Отказ от доллара в ЕАЭС позволит спокойно обворовывать население его стран-участниц. Но призрак бывшего СССР мешает это разглядеть гражданам Казахстана, России и Беларуси, жаждущим ощутить социальную защищенность. Лучше бы им одуматься, заявил в интервью Матрица.kz экономический обозреватель Дэн Стерлинг и объяснил свою позицию.
Разговор с ним начался с новости, пришедшей из России. В начале недели информагентства растиражировали очередное антидолларовое предложение, на этот раз озвученное председателем совета директоров Национального расчетного центра РФ Александром Мурычевым. В нашем королевстве по-разному оценили и еще продолжат оценивать его «ход конем» отказаться от межстрановых расчетов в американской и европейской валютах.
- Дэн, как вам очередная блестящая идея российских чиновников?
- Было очевидно, что тамошние спецы в области имперской экономики выдвинут инициативу об уходе от доллара, потому что его активное использование мешает действующим властям проводить собственную монетарную политику. Они привыкли действовать директивными советскими методами и не справляются с тем, что происходит на рынке.
Программы развития экономики в России, вместо того чтобы создавать условия для ее справедливого кредитования, все больше замыкались на администрировании и все компании рано или поздно становились государственными в виду своей неэффективности. И весь бизнес в стране стал государственным либо квазигосударственным. В таких условиях свободный доллар становится ненужным.
В Казахстане ситуация еще хуже потому, что мы получаем доходы от продажи сырья, затем эти же нефтяные доллары, согласно инвестполитике Нацфонда, возвращаются в зарубежные банки и ценные бумаги. Правительства России и Казахстана сталкиваются с выводом капитала и ростом инфляции, которая следует за девальвацией.
- И как отказ от доллара может облегчить жизнь в таком случае?
- Нужно запретить хождение этого раздражителя. Понимаете ли, доллар стал некой системой сравнения и очень эффективной системой. Средняя цена счета в кофейне в нашей стране примерно в два раза выше, чем в США. Ведь изначальная дороговизна доллара приводит к дороговизне конечной продукции.
- Рассуждая об отказе от доллара, Мурычев ссылается на опыт ЕС. Но для того, чтобы прийти к единой валюте, Евросоюз прошел несколько стадий интеграции, в том числе объединения финансовых систем европейских стран. У нас создание единого финансового пространства запланировано на 2020 год и не известно, сколько на это уйдет времени.
- Не факт, что его создадут в 2020 году. В начале этого года я уже утверждал, что вопрос о единой валюте Россия поставит гораздо раньше, чем мы себе представляем, и сейчас это сбывается. Кремль (а мы, находясь в сфере его влияния, вынуждены следовать той же логике) не хочет, чтобы население хеджировало свои риски. Ему необходимо перекладывать все свои ошибки на народ.
Сейчас люди закладывают все свои риски в доллары. Конвертировать собственные средства в валюту США даже при искусственно заложенных банковских процентах по депозитам выгодно, потому что сохранить накопления сейчас важнее, чем их приумножить. Если бы россияне держали деньги на кажущихся выгодными рублевых депозитах, то потеряли бы почти половину их реальной стоимости. Для того чтобы население этого не замечало, нужно ввести единую валюту, которая будет управляться единым банком.
- Глава одной российской инвесткомпании сказал, что ему совершенно точно известно, что единой валютой будет алтын и эмиссионным центром в Алматы.
- Экономику контролирует тот, кто печатает деньги. Вы можете себе представить, что государство, в котором живет 160 миллионов человек, отдаст это право стране, где население 16 миллионов и собственное производство составляет только 5%? Очень высокие риски для Москвы.
Можно как угодно назвать новую валюту и печатать ее в любой из стран ЕАЭС, но это будет последним шагом к новому «железному» занавесу. Советская страна изначально отгородилась от всего мира рублем, который нигде, кроме СССР не конвертировался. Ведь свободно конвертируемая валюта показывает истинное положение дел в экономике относительно других экономик мира.
- Резервы-то будут сохраняться в СКВ?
- Не думаю. В СССР не было системы резервирования, и Россия хочет вернуться к казначейству. Что такое валюта сейчас? Печатать ее можно ровно на столько, насколько она покрывается резервами страны и не важно, в чем они номинированы. Россия хочет печатать валюту так же как США, без подкрепления ЗВР.
Но большая разница в том, что американскую валюту признают 86% мирового сообщества. Поэтому госменджеры в РФ и будут создавать некий условный круг стран, куда войдет и Казахстан, где единая валюта станет свободно конвертируемой.
- Чем это обернется для населения?
- Его можно будет спокойно обворовывать, потому что люди не будут понимать, сколько они зарабатывают. Свободная конвертация позволяет обменивать нацвалюту на другие валюты и сравнивать собственный уровень жизни с другими. Но я вижу, что население об этом не думает, надеясь вернуться в СССР, который даст им ощущение псевдозащищенности.
Но тут ждет большое разочарование, потому что советская система строилась на понятной идеологии. В современной системе есть группа людей, которая хочет иметь власть на очерченной территории, но не желает при этом давать никаких социальных гарантий как это было в СССР: качественные бесплатные образование и медицина, обеспечение жильем, наличие социальных лифтов.
