Как пандемия повлияла на политические партии Казахстана? - пост под таким заголовком опубликовал на своей странице в Фейсбук журналист Андрей Зубов.
Вопрос, в общем-то, простой. Казалось бы, любой кризис для политических объединений – благодатная почва для активизации и набора очков. Так было, так будет.
С другой стороны, чем больше та или иная партия проявляет «антикризисную активность», тем больше критики она рискует отхватить. В конечном итоге уставшие от потрясений люди начнут проецировать свой гнев на партию-гегемона.
С третьей стороны, если та или иная партия во время кризиса только критикует оппонентов, она неизбежно наберет очки у доверчивого и наивного избирателя и будет выглядеть как настоящий обличитель. Даже ничего не делая.
Эти модели поведения характерны для всех стран мира, в том числе и Казахстана. Вот пример. После выборов государство увеличило финансирование двух партий, вошедших в парламент. Бюджет партии Ак Жол вырос на 46%, НПК – на 22%. Казалось бы, можно ожидать усиления активности этих объединений, и оно, в общем, произошло, но не такое сильное, как хотелось бы.
Я понимаю, что сравнивать даже всю оппозицию в РК с только одной, правящей партией Nur Otan, – бессмысленно и не нужно. Слишком неравны весовые категории – численность, проникновение в госструктуры, возможности влияния и т.д.
Но можно же воспользоваться другими методами – например, медиа-активизацией, работой в сетях, использованием Digital-потенциала. В конце концов, можно выдвинуть партийные проекты по силам и добиваться их выполнения. Кстати, именно партийные проекты – главный инструмент за души избирателей во всех государствах, во все времена.
Что предлагают нам оппозиционеры Nur Otan-а? Если мы взглянем на работу партии Ак жол, то увидим массу депутатских запросов. Все они по существу, своевременны и практически все справедливы. Но на их сайте (одном из базовых инструментов работы с электоратом) нет информации о реализуемых партийных проектах. То есть существует только депутатская работа в виде запросов и всё?
Да, возможно, в межэлекторалку так и нужно работать – прошли в парламент, добиваемся улучшения жизни через продвижение и принятие новых законов. Но ведь Казахстан вступил в эпоху «перманентных» выборов. В течение 4 лет, до 2024 года, будут избираться 2346 сельских руководителей, а дальше – больше. И за избирателя нужно бороться, иначе в чем смысл партии?
Еще одна партия - Adal – тоже не имеет громких партийных проектов. Правда, в 2021 году был запушен проект Adal Sauat. «Он направлен на всестороннее повышение грамотности населения. Через социальные сети эксперты и специалисты будут проводить прямые эфиры, мотивационные марафоны и обучающие консультации на следующие темы: как выгодно приобрести жилье, как брать выгодно кредит, как взаимодействовать с финансовыми организациями, и другие вопросы права и финансов». Дело благородное. Еще у Adal есть так называемые «сервисы партии», где дается справочная информация, производится сбор проблем и бизнес-идей. Правда сайт партии почему-то в данный момент не работает…
У партии Ауыл (которая хорошо показала себя на выборах сельских акимов, выиграв в 34 сельских округах из 864) есть четыре проекта. Но на партийном сайте нет подробной информации об этих проектах. Например, кликаешь на проект «Өз талыңды отырғыз!», а там написано: «Тест». Нет их описания и в поисковых системах. Я нашел только сообщение о том, что «Партия «Ауыл» примет участие в разработке национального проекта развития АПК» от 29.10.2020.
В портфеле НПК есть три проекта. По одному – благотворительному - видна работа, о ходе проекта можно прочитать в соцсетях, и, видимо, по его окончании будет дан детальный отчет.
Ну и, наконец, Nur Otan. Есть отчеты, есть информация. Вот главные партийные проекты, направленные на разные целвые аудитории - молодежь, старшее поколение, люди с ограниченными возможностями, интеллигенция.
• «Ардагерлерді ардақтайық» – 7,2 тыс. мероприятий, охват 106 тыс. человек, 46 центров активного долголетия.
• «Кедергісіз келешек» – 6 тыс. мероприятий, охват 70 тыс. человек,
43 кабинета инклюзии.
• «Бақытты отбасы» – около 5 тыс. мероприятий, мониторинг 2 409 детских учреждений, помощь 26 тыс. гражданам Экстренной службой «111» и 2324 группами оперативного реагирования.
• «Ұлттық мұра» – 2 778 мероприятий, охват более 72 тыс. чел., с начала года проведены 8 республиканских, 11 областных и 17 районных айтысов.
Масштаб, как говорится не соразмерим, но я повторюсь, что сравнивать правящую партию и все оппозиционные не имеет смысла. Возможно, по истечении какого-то срока ситуация изменится, а пока мы имеем, то, что имеем.
Еще один важный момент во время любого кризиса – обратная связь партий и электората. Что у нас здесь?
Здесь вот что. НПК в 2021 году открыла Центр по работе с обращениями, Проектный офис по вопросам людей с инвалидностью, а для мониторинга работы госорганов – «Халыктык кенес». Пока детальной статистики нет, подождем.
У других партий я просто не нашел на их сайтах возможности подать обращение или жалобу. Можно, конечно связаться с конкретным филиалом, наверное, люди так и делают и получают в итоге помощь. Но где данные? Где статистика, где анализ жалоб?
И снова, как пример, - Nur Otan. 238 общественных приемных по Казахстану. За 11 месяцев 2021 года в них обратилось 160 тыс. человек. По результатам рассмотрения 98% оказана необходимая помощь и даны разъяснения, 2% находятся на контроле.
При этом правящая партия организовала 14 республиканских и 1,7 тыс. региональных Общественных советов. За 9 месяцев проведено 50 заседаний республиканских советов, по итогам которых направлено свыше 650 рекомендаций в госорганы. Проведено более 5 тысяч заседаний региональных советов, рассмотрено 9,3 тысяч вопросов и направлено 15 тысяч предложений в госорганы.
Вот что еще мне не нравится. Все партии (кроме Nur Otan и Ак Жол) не показывают посещаемость своих сайтов. Мало того, последняя новость на сайте НПК датируется 7 ноября. Про сайт партии Adal я уже говорил – я прост не смог его открыть. У ОСДП сайта нет вообще.
По присутствию партий в соцсетях картина на 20 декабря 2021 года такая. Больше всех постов в Facebook выложила партия Ауыл, но больше всего подписчиков у Nur Otan. В Instagram по обоим показателям впереди - Nur Otan.
И что же из всего этого получается? Получается объективная картина. «Кто есть Who?» - понятно, - пишет Зубов.
Просмотров материала: 477