Концепция внешней политики Казахстана определяет принципы, цели и приоритетные направления на период до 2030 года. И если принципы в целом остаются неизменными на протяжении долгого времени, то на выбор целей и приоритетов влияют, с одной стороны, задачи, стоящие перед казахстанским обществом и национальной экономикой, с другой – глобальные тенденции в международной политике и мировой экономике.
В конечном счете, правильно найденный баланс между национальным и международным (в известном смысле это есть баланс между желанием и возможностями) определяет функциональность концепции, ее практическую пользу. В связи с этим есть смысл взглянуть на события, произошедшие с момента принятия концепции (с 6 марта 2020 года) до настоящего времени, с точки зрения целей и приоритетов внешней политики Казахстана.
Начнем с Афганистана, где политический кризис, продолжавшийся с 2001 года, внезапно перешел из хронической фазы в острую. Дональд Трамп договорился с талибами о выводе американских войск, Джо Байден договоренность своего политического соперника выполнил. В результате марионеточный режим Ашрафа Гани рассыпался в прах, даже не дождавшись полного ухода войск США и их союзников. Сам Ашраф Гани, взяв на память об американцах коллекцию портретов их президентов, сбежал из страны. А над Афганистаном, последние 20 лет живущим чуть менее чем полностью на помощь от международных доноров, нависла угроза гуманитарной катастрофы.
В условиях афганского кризиса убедительным свидетельством укрепления позиций Казахстана в качестве государства, вносящего весомый вклад в обеспечение международной и региональной стабильности и безопасности (так описывается одна из стратегических целей внешней политики РК), стала передислокация из Кабула в Алматы Миссии ООН по содействию Афганистану (МООНСА). МООНСА была учреждена Советом Безопасности ООН в 2002 году в качестве «специальной политической миссии» со штаб-квартирой в Кабуле и полевым присутствием по всему Афганистану.
Мандат Миссии включает широкий спектр вопросов содействия политическим реформам, социально-экономическому развитию и координацию международных усилий по оказанию помощи Афганистану. Совбез ООН считает одной из важных задач МООНСА и Спецпредставителя обеспечение слаженности, скоординированности и эффективности действий различных учреждений, фондов и программ ООН в Афганистане. Срок действия мандата Миссии продлевается ежегодно резолюциями СБ ООН, при этом в него вносятся необходимые дополнения и уточнения. Действующий мандат заканчивается 17 сентября этого года, но можно не сомневаться, что он будет продлен на очередной срок. В своем выступлении 16 августа на заседании Совета Безопасности по Афганистану Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш заявил:
«Присутствие Организации Объединенных Наций будет адаптироваться к ситуации в области безопасности. Но, прежде всего, мы останемся и будем оказывать поддержку афганскому народу в трудный для него час». А завершил он свое выступление словами «Мы не можем и не должны бросать народ Афганистана». В сложившейся ситуации политического кризиса в Афганистане МООНСА приняла решение о создании временного офиса в Алматы, который будет работать удаленно и обратилась с соответствующей просьбой к Казахстану. Положительный ответ с нашей стороны последовал практически сразу, а уже18 августа в Алматы прибыл первый рейс с сотрудниками ООН. Около 100 человек сформируют временный удаленный офис в Алматы.
Гуманитарная дипломатия, активизацию которой предусматривает новая концепция, получила новое измерение в условиях пандемии COVID-19. Как отметил в одном из интервью министр иностранных дел Мухтар Тлеуберди, пандемия принесла с собой новую реальность. Основной акцент в работе МИД был сделан на оказание помощи нашим гражданам, оказавшимся за пределами страны в условиях национальных карантинов. Оперативный штаб по оказанию помощи казахстанским гражданам за рубежом при МИД и загранучреждения РК оказали содействие возвращению свыше 33 000 наших граждан, организовали 385 репатриационных рейсов.