- Нам хватает потрясений в собственной экономике, а тут еще геополитические встряски и перемены не за горами. Будут ли в таких сложных условиях проводить выборы в Казахстане, которые все пророчат?
- Я не политобозреватель, а больше ориентируюсь на экономику. Но логично предположить, что проводить их нужно либо перед большими потрясениями, ибо сразу после них. Думаю, что эти самые потрясения начнутся раньше, чем государство сможет мобилизовать все силы для того, чтобы их провести выборы - нужно будет разгребать то, что происходит.
Север Казахстана уже находиться в состоянии кризиса, люди теряют работу, закрываются предприятия. До меня доходят сведения, что бюджетникам не до конца выплачивают зарплаты. И даже на самом вверху в Астане понимают, что Келимбетов промахнулся, заявив о том, что удержит рубль на отметке 180.
И все равно мы приходим к тому, что последняя девальвация была недостаточной, а стоимость рубля 3,7 тенге - это очередной бред Нацбанка. Но даже при этой границе, реальная стоимость доллара составляет 197 тенге. Мы убиваем свою экономику и это признают в Астане, а они не идиоты, чтобы делать выборы в такой накаленной обстановке и дразнить разозленное население.
- Вам не кажется, что в этой ситуации Кайрат Келимбетов подставляет президента и премьера? Глава государства дает поручения разрабатывать схемы поддержки экономики, Нацбанку, в том числе, а он только портит все. А проблемы в экономике, безработицы придется решать кабмину.
- В правительстве есть люди, которые очень хорошо зарабатывают на том, что происходит. Нужно избавиться почти от всех госменеджеров высшего эшелона, потому что за последние 10 лет они накопили огромное количество проблем. Нужно это припомнить, дать всем по башке и выпнуть. Как мне кажется, растущих цен на нефть уже будет, а без этих костылей нынешние казахстанские госменеджеры ничего не смогут.
- О нефти. Есть ведь ручные механизмы управления ситуацией типа ОПЕК...
- Нефти нужны свободные деньги, Америка перестала печатать доллары. Люди, которые инвестировали в нефть, выходят из нее как из эффективного инструмента. Сейчас падение цен на нефть выгодно всем, особенно, США. Россия допрыгалась до того, что спровоцировала третью промышленную революцию.
Высокая цена на нефть дает возможность развиваться тоталитарными режимам и Вашингтон понял, что бессмысленно бороться с отдельным из них - лучше задушить их отсутствием финансирования нефтяного сектора. Мы видим структурные изменения мира: переход на сжиженный газ, на энергосберегающие системы, альтернативные источники энергии.
- Следуя вашей логике, мы свой драгоценный Кашаган прошляпили, раз не успели во время запустить?
- Я на 90% уверен, что растиражированной прелести Кашагана нет - это просто миф. Компании, которые на него зашли, заработали на росте своих акций, который случился из-за якобы больших объемов кашаганской нефти, вернули все вложенные в него деньги еще и заработали. Конечно, какая-то нефть там есть, но не в заявленных объемах.
Ведь вы посмотрите, «Лукойл» вышел из Северного Каспия с сухими бурами и признал меторождения бесперспективными. Казахстан стал легко выкупать доли участия в Кашагане. Это был очередной акт биржевой игры, который выиграли американцы и итальянцы. Теперь они же будут продавать свои доли индийцам, кому-то там еще.
- Возвращаясь к нашим выборам, вы думаете, что их хотели провести, но огляделись вокруг и передумали?
- Мне кажется, да. Сейчас только безумец пойдет на это. Нужно дождаться стабилизации геополитической ситуации. У власти есть все механизмы для того чтобы, не проводить выборы, тот же референдум. Более того, я, как и прежде, думаю, что действующий парламент станет последним. Идея главы Госдумы РФ Сергея Нарышкина о едином парламенте была озвучена не просто так. Пока наш парламент действует, есть время на создание единого кабмина и как раз за это время же будет запущена единая валюта. И если это случится, то, как говорится, «занавес», только железный.
- Довольно жесткий сценарий…
- Есть помягче. Казахстанский парламент распустят и некоторое время не будут собирать, его полномочия временно перейдут к Ассамблее народов Казахстана. Возможно, сейчас мы с вами говорим о крайних формах, будут небольшие поправки, но общая логика сохранится. Что касается президентских выборов, их логично проводить до февраля следующего года, чтобы налоговый период провести с новыми корректировками валют.
Я был в Запорожье и там кусок хорошего торта и большая чашка латте, в переводе на наши деньги, стоит 645 тенге, то есть меньше чем чашка латте у нас. Стоимость квартир в стране естественным образом приходит к своему правильному значению. Если цена квадратного метра жилой недвижимости в Алматы должен стоить 600 долларов, то сколько бы банки не надували пузырь, он схлопнется - это законы рынка. Рынок рано или поздно схлопывает любой рынок. Но чтобы он работал иначе, нужно чтобы валюта подчинялась твоим правилам. Поэтому Россия сейчас активно создает зону влияния рубля, а мы по своим мотивам к ней присоединимся.
Ксения Бондал, специально для Матрица.kz
Просмотров материала: 5 638