В последнее время в РК остро ставится вопрос по социальной поддержке, так называемых, незащищенных слоев населения - детей и детей-инвалидов. Помимо государственных программ, направленных на это дело, активно включены и представители НПО и, конечно, частные коммерческие структуры и представители различных форм бизнеса. Вот о работе последних в этом направлении мы и поговорим. Особенно о работе компаний, принадлежащих иностранным владельцам, и фондам, с ними связанными. Не секрет, что девиз подобных фондов часто состоит в том, что «Мы не предоставляем рыбу, наша задача дать удочку и научить человека самого ловить ее». С целью узнать подробности я встретился с коммерческим директором сотового оператора Tele2, Миндаугасом Убартасом.
- Миндаугас, добрый день. Скажите, пожалуйста, сколько лет уже присутствует ваша компания на рынке Казахстана?
- Компания анонсировала выход на рынок в 2009 году, но до 2011 года шли технические приготовления и подготовка к запуску. Начиная с 2011 года, мы уже третий год работаем на рынке сотовой связи Казахстана.
- Вас не смущало то, что вы заходите на рынок, где в принципе уже все было практически поделено между двумя сотовыми операторами?
- И смущало и радовало. Там, где есть высокий рынок, всегда есть концентрированные прибыли, а значит, всегда есть то, что можно поделить. Цель нашей компании - это эффективная связь при очень низких ценах. Мы, зайдя на рынок РК, обрушили цены практически в три раза и до сих пор продолжаем работу по снижению цен на сотовую связь.
- Не секрет, что в народе вашу компанию называют Еле-2, за низкую зону покрытия и отсутствие в большинстве регионов Казахстана.
- Да, я вам даже скажу еще одну шутку. “Раньше у Tele2 было две вышки, а теперь они поставили третью” – это, когда мы запустили наш 3G интернет. Но наши задачи состоят несколько в другом: мы берем зоны наиболее плотного проживания граждан и обеспечиваем дешевой связью их, а остальной рынок мы готовы отдать нашим конкурентам.
Пусть они верят в то, что надо покрыть все степи. Мы будем верить в то, что надо дать хорошую связь там, где люди живут. Начинали мы с крупных городов, областных центров. Сейчас покрываем небольшие деревни и села. Что же касается самого качества связи, то любой оператор, появившийся на рынке, всегда будет подвергаться такой критике, именно в плохом качестве связи.
- Давайте теперь поговорим о ваших социальных проектах. Зачем это нужно компании, это такая форма рекламы?
- Нет, как рекламу мы это не рассматриваем. Дело в том, что Tele2 является одним из направлений бизнеса корпорации Kinnevik Group, помимо Tele2 в неё входят много форм деятельности в разных странах, и еще есть фонд «Reach for Change», или «Навстречу переменам». Вот фонд и занимается социальными проектами, а корпорация в разных странах предоставляет ему финансирование за счет своих коммерческих отделений, в Казахстане это компания Tele2. И в Казахстане мы уже второй год совместно с этим фондом занимаемся социальной деятельностью.
- А в чем она заключается? Я понял, что это не просто выделение грантов?
- Да, основная миссия фонда - это поддержка социального предпринимательства, которое обязательно должно быть направлено на помощь детям.
- Миндагаус, возвращаясь к вашему заходу на рынок: все помнят вашу рекламу с романтическим образом представителей Мафии, особенно Тони Бонелли. Как это вяжется с вашей социальной деятельностью? Вообще, как пришла идея такой рекламы, есть ли какие моральные принципы у Tele2?
- Во – первых, «Навстречу переменам» - это независимый фонд со своей стратегией и это социальное предпринимательство и дети. Есть Tele2, и у нас своя стратегия – дешевая связь для клиентов и прибыль для акционеров. Фонд делает свою работу, мы свою, у нас с ним партнерские взаимоотношения, и ценности у нас схожи.
Во-вторых, что касается рекламы: одна из наших концепций в работе - это минимизация собственных затрат. Часто мы стандартизируем и копируем, если сама идея работает и не противоречит местному законодательству и нашим трем принципам: никакой политики, религии и секса. Реклама была создана для России около восьми лет назад, и мы ее уже адаптировали для Казахстанского рынка. Что касается старой версии, то ничего криминального по сути в ней не было, только ценности семьи и обыгрывались идея грабительских цен на рынке сотовой связи. Но теперь мы уже постепенно отходим от этого образа.
- А в связи с чем инструмент перестал работать? Или в обществе набралось достаточно негатива по отношению к этой рекламе?
