнающая Википедия приводит такую статистику по ВВП Казахстана, что в 2018 году (который анализировался крутыми аудиторами) валовой внутренний продукт составил 170,54 миллиардов долларов. То есть на долю этих пока мифических 162 человек должны приходиться как минимум 85 миллиардов долларов.
Думается, 50 человек из этих 162-х точно знает вся страна – для этого достаточно открыть крайний рейтинг популярного, но очень делового журнала Forbes.kz, опубликованный 24 мая 2021 года.
Возглавляет его Владимир Ким с 4,7 миллиарда долларов и в конце – Берик Каниев и Юрий Пак с 80 миллионами у каждого. Однако всего у этой «могучей кучки» передовиков капиталистического труда, в которой, кстати, впервые сразу 7 долларовых миллиардеров – согласно аннотации самого Forbes.kz – 37,5 миллиарда американских денег.
Путем несложных арифметических действий выясняется, что у остальных 112 супер-богачей – если KPMG нам не врёт – остальные 47,5 миллиарда! Нехило, правда?!
Думаю, благодаря титаническому труду и стараниям коллег из Forbes.kz эти пять десятков казахстанских богачей могут вполне считаться «белыми», то есть легальными, олигархами. Таблица журнала прямо указывает источник дохода каждого – и это настоящие, «рабочие» источники: металлы, финансы, финтех, строительство, ритейл.
При этом даже из этого, уже официального, списка можно выделить тех, кого можно считать «белее белого»: а именно тех, кто прошел и проходит сквозь строгую постоянную проверку ведущих иностранных фондовых бирж. Или не прошел до конца.
Так, к примеру, «Казахмыс» больше 10 лет проверялся комплаенс-службой Лондонской фондовой биржи и не имел никаких нареканий, а ушел с листинга LSE в связи с разработкой крупного российского проекта (и может очень вовремя, с учетом нынешних санкций против России).
А вот ERG (сейчас в ТОП-50 Forbes.kz там семья Ибрагимовых) бежал с лондонской биржи в связи с многочисленными скандалами и обвинениями в коррупции, мстительные англичане и по сию пору грозятся разоблачениями.
Кстати, все трое новых миллиардеров прошлого года – Михаил Ломтадзе, Вячеслав Ким и Тимур Турлов – сейчас листингуют акции своих компаний на LSE, а значит точно входят в список «белее белого» олигархов!
«СЕРЫЕ» И «СТРАШНЫЕ» ОЛИГАРХИ
Такая удивительная точность KPMG – что именно 162 человека владеют половиной «благосостояния Казахстана» – наводит на крамольную мысль, что мировые аудиторы знают этих людей пофамильно!
И, да, очень хотелось бы уточнить у «счетоводов», чем они отличают «благосостояние» от ВВП? В частности, в том самом их знаменитом отчете за май 2019 года прописано и следующее: «по данным Credit Suisse, на 50 богатейших бизнесменов Казахстана приходится 42% общего благосостояния взрослого населения, или 16% от номинального ВВП».
То, что наше общество не знает поименно этих самых оставшихся 112 «олигархов», вызывает в моей душе смутные терзания. Вспомнилось почему-то, что все 30 лет нашего суверенного развития про экономику нашего бедного государства говорилось, что половина и большая часть ее «в тени». Мол, «теневая экономика»!
Честно, становится как-то даже страшно подумать, что есть такие «серые» олигархи, чей капитал (а также рождаемые им возможности) значительно больше, чем у «белых» капиталистов. Отсюда, как мне кажется, никто в обществе не удивился, когда официальная власть объяснила январские беспорядки именно корыстными интересами тех, кто почувствовал, что теряет свои былые финансовые потоки.
Наш дипломатичный президент на той встрече с бизнесменами 21 января прозрачно намекнул, что виной всему сложившиеся в экономике «олигополии», которое, по его словам, есть «постоянное стремление к диверсификации бизнеса в одних руках, но не к диверсификации экономики страны».
Если кто-то «сидел» на таможне и отщипывал в бюджет крохи со «своих доходов», полновластно царствовал над крупнейшими базарами и рынками – он уже наверняка давно стал олигархом?
Кто-то «рулил» экологическими сборами, кто-то нефтью, зерном, мукой… Да куда ни глянь – везде можно найти признаки олигополии в том виде, который описал президент.
И, видимо, набравшаяся сверхкритическая масса «серого» олигархата привела к тому, что он стал превращаться в «страшный» олигархат, для которого сохранение своего статус-кво стало важнее мирной жизни государства. Но который никогда не поделится богатством с простыми людьми.
В этом смысле очень показательно, что в созданный президентом благотворительный фонд «Казахстан халкына» первыми добровольно сделали взносы именно «белые» олигархи! «Серые», очевидно, по жлобской привычке зажались и надеются и дальше «быть невидимыми»…
ВМЕСТО РЕЗЮМЕ
Хочу напомнить, что популярный шлягер Меладзе о «разных» девушках заканчивался поразительным выводом: «Но всем одинаково хочется – на что-нибудь заморочиться!»
Может не совсем к месту, но мне здесь почему-то вспомнился Илон Маск. Поразительный человек, сумевший за счет своих нестандартных идей за очень короткое время стать самым богатым человеком мира, потеснив «старожилов», которые «накапливали» свою сотню миллиардов десятилетиями. При этом Илон не вцепился мертвой хваткой в эти деньги, не дрожит над сундуками со златом, а рискует, ищет что-то такое, что поможет миллиардам людей…
Из наших «форбсовцев» больше всего похожи на Илона Маска Михаил Ломтадзе и Тимур Турлов. Не общей для всех них молодостью, а именно отношением к своему делу, бизнесу.
Главный рецепт нашего излечения от всех проблем, прописанный аналитиками KPMG – нарастить средний класс общества с нынешних 3% до, хотя бы среднемировых, 35%. Но это задача и проблема не олигархов, а самого государства, если хотите – Акорды! Наши олигархи должны исполнять только «рекламно-декоративную» роль: быть образцом и примером для подражания, стимулировать подрастающее и взрослое население к бизнес-успеху в реальной «светлой» экономике…
Серик Мамбетов, руководитель проекта "РЕЙТИНГИ"
Просмотров материала: 6 565