Каких показателей достигла столица Казахстана за прошедший год в сфере привлечения инвестиций, развития предпринимательства, модернизации транспортного комплекса и внедрения смарт-технологий, а также какова будет его новая сфера деятельности после ухода с поста заместителя акима Астаны рассказал Нурали Алиев в интервью Forbes Kazakhstan.
Нурали Рахатович, насколько известно, ваша работа в прежней должности главным образом касалась повышения инвестиционной привлекательности Астаны. Каких результатов удалось достигнуть в этом плане?
– Действительно, привлечение инвестиций в столицу было приоритетным направлением моей деятельности. Ведь с учетом сложившейся мировой экономической ситуации новым антикризисным решением стала реализация масштабных проектов, с максимальным привлечением инвестиционных вложений.
Представляя интересы нашей столицы, посетил более десятка стран, провел сотни переговоров. Замечу, что делать это было приятно. Астана обладает такими преимуществами, как безопасность, развитая инфраструктура, экология, быстрый рост населения. Эти факторы положительно влияли на продуктивность поездок.
В итоге в основной капитал города за год привлечено 772,7 млрд тенге, что на 20% больше показателя 2014 и на 41% – 2013. Таким образом, увеличение притока инвестиций в столицу уже является экономической тенденцией.
Что конкретно Астана предлагает потенциальным инвесторам?
– Выгодные условия для ведения бизнеса и создания конкурентоспособных производств на территории специальной экономической зоны «Астана – новый город» общей площадью 7634,71 га. Только в прошлом году в СЭЗ привлечено инвестиций на 402 млрд тенге.
Кстати, 2015 был ознаменован для СЭЗ «Астана – новый город» присвоением звания «Лучшая СЭЗ в Центральной Азии» согласно рейтингу FDI Global Free Zones.
Одной из площадок для привлечения инвесторов мыслился Международный инвестиционный форум Astana Invest. Прошлогодний форум оправдал ваши ожидания?
– Любой потенциальный инвестор приветствует наглядную демонстрацию надежности и возможностей города. Минувшей осенью по моему предложению Astana Invest – 2015 впервые был проведен как широкая диалоговая бизнес-площадка. Планировалось участие 500 делегатов из 20 государств. Результаты существенно превзошли ожидания. Форум посетило более 3500 человек из 56 стран. Мировые финансовые гуру из США, Китая, Европы, азиатского и арабского мира обратили свой взор на нашу столицу. Подписано 33 меморандума на общую сумму $1,7 млрд. Из них в результате моих личных переговоров – $596,6 млн. Впервые информационным партнером форума выступил крупнейший медиахолдинг CNN International.
Уверен, что все это является показателем растущей инвестиционной притягательности Астаны.
Насколько столица привлекательна для казахстанских предпринимателей? Не наблюдается ли спада в сфере малого и среднего бизнеса из-за мирового экономического кризиса?
– Напротив. По итогам 2014 доля валовой добавленной стоимости малого и среднего бизнеса в ВРП составила 61,8%. Это первый показатель среди регионов.
Количество действующих субъектов МСБ в Астане практически достигло планки в 100 тыс., увеличившись за 2015 год на 6,4%. В секторе создано более 500 новых рабочих мест, численность занятых выросла на 14,3%.
Астана вышла на первое место по объему кредитного портфеля программы «Дорожная карта – 2020». Государственную поддержку получили 12 тыс. предпринимателей.
Малому и среднему бизнесу предоставляются различные возможности. Так, определено около 1000 торговых мест под объекты розничной торговли.
В рамках поддержки развития местного производства, впервые в Казахстане, открыт Центр продаж отечественной продукции. На посту заместителя акима мною подписано 10 меморандумов с национальными компаниями на общую сумму 102,1 млрд тенге.
Подводя итоги работы по поддержке предпринимательства в республике, председатель президиума НПП РК «Атамекен» Тимур Кулибаев высоко оценил созданные в Астане благоприятные условия для развития бизнеса. Он отметил, что позитивный опыт, который нарабатывается в столице, будет применен по всей республике.
В городе проводится модернизация транспортного комплекса. В чем ее суть и насколько она необходима в наше время?
– Международный интерес к Астане растет с каждым годом. Первое впечатление от города создает инфраструктура. А транспортная и дорожная сеть – это его кровеносная система.
Сразу после моего назначения мы совместно с зарубежными специалистами в сфере муниципального транспорта провели качественный анализ транспортного комплекса столицы. Он показал, что текущее состояние дорожной инфраструктуры не соответствует международным стандартам. В ходе тщательного изучения городской транспортной сферы мы выявили высокий уровень теневой экономики, низкое качество обслуживания, слабую пропускную способность улиц, нехватку подвижного состава, дефицит и изношенность общественного транспорта, наконец, отсутствие единой системы управления и четкой стратегии развития.
