Серебряная медалистка Олимпиады Елена Хрусталева действительно очень занятой человек. Общественная деятельность, должность вице-президента Федерации биатлона Казахстана практически не оставляют времени для личных дел. И тем более для общения с прессой. Но все же нам удалось встретиться с ней и поговорить за чашкой чая о ней, о казахстанском биатлоне и о многом другом.
- Елена, немного истории. Насколько известно до биатлона вы занимались горными лыжами? Почему так получилось, что ушли в биатлон?
- Да, именно горными лыжами. В какой то момент горные лыжи стали не интересны и надо было идти в другую секцию. Так как папа сам лыжник и отдавал предпочтение лыжным гонкам. И при выборе тренера по лыжным гонкам ему больше понравился тренер по биатлону. Вот это единственная причина почему я пришла в биатлон.
С другой стороны папе было все равно – лишь дети занимались спортом, так как у нас вся семья спортивная. Мы ходили и на плавание, и на горные лыжи, и даже на каратэ..
- Вы достигли довольно больших высот в биатлоне, но все же уехали из России…
- Я никогда не скрывала, что в российской команде мне сложно было пробиться в основной состав. Да, я стала трехкратной чемпионкой Европы, прежде чем уехать в Казахстан. Но в России я могла попасть только на соревнования уровня чемпионата Европы, и меня это не устраивало - хотелось дальше и больше. И тогда в один миг пришла к такому выводу, что надо двигаться.
- Конечно, трудно с таким звездным составом сборной…
- На пути в основной состав российской сборной были несколько барьеров. Признаюсь, я была далеко не самой сильной – нас было 5-7 спортсменок, одинаковых по возможностям, потенциалу. Но впереди нас было еще 6 – 8 сборников, уровень которых был на порядок выше. То есть я крутилась где-то с 6-ого по 15-ое место в рейтинге сборной России. Соответственно, не попадала в основной состав.
Я два года тренировалась со сборной. Но что интересно, если я тренируюсь со сборной, у меня результаты хуже, нежели когда я тренируюсь сама. И тогда я поняла, что сборная мне не подходит в плане тренировочного процесса.
Возможно, у сборной больший объем тренировок, возможно жестче работа, и, видимо, мой организм на то время не был готов к таким нагрузкам. Плюс большая конкуренция и специфическая атмосфера сборной, к которой надо быть готовым и морально. Я к этому на то время не была готова. И вот тогда я пришла к такому выводу, что надо что-то менять.
- Действительно, это же как бег на месте…
- После 3-4 лет выступлений на одном уровне (российские старты и чемпионат Европы) сложилось ощущение, что я учусь в одном классе несколько лет подряд. Понятно же, что так не может продолжаться годами. Я, конечно, могла еще года четыре пробегать, но нет гарантий что что-то изменится.
- Так ведь и в Казахстане не было каких-то гарантий?
- Согласна. Но была гарантия, что здесь я буду выступать на чемпионатах мира, была 90% гарантия, что я буду на Олимпиаде. Потому что объективно я была сильнее, чем все члены сборной Казахстана.
Завоевать медаль – этот вопрос вторичен. Чтобы завоевать медаль, надо сначала попасть на эти соревнования. В России же у меня нее было такой возможности, для этого я приехала в Казахстан.
Перед Олимпиадой я заняла шестое место на чемпионате мира в индивидуальной гонке, именно в той же гонке, в которой я потом завоевала медаль. То и есть шестое место это уже очень высокий результат, поэтому уже тогда можно было предполагать, что медаль на Олимпиаде будет.
- Помнится, чиновники от спорта и прогнозировали вашу медаль…
- Чиновники у нас молодцы (смеется). Они всегда верят в любой малейший шанс, потому что они не могут в Казахстане раскидываться спортсменами. Они готовы верить, верят и делают все для того, чтобы поддержать спортсмена, если он подает какую-то надежду.
- Ну и тренеры, конечно, верят…
- Тренером у меня здесь был Смирнов Виктор Борисович. Он знал меня давно, наблюдал за мной, когда я выступала еще в России. Когда я приезжала на сборы в Алматы я, будучи россиянкой, всегда тренировалась под присмотром Виктору Борисовичу. Именно он представил меня в лучшем виде нашим спортивным чиновникам, в частности, Кайргельды Жанпеисову, который в то время был директором Республиканской школы высшего спортивного мастерства. И вот тогда в течение всех четырех лет полную опеку надо мной взял именно Кайргельды Жанпеисов.
