Эксперты в медиасекторе страны решили больше не делить средства массовой информации (СМИ) на традиционные и интернет. Также здесь оказались схожими проблемы, вне зависимости от типа – монетизация, стратегия продвижения, редакционный менеджмент или кадры. О стратегии выживания прессы и многом другом деловой еженедельник «Капитал.kz» побеседовал с Асель Карауловой, президентом Казахстанского пресс-клуба.
- В конце года принято подводить итоги. По вашему мнению, какие изменения произошли в медиаиндустрии в 2013 году?
- В рамках Медиакурултая-2013 мы предложили нашим участникам отметить наиболее важные события года на так называемой таймлинии. Преимущественно были отмечены закрытие, открытие определенных СМИ, новые стартапы на рынке, такие как «Радиоточка» и другие.
Если говорить о системных вопросах, то позитивным я бы назвала внимание со стороны государства к теме качества контента казахстанских СМИ. К примеру, Болат Кальянбеков в своем выступлении отметил, что идет модернизация государственных СМИ, и что все ТВ с 1 декабря будут соблюдать принцип 50/50 и вещать только на казахском и русском языках.
Досым Сатпаев в своем выступлении напомнил, что функция образовывать СМИ и повышать их конкурентоспособность лежит на государстве. Политолог еще раз озвучил заявление о том, что отсутствие конкурентоспособных СМИ представляет угрозу национальной безопасности страны.
К числу позитивных изменений я бы отнесла поиск новых форм работы СМИ, выход в интернет, финансирование государством перехода печатных СМИ на онлайн-форматы. В целом, вопрос конкурентоспособности остается главным на повестке дня, и уходящий год не отличался от других.
- А какие проблемы на рынке традиционных и интернет-СМИ вы можете выделить? И какие существуют пути их решения?
- Последние 2 года мы приняли решение не делить СМИ на традиционные и интернет. Да, фактически такое разделение есть. Но проблемы идентичны для всех, вне зависимости от типа – монетизация, стратегия продвижения, редакционный менеджмент, кадры. Монетизация медиапроектов является ключевой задачей и проблемой всех СМИ, и этой теме была посвящена целая секция.
По данным экспертов, в 2013 году рекламный рынок СМИ составил свыше 265 миллионов долларов. При этом доля ТВ-рынка по-прежнему остается достаточно высокой – 62%. По информации «ТНС Гэллап Медиа Азия», ТВ остается основным носителем рекламы. Незначительно увеличилось количество радиорекламы, в то время как реклама в прессе и на наружных носителях уменьшилась по сравнению с предыдущими годами. Также продолжается активный процесс интеграции традиционных СМИ с интернетом, постоянная аудитория традиционных СМИ уменьшается, идет потребление информации через экраны. И в этом процессе огромное значение имеет контент.
Монетизация может происходить по-разному, скажем, известный издатель костанайских газет Сергей Миролюбов привел данные о новых методах монетизации на примере областного еженедельника «Наша газета». По его мнению, методы имеют свои плюсы и минусы. Так, метод создания специальной вкладки в газету имеет плюсы: не уменьшается интерес к газете как к продукту; у читателей создается ощущение дополнительной ценности; удобство получения информации; вкладка с учетом ее печати и распространения обходится дешевле; вкладка сама по себе вызывает дополнительный интерес и повышенное внимание у читателя и так далее.
Но есть и основные минусы. К примеру, это требует больше времени для реализации; возможны дополнительные расходы для вкладывания в тираж, распространяемый «Казпочтой».
Очень актуальным вопросом стал объем рынка мобильных приложений, возможностей медиа по их использованию. В качестве примера рассматривались мобильные приложения, разработанные для сайтов yvision.kz и tengrinews.kz. Казахстанские спикеры высказали единодушное мнение, что современным медиа нужно разрабатывать мобильную версию, так как все большее количество людей сегодня пользуется мобильным интернетом.
В ходе обсуждения наши спикеры поделились своими мнениями не только о работе новых проектов, но и обсудили причины, почему некоторые ранее запущенные проекты, имевшие хороший потенциал, не набирают на данный момент пороговую аудиторию.
Отсутствие достаточного количества профессиональных кадров для поддержки контента, по их мнению, стало основной причиной того, что подобные проекты не развиваются на должном уровне. Также в числе причин были названы вопросы финансирования проектов.
- Считаете ли вы, что казахстанской прессе удалось наладить диалог с аудиторией? Или пока рано говорить об этом?
- Очень общий вопрос. Вся пресса разная, у каждого СМИ своя целевая аудитория. Успешны те СМИ, которые изучают и знают свою целевую аудиторию. Спрашивая многих редакторов, до сих пор не слышу внятного ответа – какова ваша целевая аудитория? А они должны знать как мантру профиль своего потребителя. Те СМИ, которые изучают, сделали большой прорыв в диалоге, но если же речь идет только об отработке государственного заказа, то это скорее монолог.