Под моим руководством была разработана Программа модернизации транспортного комплекса Астаны на 2015–2019, которая направлена на развитие общественного транспорта и сферы транспортного планирования. Ее реализация повысит прозрачность финансовых потоков, улучшит качество обслуживания, усовершенствует инфраструктуру, позволит внедрить инновационные проекты.
Прошлый год стал «ударным» для сферы общественного транспорта столицы. Во-первых, заметно обновлены автобусные парки: введено более 350 автобусов нового поколения, внедрены экспресс- и пригородные маршруты. Повышена квалификация работников. Во-вторых, появились выделенные полосы Bus Lane на шести дорожных участках. В результате сокращено время ожидания автобусов на остановках. С учетом климатических условий установлено 27 остановочных комплексов закрытого типа. В-третьих, для мобильности и комфорта граждан в рамках проекта Wi-Fi bus практически все автобусы снабжены бесплатным доступом к беспроводному интернету.
Чем обусловлено начало строительства LRT в городе?
– Перед нами стояла задача создания современной линейной системы пассажирского транспорта без значительного воздействия на улично-дорожную сеть. Внимательно изучив мировой опыт, мы пришли к выводу, что LRT станет идеальным решением для столицы. Это система легкого метро, маршрут которого пролегает по эстакадному пути, над землей, тем самым практически исключая нагрузку на традиционную транспортную систему. Помимо этого, LRT обеспечит безопасность, мобильность, комфорт пассажироперевозок, а также существенно сократит время передвижения.
Первая очередь соединит такие ключевые объекты, как Международный аэропорт Астаны, специализированная выставка «ЭКСПО», многофункциональный комплекс «Абу-Даби Плаза» и новый железнодорожный вокзал.
Проект реализуется в партнерстве с консорциумом Beijing State-Owned Assets Management Co., Ltd/China Railway International Group, которые внедрили систему легкого метро в 25 городах Китая и других мегаполисах. Он осуществляется за счет долгосрочного финансирования Государственным банком развития Китая сроком на 20 лет при ставке 2,5% годовых.
А как обстоят дела у Астаны с другим мировым трендом – развитием и адаптацией «умных» технологий?
- На протяжении уже, наверное, десятка лет стараюсь следить за последними тенденциями и новинками в сфере IT- и смарт-технологий. На практике углубил свои познания во время работы в АО «Транстелеком». Это один из крупнейших операторов связи Казахстана.
Изначально «Транстелеком» предоставлял телекоммуникационные услуги для предприятий железнодорожной отрасли. Но столь узкая специализация не вывела бы компанию в первые ряды. Поэтому после изучения мирового рынка IT было принято решение расширить спектр услуг. Помимо классических телекоммуникационных мы начали реализовывать инфраструктурные IT-проекты и оказывать консультационные услуги по внедрению смарт-технологий в регионах.
Потому неудивительно, что в бытность заместителем акима уделял особое внимание деятельности АО «Астана Innovations» – одного из подведомственных предприятий акимата. Смарт-технологии в столице развиваются на основе изучения международного опыта. К созданию смарт-сервисов привлекаются мировые лидеры в этой сфере. С учетом климатических условий, уровня жизни населения, технологического потенциала исследованы технологии таких «умных» городов, как Барселона, Торонто, Париж, Шанхай, Ницца, Рига и другие. АО «Астана Innovations» внедряет проекты Smart Astana, совершенствует проект «Безопасный город», поддерживает прочие инновационные проекты путем выделения государственных грантов. Так, только благодаря стартапам получено 14 патентов на инновации с брендом Made in Kazakhstan, создано более 50 рабочих мест.
Особенностью Smart Astana является реализация проектов со 100 %-ным привлечением инвесторов. Партнерами выступают крупнейшие мировые холдинги. В 2015 году в их реализацию было инвестировано 3 млрд тенге против 360 млн годом ранее.
Запущено мобильное приложение Smart Astana, которое интегрирует все смарт-сервисы. Бета-версию установили уже около 50 тыс. пользователей. Думаю, это только начало и в скором будущем приложением будет пользоваться практически каждый житель и гость столицы.
Можете привести конкретный пример практического внедрения современных технологий?
– Например, с начала этого года на базе ГУ «Служба 051» запущен Интеллектуальный контакт-центр Астаны. Он принимает обращения не только «по старинке» – через бесплатный звонок на номер «109», но и через портал и мобильное приложение Smart Astana, а также через страницы «Astana 109» в Facebook, Twitter и Instagram.
За первые два месяца 2016 операторами было обработано около 90 тыс. обращений граждан против 55 тыс. в январе-феврале прошлого года. Страницы «Astana 109» в соцсетях стали не только площадкой для заявлений жителей города, но и эффективным инструментом их оповещения, скажем, об отмене занятий в школах, закрытии трасс и многом другом. Постепенно спектр информации будет расширяться.
Что с туристической отраслью, о необходимости развития которой много говорится, в том числе в отношении столицы?
