В сентябре этого года на портале Stanradar.com было опубликовано интервью известного российского политолога Гейдара Джемаля, председателя Исламского комитета России, в котором он сказал «…НПО существуют в качестве угрозы режимам не только в Центральной Азии», указав на то, что даже премьер-министр Реджеп Эрдоган жаловался на то, что НПО в Турции бросают ему вызов и являются системой дестабилизации, инструментарием дестабилизации режима. Бытует мнение среди политологов, что среди правозащитных, экологических и иных НПО, есть такие, которые связаны с технологиями «цветных революций».
Мы обратились за комментариями к модератору дискуссионной площадки «Взаимодействие НПО с государственными структурами и международными организациями», исполнительному директору КФ «Информационная Инициатива» Михаилу Тюнину.
- Разделяете ли Вы мнение, что в Центральной Азии, и в Казахстане в том числе, неправительственные организации используются для подготовки «цветных революций»?
- Частично да, разделяю. Существует набор тем, точнее механизмы, которые запускают «цветную революцию» - это права человека, экологические проблемы, наблюдение за выборными процессами.
«Цветные революции» тщательно готовятся в плане заблаговременного создания и обучения «лидеров» и специальных групп, способных организовывать «протестные» акции населения для оказания мощного информационно-психологического давления на власть. Этими тематиками активно занимаются неправительственные организации.
Понятно, что проводить знак равенства между всеми НПО и зачинщиками революций нельзя - НПО бывают разные. Подавляющее большинство некоммерческих организаций занимаются нужной и позитивной работой во благо общества. Но, как показывает практика последнего десятилетия, через отдельные организации, имеющие статус НПО или общественных инициативных групп могут проводиться деструктивные действия.
- Почему именно некоммерческие организации становятся катализаторам возникновения серьезных политических проблем?
- Статус неправительственной организации позволяет говорить от имени общества. В странах Центральной Азии и, конечно же, в Казахстане идут активные процессы построения гражданского общества. НПО - это один из основных помощников построения гражданского общества.
Другой вопрос, кто и как будет использовать НПО и в каких целях. Десять лет назад в Казахстане было полтора десятка тысяч НПО. Практически все они финансировались только иностранными донорами.
Да, с помощью иностранных денег делались прекрасные проекты - проводились фестивали авторского кино и современного искусства, подключались школы к интернет, издавались учебники, писались законы, в соответствии с международными стандартами и принципами.
В какой-то момент государство увидело, что с помощью НПО могут достигаться цели связанные, в том числе с изменением политической ситуации. В Казахстане, да и в других странах ЦА в период конца 90-х – середины 2000-х годов в работе попечительских и экспертных советов отдельных грантодающих организаций принимали активное участие лидеры оппозиционных партий и движений, оппозиционно настроенные общественные деятели, которые имели влияние на формирование стратегических направлений деятельности международных организаций в Казахстане.
Давайте вспомним, что в 2003-2004 годах произошли «цветные революции» в Грузии и в Украине. На этом фоне власти Узбекистана вытеснили практически все иностранные организации, финансировавшие НПО, а в Казахстане был принят закон, позволяющий оказывать господдержку НПО.
Это доказывает тот факт, что как минимум два ведущих государства ЦА - Узбекистан и Казахстан всерьез озаботились влиянием НПО на общественно-политические процессы.
- И каково сейчас влияние международных организаций и иностранных грантодателей НПО в Казахстане?
- После 2005 года, когда был принят закон о гоподдержке НПО, очень многие иностранные грантодатели либо ушли из Казахстана, либо существенно сократили свою деятельность. Официально это объясняется тем, что доноры стали больше не нужны, поскольку деньги НПО теперь будет давать государство или же снижением геополитического интереса к Казахстану, перенос центра внимания на Африку.
Я считаю, что Казахстан просто создал достаточно жесткие условия для работы международных и иностранных НПО. Можно вспомнить, что именно в период «цветных революций» в странах СНГ офисы грантодающих организаций в Казахстане подверглись проверкам со стороны госорганов, выявлялись множество нарушений, в т.ч. неуплата обязательных платежей. Кто-то из иностранных организаций испугался противостояния с государством и ушел, а те, кто сумел выполнить претензии государства - существенно сократили финансирование общественных организаций.
