Подготовкой и руководством боевиков в Казахстане занимался единый командный пункт. Об этом сказал президент Касым-Жомарт Токаев: обученные специалисты, «натренированные на идеологические диверсии и умело использующие дезинформацию», манипулировали настроениями людей и централизованно управляли боевиками.
Как это было?!
В самом деле, события развивались стремительно, быстро перейдя от мирных митингов в одних городах к вспышкам хаоса и насилия в других. Несмотря на оперативную реакцию властей, беспорядки вдруг синхронно вспыхнули в разных местах. И это свидетельствовало о сетевой организации погромщиков, кураторы которых просто ждали подходящего повода для выступлений.
В итоге митинги одномоментно охватили многие регионы, в нескольких областных центрах акиматы подверглись штурму и начались погромы.
Изначально у протестующих в разных областях были разные требования. В Мангистауской области 2 января люди требовали снижения цен на газ. Жители нефтеносных районов страны требовали улучшения условий труда, шахтеры – повышения заработной платы и т.д.
В некоторых городах собравшиеся высказывались за изменение Конституции Казахстана. А многие демонстранты просто выступали за необходимость перемен, у них не было четко сформулированных требований, потому что не было лидеров и какой-то организации.
Но к 5 января обстановка резко изменилась. На улицах Алматы появились группы вооруженных людей, на площади вышли бандиты, приезжали машины без номеров, из которых выходили люди с автоматами. Например, большой отряд криминала во главе с известным криминальным авторитетом Арманом Джумагельдиевым, известного как Дикий Арман.
Стало очевидно, что на улицах орудуют организованные группы, мародеры. Какие-то люди начали грабить банки, магазины. Это явно уже не протест. Демонстранты, которые раньше выходили на улицы с экономическими и политическими требованиями, были оттеснены, некоторые избиты.
Мирные протестующие были смешаны с грязью – представители преступных группировок, боевики искусно маскировались под демонстрантов и творили беззаконие. Позже ситуация вышла из-под контроля.
Ядро этих погромов составляли «спящие ячейки», подготовленные заранее. На вид – это обычные люди, которые ничем не отличаются от добропорядочных горожан. Скорей всего, большинство из них – граждане Казахстана, за редким исключением. Возможно, многие из них – не жители Алматы.
Но в нужный момент они по сигналу выходят на улицу и вклиниваются в толпу. Кто-то выполняет роль координаторов, которые направляют «народный гнев», кто-то отвечает за снабжение «торпед» «коктейлями Молотова», кто-то, по заранее подготовленному плану, вскрывает оружейные магазины и полицейские оружейки...
Другой крайне важный момент: почему государство «проспало» наличие «спящих ячеек» боевиков и деятельность их командного пункта? Почему на территории нашей страны оказалось так много нелегального оружия и спецсредств? Почему не проводилась агентурная работа по выявлению и нейтрализации адептов «заговора», «переворота»? Почему не анализируется связь КНБ, силовиков и ОПГ?
Было ли на самом деле отрезание голов 2 военнослужащим и 1 полицейскому? Но это тревожный знак беспорядков в РК, который свидетельствует о действиях радикальных групп в Алматы. Возможно, среди демонстрантов были и участники военных действий в Сирии и в других горячих точках. Отрезание голов военных – один из почерков последователей радикальных течений. Среди демонстрантов были люди с характерными бородами.
Одновременно с появлением грабителей и бандитов отчасти исчезла полиция. Дав этим карт-бланш всяким проходимцам и уголовникам. Дело в том, что, отключив интернет, власти парализовали не только банковские сервисы, СМИ, социальные сети, но и городские службы. Без интернета системы охраны и сигнализации во всех магазинах просто отключились – тогда-то мародеры и ринулись громить витрины и вытаскивать дорогую технику. Демонстрантам этого было не нужно.
Откуда появились боевики в Алматы?