Основная рекомендация экспертов Медиакурултая для всех СМИ – необходимость перехода на «живое общение» с потребителями, встречи с ними, поиск и нахождение новых, творческих форматов работы с рекламодателями. Интересное выступление было у Динары Айбасовой, руководителя проекта Tengrinews TV, которая рассказывала о преимуществах нового формата проектов. Это – онлайн-трансляция с места событий, возможность одновременного вещания на сайте и на телеканале, информационная разработка тем с активным привлечением зрителей, разработка онлайн-программ. Именно такие инструменты позволяют наладить диалог с аудиторией.
Или, скажем, такая новая технология как краудфандинг, о которой говорила на мастер-классе эксперт Гулим Амирханова, то есть народное финансирование. В Казахстане пока нет примеров, чтобы жители страны или города участвовали в спонсировании отечественных СМИ, однако уже есть примеры, когда местные газеты собирали народные деньги на разовые акции, к примеру, помощь детям, нуждающимся в срочном лечении. Но здесь ключевой составляющей является доверие к СМИ, и прозрачная, открытая работа редакции.
- По вашему мнению, как сегодня казахстанским СМИ выжить на рынке?
- Выжить можно только за счет грамотной стратегии. Главное конкурентное преимущество – это контент. Только интересными, эксклюзивными и востребованными материалами можно привлечь рекламодателя. Один из гостей форума – главный редактор газеты «Московские новости» Александр Богомолов сделал оптимистичное для традиционных СМИ заявление: «Главное не носитель, а медиабренд, газета может жить».
В качестве примера он привел опыт своей газеты, чья аудитория выросла с 70 тысяч до 200 тысяч человек за год. Основной составляющей такого успеха он назвал «удачное взаимодействие» сайта и печатной версии по принципу: «на сайт даем больше контента, в газету меньше, так как аудитория может выделить не более 15 минут на чтение газет в день».
Формулой успешных медиапроектов являются детальное изучение своей аудитории, конкурентов, тенденций рынка, маркетинговые исследования, тактика распространения и грамотный редакционный менеджмент. Кроме того, по единодушному мнению экспертов, наши СМИ несколько инертны в работе с рекламодателями, в большинстве случаев они ждут, когда реклама «придет сама», не предлагая новых уникальных и интересных рекламных возможностей для потенциальных клиентов.
- Как распределяются финансовые средства из госбюджета для казахстанских СМИ? Как госзаказ влияет на СМИ и читателя?
- По данным Дианы Окремовой, директора ОФ «Правовой медиацентр», финансирование прессы к 2014 году достигнет 40 млрд тенге. В 2012 году этот показатель составил 22,75 млрд тенге. Также она отметила основные «болевые точки». Так, государственные органы относятся к рынку СМИ не как к рыночной структуре, а как к чисто дотационному сектору экономики.
Вместе с тем количество применяемых инструментов регулирования рынка СМИ очень мало и ограничено практически только прямыми государственными расходами на популяризацию деятельности государства. И при сложившейся структуре затрат на государственную информационную политику очевидна ее неполноценность, деньги могут быть использованы с большим эффектом в других отраслях социальной сферы.
Диана Окремова предоставила несколько рекомендаций по поводу государственного финансирования прессы. Во-первых, нужно создать систему оценки востребованности отечественного информационного продукта с целью коррекции затрат государства на СМИ. Во-вторых, необходимо разработать систему стимулирования отрасли, улучшения ее инвестиционного климата и развития инфраструктуры медиа-отрасли
В-третьих, желательно определить в качестве приоритета определенные категории прессы: издания на казахском языке, на языках национальных меньшинств, выходящие в отдаленных районах. В-четвертых, надо сделать максимально прозрачным формирование лотов, распределение денег.
- С этого года Медиакурултай стал диалоговой площадкой. Планируете ли вы как то видоизменять это мероприятие?
- В этом году мы предложили три площадки – дискуссионную, мастер-классы и презентационную, тем самым несколько изменили формат, предложив больше специализированных и практически ориентированных тем и конкретных инструментов для повышения эффективности работы СМИ. Благодаря нашей стратегии, системе обратной связи, а также новой должности контент-директора Медиакурултая, на которую мы пригласили Ольгу Каплину, проект вышел на новый уровень.
По итогам мероприятия проведен опрос и определены потребности участников. Хочу сказать, что Медиакурултай как проект состоялся и является абсолютно востребованным и определяющим ключевым событием на медиарынке. Стоит отметить, что впервые официальным мультимедийным информационным партнером Медиакурултая стала «Радиоточка», в течение всего дня автор программы «В рабочий полдень» Светлана Британова вела дискуссию в импровизированной студии с приглашенными участниками.
Кроме того, в течение всего дня работы конференции освещением события занималась медиалаборатория. На сайте mediakuryltai.kz и на страничке Казахстанского пресс-клуба pressclub.kz, в социальных сетях Facebook и Twitter оперативно появлялись посты о ходе работы конференции. За один день только на официальном сайте было опубликовано около десятка материалов разных жанров, также на его главной странице и на главной странице pressclub.kz велись прямые трансляции работы главных секций. Благодаря этому за работой форума могли следить не только свыше 300 реальных алматинских участников, но и люди со всего Казахстана и из-за рубежа.
Источник: kapital.kz
Просмотров материала: 2 047