Пройденный ОДКБ путь, в результате которого она приобрела новое качество, позиционировала себя как структура, предоставляющая гарантии безопасности Центральной Азии, позволяет с уверенностью смотреть в будущее
В 2021 году государства – члены Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) – Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан – столкнулись со многими угрозами. В их числе сохранение стабильности в регионе вывода войск США и их союзников из Афганистана, и приходе к власти в стране движения «Талибан», киберпреступность, вызовы пандемии коронавируса, необходимость урегулирования региональных конфликтов.
В мире нарастает турбулентность, поэтому сегодня придается большое значение вопросам обеспечения международной безопасности и стабильности. Это является актуальной задачей и для Центральной Азии. С начала 2000-х годов в регионе особый упор в сфере безопасности делается на широкое многостороннее сотрудничество. Важная роль в этой связи принадлежит ОДКБ.
Основными целями Организации являются укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов.
Организация создана в 2002 году на базе Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года. Основным направлением деятельности Организации является военное сотрудничество. Вместе с тем, при формировании ОДКБ в ее функционал также были включены вопросы борьбы с новыми вызовами и угрозами, а также внешнеполитической координации.
Ключевая статья 4 Договора гласит: «Если одно из государств-участников подвергнется агрессии со стороны какого-либо государства или группы государств, то это будет рассматриваться как агрессия против всех государств-участников настоящего Договора. В случае совершения акта агрессии против любого из государств-участников все остальные государства-участники предоставят ему необходимую помощь, включая военную, а также окажут поддержку находящимися в их распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН».
Документы ОДКБ позволяют странам-участницам закупать вооружение, военную и специальную технику по так называемым льготным ценам. Это способствует перевооружению армии, правоохранительных органов и спецслужб современными образцами вооружения и техники, значительно экономя финансовые средства.
На постоянной основе проводятся различные оперативно-профилактические операции по противодействию незаконному обороту наркотиков, нелегальной миграции и преступлениям в информационной сфере. Это операции «Канал», «Нелегал» и «ПРОКСИ».
Созданы и на системной основе развиваются Коллективные силы оперативного реагирования (КСОР). В настоящее время КСОР является наиболее эффективной воинской группировкой, созданной в рамках ОДКБ, и насчитывает более 25000 человек личного состава. В целях повышения мобильности КСОР в 2015 году появились Коллективные авиационные силы ОДКБ.
В рамках Организации сформирована эффективная система коллективной безопасности, которая включает коалиционные и региональные группировки сил, миротворческие силы, подразделения специального назначения правоохранительных органов и специальных служб, а также органов МЧС. В целях совершенствования и развития боевой подготовки указанных подразделений, а также отработки механизмов боевой слаженности на плановой основе проводятся различные совместные учения.
Деятельность Организации осуществляется в соответствии со Стратегией коллективной безопасности ОДКБ на период до 2025 года. Документом определяются цели и задачи в сфере обеспечения военной безопасности и противодействия транснациональным вызовам и угрозам, а также направления дальнейшего развития системы коллективной безопасности.
Практическим шагом по обеспечению безопасности стало создание Центра кризисного реагирования, который предназначен для информационно-аналитического и организационно-технического сопровождения совместных действий государств-членов ОДКБ по предотвращению кризисных ситуаций.
С 2017 года начинает действовать новый механизм ротации должностных лиц постоянно действующих рабочих органов ОДКБ. Так, назначение Генерального секретаря ОДКБ осуществляется из числа граждан государств – членов Организации на ротационной основе в порядке их наименований согласно русскому алфавиту. На заседании СМИД ОДКБ 22 мая 2019 года в Бишкеке (Кыргызстан) была одобрена кандидатура Станислава Зася для назначения на должность Генерального секретаря ОДКБ. В январе 2020 года он приступил к работе.
На регулярной основе ведутся специальные мероприятия, направленные на выявление и пресечение каналов вербовки граждан в ряды террористических организаций, действенная работа по предотвращению проникновения в Центральную Азию боевиков из зон вооруженных конфликтов. Например, в 2019 году был проведен комплекс оперативно-профилактических мероприятий по перекрытию каналов вербовки, въезда-выезда граждан государств-членов ОДКБ для участия в террористической деятельности, а также нейтрализации ресурсной базы международных террористических организаций под наименованием «Наемник».
Внешнеполитическая координация выстраивается на основе ежегодных планов консультаций представителей государств-членов ОДКБ по вопросам внешней политики, безопасности и обороны, а также перечней тем совместных заявлений. Регулярный характер приобрели рабочие встречи на уровне министров иностранных дел государств-членов ОДКБ на «полях» сессии Генеральной Ассамблеи ООН и СМИД ОБСЕ.
В целом, страны-участники последовательно выступают за создание условий, позволяющих противодействовать новым вызовам и угрозам на основе международного права и решать задачи раннего предупреждения и предотвращения возникающих угроз, искоренения фундаментальных причин, лежащих в их основе. Комплекс проводимых мероприятий и созданных механизмов в рамках Организации позволяет вносить значительный вклад в обеспечение национальной безопасности государств и региона в целом.
В настоящее время ОДКБ представляет собой вполне состоявшуюся многофункциональную региональную организацию. Она действует на принципах равенства, взаимного уважения и в Центральной Азии ей удается в большинстве случаев оказывать стабилизирующее воздействие на внутриполитическую обстановку.
Главная ценность ОДКБ для центральноазиатских стран состоит в том, что сегодня эта организация – единственный специализированный региональный институт безопасности с военной составляющей. Причем ОДКБ имеет необходимый организационный, нормативный и политический инструментарий для противодействия существующим угрозам и вызовам.
То обстоятельство, что в Центральной Азии ОДКБ располагает тремя видами боеспособных сил – Коллективные силы оперативного реагирования, Коллективные силы быстрого развертывания и Миротворческие силы - позволяет надеяться на то, что в не столь отдаленной перспективе основным вызовам и угрозам безопасности региона будет дан адекватный ответ.
Николай Кузьмин, политолог
Просмотров материала: 119