Многие резонансные события в Казахстане остались без раскрытия настоящих причин. То же нападение на погранзаставу «времен Челаха». Многие факты говорили именно о нападении со стороны группы подготовленных и вооруженных людей, но следствие «выявило» одного военнослужащего этой заставы, который в одиночку ее «разгромил».
В известных событиях в Жанаозене 2011 года на видео зафиксировали спортивного вида молодых людей в темной одежде, которые крушили сцены, грабили магазины, поджигали здания. В итоге эти деяния навесили на демонстрантов. Хотя местные жители говорили, что накануне в город спокойно заехали несколько джипов с этими людьми через блокпосты.
В кордайских погромах также были замечены посторонние люди спортивного вида, подготовленные, вооруженные, умеющие готовить и обращаться с «коктейлем Молотова».
По словам местных жителей, ребята, устроившие погромы, явно приезжие, села небольшие, и жители знали друг друга. Характерная деталь: полиция приехала поздно, когда погромы были завершены и часть местных жителей бежала к границе. К тому же никто из «серых кардиналов» погромов не был задержан.
В этих событиях была закрыта информация о возможном участии или безучастном поведении представителей силовых структур. Но самое главное событие в этом плане – «заговор 2001 года», «заговор 2007 года», из которого власти не только не извлекли никакого урока, но многое скрыли. Потому что с тех пор «заговорческая» основа в правительстве, в силовых структурах, кланах, религиозных сектах, среди салафитов только крепла вместе с темой «преемника престола».
На волне борьбы с терроризмом раньше в СМИ иногда мелькали заметки о том, что у нас есть тренировочные лагеря, где готовят боевиков, но без каких-либо подробностей. И некоторые «агашки» использовали таких бойцов в своих целях. Возможно, такие бойцы готовились и для часа «Х», что случился в Алматы.
Как сказал глава Eurasian Expert Council Чингиз Лепсибаев: «Пока известно, что так называемых «бородачей» готовили люди в казахстанских спецслужбах. Совершенно точно известно, что лагеря находились в горах Алматинской области. Там очень большое предгорье, которое охраняется войсками, входящими в состав КНБ. Соответственно, если мы допускаем, что на Алматы напали террористы, то напасть они могли только оттуда. Просто нет другого места, откуда они бы могли прийти. Возможно, боевиков было около 5 тысяч человек на весь Казахстан».
В лихие 90-ые годы в известной мере было сращение силовых структур с криминалом. Среди «братков» были и бывшие полицейские, отдельные чины КНБ курировали бизнес, «крышевали» нелегальный бизнес. В целом правоохранительные органы РК относились к самым коррумпированным ведомствам.
Протестами воспользовались «серые кардиналы» заговора?!
«Обращает на себя внимание высокая организованность хулиганствующих элементов. Это свидетельствует о тщательно продуманном плане действий заговорщиков, которые мотивированы финансово. Именно заговорщиков». Так сказал президент Касым-Жомарт Токаев после того, как площади мирных митингов превратились в поле битв. Казалось бы, надо выявить этих заговорщиков, назвать их имена и наказать их.
Однако через некоторое время на официальном уровне больше стали говорить о террористах, при том международных террористах. При этом не предоставили никаких фактов, не поймали ни одного иностранного «профессионального» террориста из многочисленных вооруженных боевиков, будто вторгнувшихся в Казахстан. Тем более никакая международная террористическая организация не взяла на себя нападение на Алматы.
Есть простая истина: международные террористы не могут иметь успеха в той стране, где нет основы для терроризма, нет внутренних террористов и сторонников терроризма. К тому же международный терроризм тоже управляем, например, спецслужбами.
Поэтому нельзя рассматривать в данной ситуации террористов, боевиков, бандитов и заговорщиков как несвязанные между собой группировки. Ведь даже митинги отчасти были управляемы.
Например, после Нового года шахтеры, рабочие в г. Хромтау, придя утром на работу, получили от своих начальников указания – выходите на митинг. При этом на обратную дорогу с шахты в город автобусы не были предоставлены, чтобы создать впечатление, будто шахтеры сами ушли на митинг.