– После изучения мирового опыта, впервые в Казахстане, по моей инициативе было создано «Астана Конвеншн Бюро». Для удобства гостей столицы организована навигационная и информационно-справочная система. В частности, в зданиях международного аэропорта и железнодорожного вокзала открыты туристские информационные киоски, установлены пешеходные навигационные указатели, проработаны новые программы автобусных и пеших экскурсий по бульвару с аудиогидом, планируется внедрение системы единого билета. Данные проекты реализуются с учетом политики триединства языков.
Кроме того, в этом году будут запущены специализированный сайт с 3D-туром по городу, мобильное приложение Astana Guide, новый туристский журнал. Начнет действовать регулярный экскурсионный маршрут по системе Hop-on/Hop-off – три двухэтажных автобуса, которые мы приобрели за счет инвесторов.
Предпринимаются шаги по дальнейшему развитию гостиничного комплекса. В Астане 73,2% гостиниц не имеют категории. Уровень сервиса оставляет желать лучшего. Поэтому «Астана Конвеншн Бюро» разработана новая методология классификации гостиниц с учетом существующих правил и международного опыта.
В прошлом году стартовала программа Recommended by EXPO-2017, в рамках которой отели и рестораны могут получить официальный статус партнеров столицы.
Что касается дополнительных мест размещения к ЕХРО-2017, то проводятся переговоры по реализации проекта «Летний город», который подразумевает установку палаточного кемпинга со всеми удобствами и инфраструктурой. Это двухкомнатные жилища с электричеством и мебелью, рассчитанные на проживание от трех до 20 человек.
Коллеги из других регионов отмечали эффективность «Конвеншн Бюро», поэтому ожидается открытие аналогичных структур в других туристических центрах страны.
Каковы в целом ваши прогнозы по «ЭКСПО-2017» – насколько это событие может быть успешным и полезным?
– Эта тема много обсуждается. Я сам получал много вопросов от пользователей социальных сетей. Убежден, что «ЭКСПО-2017» – это национальный проект, который придаст импульс отечественной экономике и освоению новых технологий в стране, значительно повысит уровень развития и авторитет Астаны. Знаю, какой синергетический эффект принесет и уже приносит международная выставка. Приведу несколько примеров.
Во-первых, только с городскими предприятиями, производящими стройматериалы на строительство объектов «ЭКСПО», подписан меморандум на 60 млрд тенге. Это еще без учета сотрудничества с предприятиями других регионов республики.
В целях поставки необходимого объема свежей и качественной продукции во время «ЭКСПО-2017» проведена работа по налаживанию торгово-экономических связей практически со всеми областями Казахстана.
Во-вторых, событие такого масштаба пройдет впервые за всю историю Казахстана. Важно осознавать, что мы никогда не принимали такого количества туристов. По заявкам выставку посетят более 5 млн человек, в том числе 70% – из регионов Казахстана и стран ближнего зарубежья, 30% – дальнего. Это уникальная возможность научиться достойно принимать туристов. Уверяю вас, заметно поднимется качество сервиса в сфере обслуживания.
Английскому языку обучаются 1600 сотрудников государственных учреждений, которые могут непосредственно оказаться в контакте с иностранными гостями. Это работники сфер здравоохранения, правопорядка, таможенной и пограничной служб, ЧС и др. То есть поднимется уровень подготовки кадров.
Считаю, что «ЭКСПО» – еще одна возможность для нашего народа продемонстрировать мировому сообществу казахстанское гостеприимство. В этом году мы празднуем 25-летие независимости государства. Четверть века – это не так много. «ЭКСПО-2017» повысит узнаваемость Казахстана и Астаны во всем мире.
В-третьих, в непростое время большая поддержка будет оказана малому и среднему бизнесу города. Практика показывает, что в кризисные времена именно такие крупные инфраструктурные проекты, как «ЭКСПО», стимулируют экономику страны.
Надеюсь, что после 2017 Астана будет продолжать развиваться с уже современной инфраструктурой и новыми работающими инвестициями.
Пригодился ли ваш многолетний опыт в бизнес-среде на посту государственного служащего?
– Безусловно. На госслужбе очень полезным оказалось мое экономическое образование. Бизнес-мышление позволило предлагать потенциальным инвесторам то, что было для них привлекательным и от чего они не могли отказаться.
За прошедший год многое реализовано в сферах индустриально-инновационного развития, малого и среднего бизнеса, туризма, сельского хозяйства, транспорта. Считаю, что поставленные передо мной задачи выполнены – качественный фундамент для дальнейшего развития Астаны в этих сферах заложен. Главное, чтобы эта работа, не сбавляя темпов, продолжалась.
Как вы правильно заметили, я много лет работал в бизнесе. Предпринимательство мне близко по духу. Возможность изучать и развивать новые ниши бизнеса, раскрывать экономический потенциал компании, выступать достойным конкурентом в деловой среде – это то, чему я посвящал себя много лет. И теперь намерен продолжить свою деятельность именно как бизнесмен.
Просмотров материала: 1 444