За последние три года в Казахстане отмечается тенденция увеличения численности занятого населения. По данным органов статистики численность занятого населения во втором квартале текущего года составила 8 650 тысяч человек и увеличилась 349 тысяч по сравнению с 2011 годом. Об этом рассказывает заместитель директора департамента занятости населения Нарипа Сатымбековна Мергембаева.
- Где наиболее в Казахстане чувствуется дефицит рабочих мест? В каком регионе? И какие меры принимает Министерство здравоохранения и социального развития?
- Министерством совместно с заинтересованными государственными органами проанализировано состояние рынка труда в ретроспективном периоде и разработан прогноз его развития на 2014-2018 годы.
Согласно проведенному прогнозу наблюдается, что состояние рынка труда и сбалансированность спроса и предложения трудовых ресурсов имеют значительную региональную дифференциацию. Дефицит рабочей силы будут испытывать Актюбинская, Акмолинская, Восточно-Казахстанская, Жамбылская, Западно-Казахстанская, Карагандинская, Костанайская, Павлодарская и Северо-Казахстанская области. При этом наибольшая нехватка рабочих мест прогнозируется в Южно-Казахстанской, Алматинской, Мангистауской областях, гг. Астана и Алматы, наименьшая - в Атырауской и Кызылординской областях.
Следует, однако, принять во внимание, что прогноз развития рынка труда разработан впервые и требует совершенствования, в т.ч. по причине отсутствия полной базы данных по занятости населения в разрезе занятий, регионов и секторов экономики. В ближайшие 5 лет будет наблюдаться замедление притока новых работников.
Несмотря на это при заданных темпах экономического роста, предложение рабочей силы будет количественно соответствовать спросу на рынке труда. На рынок труда предполагается вывести внутренние резервы – безработных и самостоятельно занятых.
Наличие региональных различий в экономическом плане и состоянии рынка труда также требует участия государства в оптимальном и экономически целесообразном распределении населения и трудовых ресурсов, в том числе на основе управления внутренней миграцией.
С целью стимулирования добровольной внутренней миграции из трудоизбыточных регионов в трудонедостаточные в рамках Дорожной карты занятости 2020 планируется проведение следующих мер, это - предоставление социального пакета, расширение практики микрокредитования для целей реализации специальных программ развития предпринимательства по традиционным для переселенцев, предоставление возможности получения образования в учебных заведениях северных областей для молодежи из трудоизбыточных регионов страны с предоставлением общежития.
- Что подразумевает под собой понятие комплексного развития опорных сел?
- Комплексное развитие опорных сел направлено на обеспечение целевой продуктивной занятости в сельских населенных пунктах с высоким и средним потенциалом социально-экономического развития за счет концентрации мер государственной поддержки. Методика определения опорных сельских населенных пунктов разрабатывается и утверждается центральным уполномоченным органом по вопросам регионального развития.
В соответствии с разработанной методикой, местные исполнительные органы по согласованию с центральным уполномоченным органом по вопросам регионального развития и оператором Программы определяют перечень опорных сельских населенных пунктов. Опорными селами являются сельские населенные пункты, которые имеют экономический и трудовой потенциал для их комплексного развития, где реализуются приоритетные проекты в рамках государственных, отраслевых программ и программ развития территорий либо являются центрами притяжения наукоемких технологий, передовых производств, научно-образовательных, культурно-досуговых и финансово-посреднических услуг и требующие развитие социальной и инженерной инфраструктуры
- В пилотном режиме в 2014 году были апробированы предоставляемые меры по развитию опорного села Акмолинской, Алматинской, Восточно-Казахстанской, Павлодарской и Кызылординской областях. Каковы результаты и каким образом прошла апробация?
- В 2013 году местными исполнительными органами определен перечень опорных сельских населенных пунктов в соответствии с Методикой определения опорных сельских населенных пунктов по согласованию с центральным уполномоченным органом по вопросам регионального развития и оператором Программы.
С начала текущего года с выездом в регионы проведена диагностика текущих условий и возможностей комплексного развития в пяти сельских населенных пунктах предложенных регионами (Акмолинская, Алматинская, Восточно-Казахстанская, Павлодарская и Кызылординская области). В 2014 году запланирована разработка 3 мастер-планов развития опорного села, по одному в каждом регионе.
В 1 полугодии текущего года завершена работа по составлению мастер-плана с. Акжарма Кызылординской области, на основе которого будет разработана методология формирования мастер-плана комплексного развития опорных сел. До конца 2014 года по разработанной методологии будут сформированы мастер-планы для других регионов. Работа по комплексному развития опорных сел будет продолжена в 2015 году.
- В этом году были внесены дополнения и изменения в Программу. Можно рассказать о них подробней?
- В целях совершенствования механизмов реализации Дорожной карты занятости 2020 в октябре 2014 года в Программу внесены ряд изменений и дополнений, касающиеся расширения практики предоставления кредитов; решения проблем переселения граждан, поддержки женщин, молодежи и инвалидов. В частности:
- предоставляется право регионам самостоятельно принимать решение по переселению граждан как внутри области, так и в другие регионы республики. Также предусмотрено, что критерии постоянного проживания в населенных пунктах с низким потенциалом социально-экономического развития в соответствии с утвержденным перечнем, для претендентов, переезжающих в другую область, не распространяются. Данные меры предусмотрены в целях оперативного решения проблемы трудоизбыточности в одних регионах и относительного дефицита трудовых ресурсов в других.
- в целях поддержки женщин, а также переселяющихся из одного региона в другой регион республики исключены требования по возврату средств на обучение, материальной помощи и стипендий вследствие родов, отпуска по уходу за ребенком, смены постоянного места жительства, в случае досрочного прекращения участником Программы профессионального обучения;
- в целях дополнительной поддержки молодежи:
предусмотрено софинансирование оплаты труда молодежной практики по решению местных исполнительных органов за счет средств местного бюджета исходя из их возможностей;
предоставлена возможность, в течение трех лет после завершения обучения обладать приоритетным правом для участия в Программе (ранее было в течение 1 года);
- введение миникредитования, в целях предоставления возможности получить миникредиты целевым группам населения, не имеющим достаточного залогового обеспечения удовлетворяющих требования микрокредитных (микрофинансовых) организаций, а также развитию предпринимательства на селе. Срок миникредитования составит до 3 лет с общей суммой до 500 тыс. тенге и годовой ставкой вознаграждения до 5%;
- предусмотрена норма, позволяющая осуществление повторного кредитование в соответствии с условиями Программы при аккумулировании средств возвращенных конечными заемщиками за счет ранее выданных микрокредитов и миникредитов;
- в целях социальной поддержки инвалидов предусмотрено проведение капитального, текущего ремонта социально-культурных объектов, инженерно-транспортной инфраструктуры для обеспечения доступа к объектам социальной инфраструктуры инвалидов и других маломобильных групп населения.
Ботагоз ОМАРОВА, специально для Матрица.kz
Просмотров материала: 4 204