Благодаря ему у меня были обеспечены сборы, зарплата и прочее - не было никаких проблем, как, кстати, и с проживанием. Сначала жила в общежитии спортивного училища, а потом, мне была предоставлена арендная квартира. Я бесконечно благодарна этому удивительному человеку. А ведь наше, так скажем, сотрудничество, совместная работа в итоге перешли в дружбу. Я считаю себя членом их семьи - они всегда рады меня видеть у себя дома, у нас с его дочкой день рождения в один день. И меня всегда приглашают на семейные (и не только) праздники. И если у меня возникают какие-то проблемы, их дом всегда открыт для меня.
- Кстати буквально недавно СМИ сообщали про него не совсем приятные вещи – мол, оскорбил подчиненного или что-то в этом роде…
- Я знаю Каиргельды Жанпеисова девять лет. И причем не просто как чиновника от спорта, а как человека. Я видела, какой он в семье. И когда я прочитала новость о том, что сотрудница обвинила его в том, что он якобы ее бьет, ругает, я была удивлена. Я подумала, наверное, она пересмотрела сериалов, потому что такое только в телевизоре возможно.
- Тем более наши СМИ могут и не такое сочинить, додумать, добавить… Хорошо, а чем вы заняты сейчас?
- Этот год для меня втягивающийся в тренировки. . Но в то же время много общественной работы. Страна, мое имя, мое лицо требуют моего участия.
- Ну, раз уж вы стали знаменитой на весь мир, наверное, придется…
- Ну а что делать? Раз уж тут наделали дел, теперь активно участвую в общественной жизни страны, либо не надо было медаль завоевывать (смеется).
У нас была кампания Алматы-2022, в которой я непосредственно принимала участие, а это, как вы понимаете, требует времени и сил. Также второй раз представляла Казахстан на международном форуме атлетов Международного олимпийского комитета - ездили в Перу с Сериком Сапиевым. Потом была Малайзия.
Также пошла получать дополнительное образование для себя, для спорта, что тоже требует затрат как времени, так и финансов. И между всем этим нужно успеть включиться в тренировочный режим. И все это просто.
На днях была приглашена на празднование 550-летия Казахского ханства. Я с удовольствием приняла участие - был отличный праздничный концерт. А буквально вчера поздравляли лучших коллег и друзей из спортивного общества «Динамо» - а это юбилей, 90 лет. И пусть эти мероприятия буквально на час-два, но все равно отнимают полдня времени. Но уже сейчас режим понемногу выстраивается.
- Насколько известно, Вы еще и в Федерации биатлона?
- Да, я являюсь вице-президентом Федерации биатлона Республики Казахстан, и функционально отвечаю за развитие детского спорта. И сейчас я начинаю работать в этом направлении.
- А как вообще обстоят дела с детско-юношеским спортом в биатлоне?
- Я ознакомилась с ситуацией и она, честно говоря, плачевная. Работа в этом направлении всегда была, потому что всегда есть тренеры, энтузиасты, фанаты своего дела, которые несмотря ни на что никогда не бросали свое любимое дело. Именно благодаря им держится детский спорт.
Спорт высших достижений поставлен в Казахстане уже на хороший уровень, а с детско-юношеским не так. Казахстан - страна молодая, приходилось все строить с нуля. К примеру, в России с 2000-х начали серьезно заниматься детским и юношеским спортом, выделялись деньги, вновь отстраивали инфраструктуру и рост пошел. У нас в Казахстане это произошло чуть позже.
Детский спорт только начинает возрождаться, буквально в последние два-три года. Начали открываться детские спортивные школы, проводиться соревнования. Плюс на международной арене казахстанский детский спорт уже представлен неплохо. К примеру, у меня на соревновании на призы Елены Хрусталевой собираются 100-150 детей со всего Казахстана. А сколько еще детей не могут приехать по разным причинам?! В основном, конечно, из-за отсутствия финансов, ну или только начали заниматься.
Сейчас могу ответственно сказать, что биатлоном в Казахстане занимаются порядка 250-300 детей в возрасте от 8 до 15 лет. Правда, в Казахстане всего два-три региона, которые являются биатлонными, а в других вообще нет и не было. Сейчас работа Федерации направлена на то, чтобы во всех регионах открыть биатлон. Но, конечно же, большая проблема именно с обеспечением. У нас инвентарь совсем недешевый: лыжи, ботинки, палки, и если еще привязываться к оружию, особенно, к оружию боевому, которое используется у нас, то это очень дорого и очень проблематично. Есть два производителя ружья – немецкий и российский. Немецкие стоят от 1 до 2 тысяч евро, а российский до тысячи евро. То есть совсем не дешево, плюс столько волокиты с разрешением, так как это боевое оружие.
В России и Европе детский биатлон полностью на пневматическом оружии, что не требует разрешения, и затраты намного меньше. К примеру, вместо одного боевого патрона можно купить целую пачку пневматических пуль.