Не так давно мы проводили экспертный опрос среди журналистов, политологов, представителей НПО и международных организаций на тему эффективности деятельности международных организаций и оценка их вклада в социально-экономическое развитие Казахстана. Очень многие эксперты позитивно оценили деятельность иностранных организаций, в том числе, позитивно отнеслись на влияние международных организаций в области развития социальной ответственности бизнеса, формирования культуры благотворительности и волонтерского движения в Казахстане.
С каждым годом под влиянием международных организаций растет число благотворительных фондов и волонтерских инициативных групп, особенно, среди молодежи. И это должно в дальнейшем отразиться на усилении роли некоммерческого сектора в обществе и наращивании потенциала в работе с населением, а также возможностей стать реальным партнером государства в оказании специальных социальных услуг для различных целевых групп.
Ряд экспертов отметили и негативные моменты в работе международных организаций, которые заключаются в «определенном влиянии на умы»: «они несут нам западные ценности, к которому наше общество еще не совсем готово и не всегда адекватно и правильно может воспринимать это». Такие высказывания касались тех организаций, которые работают в сфере развития прав человека и демократии.
По мнению экспертов, деятельность этих организаций не просто учат наших граждан защищать свои права, но и в ряде случаев провоцируют их на организацию протестных акций и мероприятий. Эксперты отметили, что технологии работы некоммерческих организаций могут быть использованы как на благо общества и государства, так и против стабильности общества и государственного строя.
- В России в прошлом году был принят так называемый «закон об иностранных агентах». Согласно этому закону, все некоммерческие организации, занимающиеся политической деятельностью и имеющие зарубежное финансирование, должны регистрироваться в Минюсте в качестве «иностранного агента». Нужно ли такой закон вводить в Казахстане?
- Сначала давайте вспомним, что было предложено в «законе об иностранных агентах» в России. Первое - было проведено деление по сферам деятельности НПО. Второе - появилось определение «российские НПО осуществляющих «политическую деятельность» за счет иностранных источников (денежные средства и иное имущество) и не получающих их».
Я думаю, что разделение по сферам деятельности НПО – это очень правильное решение. НПО не должно заниматься политикой.
В Казахстане НПО работают в совершенно разных направлениях - это ассоциации предпринимателей, исследовательские центры, организации по защите прав потребителей, детские, патриотические и правозащитные и другие организации. Часть этих организаций отстаивают интересы вполне конкретных социальных групп, например людей с ограниченными возможностями, ветеранов. Некоторые организации работают в интересах всего общества - это в основном правозащитные и экологические организации.
Сейчас появилось множество НПО, которые работают по бизнес-модели «заказчик-исполнитель». Такая модель присуща НПО, которые работают как с государством, так и с иностранными (международными) организациями. Такие организации называют «многостаночники» - они берутся за любые темы: «политические» и «социальные».
Очень трудно определить какая организация занимается проблемами политики, а какая только социальными вопросами. Иногда невозможно реализовать социальный проект без влияния на политику. Все очень непросто.
Разделение по сферам деятельности НПО в Казахстане смогло бы четко разграничить деятельность общественных организаций, дать критерии «политической» деятельности. В этом плане вполне можно перенять российский опыт, но чтобы избежать допущенных ими ошибок, нужно сначала тщательно изучить российский опыт.
Мне кажется, в России «закон об иностранных агентах» в большей степени был принят для того, чтобы показать обществу кто стоит за протестными действиями ряда активистов из числа представителей «креативного класса». В ноябре этого года я участвовал в четвертом съезде НКО Российской Федерации, общался со многими представителями общественных организаций, которые по формальным признакам попали под категорию «иностранный агент».
По мнению лидеров НКО - «иностранных агентов» - да, их жизнь стала сложнее, поскольку стали проводится проверки прокуратуры. Но эти проверки чаще носили очень формальный характер, больше было шумихи в прессе, чем жестких действий властей.