- Негатива как раз не было. Мы проводим исследования на соответствие нашей стратегии. Она работала хорошо. Все её помнят, все ее видят, она достаточно агрессивна для входа компании на рынок, но, как выяснилось, лучше всего ее восприняли мужчины, и мы разработали новую стратегию.
- Работа с фондом «Навстречу переменам» - в чем она заключается с вашей стороны, только финансовая поддержка?
- Не только. Мы, конечно, выделяем средства, но это и экспертное сопровождение проектов. Каждый победитель получает помощь от группы наставников, в которую входят топ-менеджеры Tele2 в Казахстане. Мы консультируем наших «героев перемен» по любым вопросам, которые у них возникнут. Есть вопросы по коммерческой части – они обращаются ко мне. По юридической – к нашим юристам. И так далее.
- В чем заключается работа фонда?
- В течение нескольких месяцев фонд принимает заявки на конкурс социальных проектов. После этого заявки проходят через волонтерские чтения, на котором отсеивается некоторое количество. Далее они проходят экспертную оценку, и те проекты, которые проходя в финал конкурса, проходят еще 2 этапа жюри - детское и взрослое, на котором финалисты презентуют свои идеи.
Во взрослое жюри входят топ-менеджеры Tele2, но также в него входят представители общественных организаций и самого фонда. Таким образом, компания не имеет решающий голос при голосовании на одобрение проектов победителей, причем, число победителей не фиксировано, все зависит от их бюджета. Например: могут быть два или три победителя, если это впишется в отведенную сумму поддержки. Так в прошлом году было три победителя и четвертый приз был поощрительный.
- А кто может принять участие в конкурсе?
- Любой инициативный гражданин Казахстана, кто готов заниматься этим делом, и не являющийся сотрудником Tele2. Причем, сама подача заявки практически упрощена. Мы не требуем документации и разработок проекта, она может быть оформлена как простое описание, на что проект рассчитан, как он в дальнейшем планирует выходить на самоокупаемость, и что принесет людям его реализация. В прошлом году мы запускали, так можно сказать, пилотный проект конкурса только для Алматы и области. В этом году мы уже ждем заявок со всего Казахстана.
- Как складывается дальнейшая судьба победившего проекта?
- Мы оказываем поддержку победителю в течение трех последующих лет, причем, не только финансовую. Точнее: даже не столько финансовую, сколько мы именно сопровождаем его работой наших экспертов, помощью по части подготовки документации, налаживанию партнерских связей, обеспечиваем менеджмент и консультируем его для того, чтобы проект именно заработал и вышел на окупаемость и прибыль. Главное, чтобы проект начал работать и помогать детям.
- Расскажите о судьбе прошлых проектов – победителях. Какова их судьба на данный момент?
- Один из проектов, победивший в 2013 году, - это проект по установке пандусов в домах старой постройки, в которых нет лифтов. Проект предусматривает создание откидных конструкций, не мешающих жителям, но необходимых для молодых матерей с колясками. Ведь, действительно, это проблема – поднять, допустим, на пятый этаж коляску с ребенком, а если еще и мама зашла в магазин. Кстати, проект этот инициирован молодым человеком, который сам столкнулся с этой проблемой, став отцом.
Второй проект, который мы поддерживаем, - это работа инициативной группы мам, которая посвящена организации обучения детей с расстройствами аутистического спектра в обычных школах, или инклюзии. Или вот еще один третий - «ЭТО-двор». Он, помимо экологической составляющей направлен еще и на вовлечение детей в творческий процесс по созданию детских площадок из вторсырья. Есть уже две такие площадки в Алматы, до конца года должно быть десять и проект активно поддерживают также городские органы. Вообще масштабируемость проекта - это один из критериев выбора. Нам важно, чтобы, начавшись локально, впоследствии он мог охватить как можно большую территорию.
- А сеть, например, соседних стран?
- Да, в России один проект из увлечения паркуром уже развился в Сибирскую федерацию экстремального спорта, охватывающую многие города сибирского региона и имеющую огромную популярность среди подростков. И главное условие - этот проект уже становится самостоятельным в финансовом плане, что является необходимым условием для ведения любого бизнеса, в том числе социального. Есть еще один хороший пример по поддержке ассоциации больничных клоунов, что при своем развитии получил в дальнейшем финансовую поддержку муниципальных органов.
Остается пожелать удачи фонду в его воплощении социальных проектов на территории нашей республики, где проблем в этой сфере жизни пока гораздо больше, чем достижений. Ну а всем желающим - принять участие в конкурсе и, может, в дальнейшем решить не только проблемы, с какими они сталкиваются сами, но и в более глобальных масштабах.
Всю информацию вы можете получить, пройдя по ссылке
Сергей Алексеенок., