Неоднозначную реакцию в обществе вызвало назначение Владимира Школьника на должность министра энергетики. Предлагаем вашему вниманию интервью с Максатом Илиясулы, заместителем председателя Казахского Национального Совета, который заявил, что «против назначения Школьника министром энергетики».
- Маке, скажите пожалуйста, вы выражаете недовольство всеми назначениями или же вас волнует лишь назначение Владимира Школьника?
- Сразу скажу, что необходимости заниматься такими кардинальными изменениями в правительстве я не вижу. Тем более, мы очень хорошо осведомлены с ситуацией на Украине, мы - свидетели серьезнейших санкций в отношении России. Считаю, что время для этого совсем неподходящее. Да и люди в правительстве одни и те же – одна и та же колода – лишь поменяли местами.
Объединенные министерства действительно не смогут в течение длительного времени построить нормальную работу. Те, кто ранее был первым, став вторым, вряд ли активно вольется в общий процесс, а само объединение разных министерств также вряд ли принесет пользу работе правительства в целом.
- А как по вашему – зачем затеяли эти изменения?
- Я считаю, что все это сделано лишь для того, чтобы поднять Владимира Школьника. А причины всех других перестановок незначительны.
- Интересная мысль – все для одного человека. Поясните...
- Во-первых, в соответствии с Соглашением по ЕАЭС страны участники должны создать некую общую нефтегазовую базу. Во-вторых, есть еще и проблема Байконура. Минфин РФ уже заявил, что на содержание города Байконур и использование космического комплекса деньги выделяться не будут. К слову, Россия так и не заплатила оговоренные 89 млн долларов за ущерб от прошлогоднего падения «Протона».
Кроме того, напомню, что недавно Министерство окружающей среды и водных ресурсов добилось подписания Меморандума о том, что использование комплекса Байконур будет регулироваться и Экологическим Кодексом РК. И теперь практической реализаций этого документа должно было заниматься вышеназванное министерство. А сейчас, как нам известно, экологией будет заниматься Министерство энергетики.
Еще более немаловажное обстоятельство – это визит глава МИДа России Сергея Лаврова, который как мне кажется приехал в Казахстан ускорить вопрос строительства атомной электростанции. И более того, заявил, что проект двустороннего соглашения уже готов и в ближайшее время будет подписан.
А Владимир Школьник, в бытность главой НАК «Казатомпром», наверняка, приложил максимум усилий для того, чтобы строительством занималась Россия. И вряд ли кто может уверенно сказать, что в передаче ряда урановых месторождений Казахстана российскому «Атомредмедзолото» г-н Школьник не принимал участие. К тому же, нельзя забывать, что первый руководитель российского холдинга является зятем Владимиру Школьнику.
И теперь, в ситуации с Украиной, Азербайджаном, собрать всю энергетику страны и отдать в руки человеку, который «неравнодушен» к России, по меньшей мере, это ошибка. И назначение Школьника надо расценивать как итог визита Лаврова в Казахстан.
- Вы против назначения только потому, что Школьник не казах? Или у вас есть конкретные факты?
- Нет, дело не в национальной принадлежности. К сожалению, у нас в стране довольно много казахов, которыи симпатична Россия. А что касается фактов, то до 2009 года нацкомпания «Казатомпром» тесно работала с компаниями Японии, Китая, Индии, Франции. Конечно, и с Россией были совместные проекты, но ситуация не такая, как сегодня.
Как известно, тогдашний руководитель «Казатомпрома» Мухтар Джакишев заявлял, что компания достигла соглашения с японской Toshiba о свободной продаже обогащенного урана в Японию. Если помните, в знак дружбы наших народов даже была заложена аллея сакуры.
Именно в это время Россия вела активные переговоры со страной Восходящего солнца об увеличении экспорта обогащенного урана. Но вскоре против Джакишева возбудили дело, а на его место пришел Владимир Школьник. И буквально скоро два крупных урановых месторождения перешли под юрисдикцию россиян. А в 2012 году против талантливого казахстанского физика-ядерщика Абзала Кусаинова, который предлагал строительство собственной АЭС, также было возбуждено дело и посажен в тюрьму. Впоследствии «Казатомпром» в вопросе строительства АЭС всегда отдавал приоритет России.
- Интересная логика. И министерство энергетики, вы считаете, создано не случайно?
- Я считаю, что этому способствовал приход Карима Масимова на должность главы правительства. Одним словом, свое влияние в принятии решения оказали не только Лавров, но и Масимов.
К примеру, в 2010 году «Атомредмедзолото» приобрел контрольный пакет акций Uranium One. И для этого нужно было согласие правительства Казахстана – согласие было дано, и правительством в то время руководил Карим Масимов.
Ну а 29 мая нынешнего года президенты России и Казахстана подписали Меморандум о строительстве АЭС. Меньше через месяц, 25 июня, в Астане подписан Меморандум между российской «Росатом» и нашим «Казатомпром», а Карим Масимов, как известно, во второй раз был назначен премьером 2 апреля. Трудно называть случайностью такие знакомые мероприятия, которые происходят аккурат во время премьерства Масимова.
- И вы хотите сказать, что новый министр будет работать в интересах России?
- Да, именно так. И основания для этого, как вы видите, есть. Не стоит забывать и тот факт, что сын Владимира Школьника не только гражданин России, но и крупный бизнесмен. Разве это не заставляет задуматься?
Поэтому, я против того, чтобы Владимир Школьник руководил министерством энергетики. И это еще потому, что в Казахстане нельзя строить АЭС.
Далеко не надо ходить - авария на чернобыльской АЭС.
Строить вместе с Россией атомную электростанцию – значит толкать народ к очередной катастрофе. Мы не должны допустить этого.
Сергей Антонов, специально для Матрица.kz
Просмотров материала: 10 800