В Казахстане год назад депутат Парламента В.Косарев сделал предложение о необходимости запрета НПО получать иностранное финансирование. Я думаю, что Казахстану не нужно ужесточать законодательство в отношении организаций получающих деньги иностранных грантодателей и закрывать офисы доноров.
Во-первых, в условиях не до конца сформированного механизма господдержки некоммерческого сектора, многие НПО просто не смогут реализовывать свою общественно-полезную деятельность. Во-вторых, это серьезно ударит по имиджу Казахстан.
Есть такой полуофициальный критерий оценки уровня демократии в том или ином государстве: наличие офиса Фонда Джорджа Сороса в стране. За примером далеко ходить не надо - после разгона «Евромайдана» Фонд Сороса в Украине заявил о прекращении сотрудничества с администрацией В.Януковича, т.е. в глазах мирового сообщества легитимно выбранная власть стала одномоментно «недемократичной».
На мой взгляд, одним из инструментов снижения рисков негативного влияния отдельных «политизированных» НПО или протестно настроенных инициативных групп может стать информирование общества и государства, о том кто и что делает в Казахстане в общественном секторе.
На VI Республиканском Гражданском Форуме, который прошел в Астане 14-15 ноября 2013 года, представители НПО, госорганов и международных агентств как раз обсуждали тему информирования о деятельности НПО и международных организаций.
НПО предложили создать единый портал, на котором можно было бы комплексную информацию о выделяемых грантах, проводимых конкурсах и мероприятиях, результатах выполнения проектов.
Прозрачность деятельности НПО и международных организаций сможет снизить их «негативное» влияние на общественно-политическую сферу (в случаях, где это действительно имеет место), а также снять необоснованное подозрение во враждебном настрое с организаций, действительно желающих помочь своей стране, но выбравших критический формат работы.
- Какие тенденции наблюдаются в области противодействия деструктивным действиям некоммерческих организаций?
- Власти многих стран, в том числе граничащих с Казахстаном, или находящихся в непосредственной близости с нашим регионом, публично начинают признавать, что некоммерческие организации становятся катализаторам возникновения серьезных политических и экономических проблем. Я говорю не только про Российскую Федерацию.
К примеру, Индия - один из потенциальных претендентов на вхождение в Таможенный союз. Можно вспомнить недавние массовые выступления против строительства АЭС вдоль береговой линии полуострова Индостан. Именно тогда премьер-министр Индии Манмохан Сингх заявил, что протесты против российско-индийского ядерного проекта направляются из-за рубежа, прежде всего из США.
Следующим шагом индийских властей стало ужесточение правил деятельности некоммерческих организаций. Появился запрет на иностранное финансирование для тех из них, кто выступает с критикой властей.
Турция - потенциальный участник Таможенного союза, премьер-министр которой Реджеп Эрдоган тоже жалуется на то, что НПО в Турции бросают ему вызов и являются системой и инструментарием дестабилизации режима. На фоне всевозможных разноцветных революций власти многих стран начинают серьезно задумываться - что же делать?
По оценкам экспертов государств-членов Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), опасность «цветных революций» выдвигается на первый план в ряду нетрадиционных вызовов, угроз и рисков для коллективной безопасности государств–членов ОДКБ.
Напомню, что в ОДКБ входят Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан. В рамках ОДКБ в настоящее время идет планирование действий, направленных на создание международно-правовых механизмов защиты информационного пространства ОДКБ и системы опережающего противодействия от распространения идеологии внешнего вмешательства и «цветных революций». Об этом не так давно заявил в прессе генсек ОДКБ Николай Бордюжа. Это очень серьезное заявление.
Я думаю, что в рамках ОДКБ в ближайшее время будут реализованы ряд внутригосударственных и межгосударственных мероприятий, направленных на вовлечение НПО к решению стратегически важных для государства вопросов, среди которых могут быть обеспечение политической стабильности, гармонизации межнациональных отношений, обеспечение суверенитета.
«Цветные революции» всегда запускаются через социальные и гражданские проблемы. Нужно решать эти проблемы, создать действительно работающие механизмы общественного диалога, убрать основание для развития протестности, и тогда никакие «цветные революции» не страшны.
Николай Завьялов, специально для Матрица.kz
Просмотров материала: 3 112