МИД также оказал содействие многим иностранцам в обеспечении их легального пребывания на территории нашей страны или в их возвращении на родину. Как отметил министр, в 2020 году на первый план вышла прикладная, ориентированная на актуальные запросы граждан дипломатия, что стало естественным продолжением политики «слышащего государства». В межгосударственных отношениях тезисы о солидарности, сотрудничестве и взаимовыручке в условиях пандемии наполнились конкретным смыслом и содержанием. В этот тяжелый период одним из приоритетов в деятельности МИД стало направление и привлечение иностранной гуманитарной помощи, включая лекарственные препараты и средства индивидуальной защиты.
В 2021 году эта работа была продолжена, но уже с учетом появления вакцин против COVID-19. В июле этого года Казахстан передал Кыргызстану в качестве гуманитарной помощи 25 тысяч доз казахстанской инактивированной вакцины «QazVac». В мае Казахстан передал Кыргызстану гуманитарную помощь в виде 10 тысяч тонн муки. Исходя из необходимости укрепления безопасности в Центральноазиатском регионе и в целях оказания содействия развитию Вооруженных Сил Кыргызской Республики, Казахстан оказывает Кыргызстану безвозмездную военно-техническую помощь в виде передачи военного имущества.
Среди приоритетов в области поддержания международного мира и безопасности концепция важное место занимает активизация поиска комплексных подходов к решению узловых вопросов азиатской безопасности, в том числе посредством трансформации Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) в региональную организацию по безопасности и развитию. Эту цель подтвердил Глава государства в своем выступлении на 75-й сессии ГА ООН: «В связи со стремительно растущим спросом на меры по укреплению доверия, Казахстан намерен преобразовать Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии в полноценную организацию по вопросам безопасности и развития в этом стратегически важном регионе», заявил он.
СВМДА – это одна из первых международных инициатив Первого Президента – Елбасы Нурсултана Назарбаева, с которой он выступил с трибуны ООН. На ее практическую реализацию наши дипломаты потратили много сил, времени и нервов, но в результате не только получили ценный опыт и добились признания своих коллег в разных странах, но и создали площадку для выработки и продвижения норм и правил международных отношений. А опыт СВМДА по разработке и принятию мер доверия в сегодняшних условиях вообще уникален.
Амбициозная задача по превращению СВМДА из форума в полноценную международную организацию ставилась Казахстаном уже давно, но сейчас мы получили реальные рычаги для ее осуществления, поскольку наша страна была избрана председателем Совещания на период 2020-2022гг. Исполнительным директором СВМДА был избран посол Кайрат Сарыбай – один самых сильных и авторитетных казахстанских дипломатов, с огромным опытом работы. В число приоритетов казахстанского председательства, помимо собственно преобразования СВМДА в полноценную международную организацию он назвал создание Совета видных деятелей СВМДА, видимо, по аналогии с Группой видных деятелей по европейской безопасности ОБСЕ, создание Форума аналитических центров СВМДА в качестве «второй дорожки» будущей организации, а также Фонда СВМДА для финансирования поддерживаемых СВМДА проектов в рамках официальной помощи в целях развития или на случай чрезвычайных ситуаций. По предложению Казахстана в Каталог мер доверия СВМДА было включено сотрудничество в сфере эпидемиологической безопасности, общественного здравоохранения и фармацевтики. Учитывая, что этот проект пользуется особым вниманием и поддержкой Елбасы, можно не сомневаться, что в период нашего председательства состоится превращение форума в организацию. А ситуация в Афганистане, который является членом СВМДА, и регионе в целом повышает востребованность этой организации.
Одним из приоритетов внешнеполитического ведомства в сегодняшних условиях является экономическая дипломатия. Ее значение трудно переоценить в условиях глобального экономического спада в связи с пандемией COVID-19. Особое внимание уделяется привлечению прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в базовые отрасли казахстанской экономики, а также трансферу передовых зарубежных технологий.