И три дня длился митинг, были перекрыты на три дня междугородние трассы, где застряли автомашины, фуры. К счастью, обошлось без столкновений, поджогов, мародерства, стрельбы – шахтеры своими силами сумели поставить на место провокаторов и мародеров. К тому же митингующие добились выполнения части своих требований.
При этом полицейские силы из Актобе были направлены в Хромтау, чем воспользовались провокаторы: в ходе мирных митингов в областном центре начались столкновения в районе акимата, аэропорта и других местах. Появились провокаторы, подвезли машину с камнями и начался штурм акимата области.
Кстати, на западе страны после начала митингов в Жанаозене вышли на их поддержку и нефтяники. Может, и они получили указания своих начальников выходить на митинги? Ведь они так же, как и в Хромтау, утром приехали на автобусе на работу, …а потом пешком ушли на митинг.
Ясное дело, никакой начальник на местах без указания сверху не мог своих рабочих направить на митинг. Кто дал такие указания? КНБ? Полиция? Акимат? Профильное министерство? Или начальство шахт, нефтяной компании?
Акиматы пострадавших городов остались без охраны и там побывали мародеры. В Алматы была снята охрана аэропорта и даже здания КНБ. Кто дал такие указания? КНБ? Полиция? Акимат?
Митинги в Алматы собрали многотысячных демонстрантов, в том числе, из области. Да, демонстранты на улицах, конечно, были неоднородны. Оппозиционеры, безработные, студенты, рабочие, которых отпустили работодатели, исламские радикалы, сочувствующие демонстрантам жители мегаполиса, пригородов и сел и т.д. Много было сельской молодежи, которую нельзя назвать террористами и бандитами.
Позже к ним примкнули обычные мародеры, которые воспользовались ситуацией, чтобы набить карман, криминальные группировки, боевики и т.д.
По словам очевидцев, в первые дни среди протестующих у некоторых молодых людей в руках были дубинки и «коктейли Молотова». То есть, они были заранее подготовлены для погромов.
Мирно начавшимися протестами в южной столице умело воспользовались неизвестные, преступные группировки, «серые кардиналы» бунта, тайные режиссеры, сидящие в определенных структурах власти.
И в ряды демонстрантов влились многочисленные специально подготовленные бойцы. Ими руководили люди с рациями. Специальные «агитаторы», «агенты влияния» были в опознавательной одежде, например, в красных куртках.
Но как объяснить захват аэропорта и заодно самолетов? Штурм здания КНБ? С последующими разграблениями и погромами магазинов, банков и т.д. Выходит, что боевиков и бандитов кто-то целенаправленно направлял. Такой силой, способной раздуть пожар протестов, может только какая-та структурированная организация, которая обладает большими возможностями и, самое главное, всё это скрыть.
В итоге приезжали машины без номеров, из багажников которых неизвестные люди раздавали оружие, захваченное в охотничьих магазинах, в департаментах КНБ, в отдельных участках полиции, возможно, из арсеналов, складов, заранее созданных «серыми кардиналами».
С учетом того, что задержано руководство КНБ, а некоторые замы отправлены в отставку, то уже без всяких сомнений ясно, что за попыткой переворота стоит КНБ. Однако дальше КНБ связи заговорщиков обрываются.
Эта попытка государственного переворота не похожа на «цветные революции» в их привычном понимании. Это межклановые и межэлитные разборки на государственном уровне.
Определенные элитные группы и конфликты были и раньше; у некоторых из них были свои полувооруженные силы, связанные, в том числе, с криминалом. Но в этом году эти группы в известной мере объединились, поэтому явно представляли собой значительную и хорошо подготовленную силу.
Такое объединение было организовано для того, чтобы дискредитировать президента Касым-Жомарта Токаева и заставить его уйти в отставку? Вопросов много!
Дастан ЕЛЬДЕСОВ, специально для Матрица.kz
Просмотров материала: 1 488