В Казахстане пока, к сожалению, этого нет. Это действительно проблема, мы будем поднимать этот вопрос и решать. Как решить этот вопрос я пока думаю – надо разобраться и понять. Сейчас в Федерации новый президент, который очень хорошо разбирается в этих организационных вопросах.
- И эти вопросы, наверное, надо решать быстрее, пока есть интерес у детей к этому виду спорта?
- Совершенно верно. У детей очень большой интерес к биатлону. И наши программы сейчас направлены на то, чтобы проводить соревнования в разных регионах, чтобы биатлон был доступен детям максимально. Мы планируем проведение турниров в нескольких, в городе Риддер, в Павлодаре и село Болкашино. Проблема еще не только в организации соревнований. У нас нет средств для оплаты работы судей, аренды. Все это за счет спасибо и низкого поклона. Это касается и призов, то я их покупаю на свои средства, и данный момент спонсоров нет.
- Неужели на имя Елена Хрусталева не идут спонсоры?
- Довольно сложная работа. Но теперь я в Федерации, будем работать на другом уровне, расширять географию проведения соревнований, приведем в систему работу со спонсорами. Усилия будут направленны как на детско-юношеский, так и на профессиональный спорт.
- Если хотите проводить турниры в регионах, наверняка, в этом будут заинтересованы местные власти?
- Акиматы в этом тоже заинтересованы. Но пока напрямую к акимам не обращалась. Раньше я была просто призером Олимпиады, но теперь, повторюсь, сейчас у меня официальная должность в Федерации. Думаю, что и разговаривать будем на уровне.
- Елена, вопрос несколько другой. Как вы относитесь к легионерам в спорте? Не обязательно в биатлоне.
- И «за», и «против». Но я твердо стою на позиции: если берут легионеров, то им нельзя предоставлять условия лучше, чем получает местный спортсмен в сборной. Когда я приехала в Казахстан, я не была ничем выделена. Единственное, мне предоставлялось место для участия на этапах Кубка мира.
А когда привозят легионеров, и они получают бешеные деньги, при том, что еще ничего не показали – я против этого. Если спортсмен идет ради результата, вполне нормально, если он год побудет в более скромных условиях. Если он действительно работает на перспективу.
- К нам приезжают из России, других стран и сразу требует многого. Насколько известно, это очень распространено в футболе…
- Такого не должно быть. Казахстан предоставляет возможность быть в сборной, участвовать в соревнованиях. Почему ему должны давать больше, если он еще пока ничего не сделал для страны. Казахстанские спортсмены бегали и зарабатывали очки для Казахстана. Легионеры тоже бегали, но не для нашей страны. Пусть напрягается здесь, и если завоюет для страны что-нибудь, только тогда можно говорить о каких-то эксклюзивных условиях. Я, кстати, призер Олимпийских игр, всегда получала зарплату меньше, чем любой футболист (смеется).
- Ну, а какие планы, Елена?
- По планам в декабре в Алматы пройдет чемпионат Азии. Буду готовиться к этому соревнованию. И после будем смотреть мое состояние и состояние команды - в марте месяце чемпионат мира, и если я буду готова достойно представить нашу страну, внести значительный вклад, то естественно я буду усиленно тренироваться. Тем более, этот чемпионат является лицензионным, чтобы получить путевку на Олимпийские игры.
- Кто из наших биатлонисток может добыть очки?
- У нас сейчас хорошая очень ровная команда. Это Алина Райкова, она чемпион Универсиады прошлого года. Галина Вишневская - призер и чемпион юниорских чемпионатов мира. Анна Кистанова - тоже призер Универсиады, Дарья Усанова, сильный спортсмен и Ольга Полторанина. Это основной состав.
Следующий год является непростым, потому что в один год у нас Универсиада в Алматы и Азиатские зимние игры, и также лицензионный чемпионат мира. То есть команде разрываться на три таких очень важных старта очень сложно, а в команде всего семь человек. Тренерами будет составлена программа, и тогда картина будет ясна.
- И такой вопрос, который задают обычно звездам. Мы тоже зададим - наверное, у вас дорогие часы и дорогой автомобиль?
- Меня как-то дети спросили на соревнованиях: «Вы также как все известные люди ездите на Порше?». Я говорю – «Нет, Порше я себе не могу позволить». Также и часы Rolex – я не могу себе позволить.
С другой стороны, я за этим не гонюсь. Я за то, чтобы вещи были функциональными и полезными. От того, что у меня будут часы Rolex на руках, здоровья у меня не прибавиться, а значит и результат лучше не станет. Я предпочту этой сумме другие полезные вещи.
- Спасибо, Елена, вам за интервью, и дай бог вам хорошо подготовиться и успешно откатать сезон.
- И вам.
Записал Адылжан Умбет
Просмотров материала: 1 922