Торгово-инвестиционная тематика занимала важное место в повестке визита Президента Касым-Жомарта Токаева в Южную Корею 16-17 августа. В рамках официальной части визита президенты Касым-Жомарт Токаев и Мун Чжэ Ин провели встречу с лидерами корейского бизнеса. Президент Казахстана рассказывал об инвестиционном климате нашей страны, в том числе о запуске нового инструмента – «Стратегического инвестиционного соглашения», которое предусматривает индивидуальные меры поддержки и особые условия для стратегических инвесторов.
Одним из центральных событий визита стал круглый стол с участием с участием крупнейших корейских и казахстанских компаний. В своем выступлении на встрече Глава государства заявил о заинтересованности Казахстана в создании совместных производств компьютерной техники, сетевого оборудования, центров обработки данных, а также пригласил корейские компании принять участие в реализации проектов 5G в Казахстане. Была отмечена приоритетность развития в Казахстане альтернативной и возобновляемой энергетики. Президент предложил корейским компаниям рассмотреть инвестиционные возможности в таких сферах, как ветровая и солнечная энергетика. Кроме того, Президент пригласил участников форума к совместному производству в Казахстане ядерного топлива по корейским технологиям, а также к реализации проектов в сфере энергетической утилизации отходов. Более предметно возможности реализации проектов в этих сферах с участием южнокорейского бизнеса обсуждались в ходе встреч Главы государства с главами компаний Samsung Electronics и Doosan Heavy Industries & Construction. По итогам круглого стола были подписаны 34 соглашения на общую сумму 1,7 млрд. долларов. Инвестиционные проекты предусматривают трансферт корейских технологий, основанных на высокой эффективности и экологичности производств.
В ходе визита в Нур-Султан премьер-министра России Михаила Мишустина в августе т.г. также был подписан ряд документов в сфере инвестиционного и транспортно-логистического сотрудничества. При этом было отмечено, что Казахстан и Россия успешно преодолевают вызванный пандемией спад 2020 года и уже в текущем году намерены выйти на «докарантинный» уровень взаимной торговли (19,6 млрд. долл. в 2019 году) и даже превзойти его.
По данным МИД, среднегодовой объем ПИИ в казахстанскую экономику был на уровне 24 млрд. долларов. Однако резкое сокращение мировой инвестиционной активности в связи с пандемией COVID-19 привело к его снижению до 17,1 млрд. долларов. Для привлечения прямых иностранных инвестиций принимаются системные меры по упрощению визового режима, повышению защиты прав инвесторов, улучшению инфраструктуры, увеличению прозрачности регулирования инвестиционной деятельности. Для стратегических инвесторов, реализующих значимые для экономики инвестиционные проекты, будет предоставлена возможность заключения соглашения об инвестициях, предусматривающего особые условия и порядок предоставления льгот и преференций, которые будут регулироваться, в том числе правом МФЦА. В результате принятых мер ожидается рост прямых иностранных инвестиций в Казахстан к 2025 году до 30 млрд. долларов.
Мы рассмотрели устойчивость казахстанской внешней политики к политическим, экономическим и гуманитарным вызовам и угрозам, с которыми столкнулся и мир в целом, и наша страна в течение года. Самый общий вывод обнадеживающий – внешнеполитическое ведомство работает системно, его концепция – это не набор деклараций, а комплекс увязанных по времени и последовательности задач, за каждой из которых стоит дорожная карта по реализации. Но при этом, безусловно, дипломатическая служба не может самостоятельно решить вопросы привлечения инвестиций или повысит конкурентоспособность казахстанского экспорта. Экономизация внешней политики не означает перекладывания на МИД вопросов, которые должен решать отечественный бизнес или экономический блок Правительства. Это же относится к экологии, здравоохранению и другим направлениям, по которым в Концепции тоже есть задачи.
Николай Кузьмин, политолог
Просмотров материала: 206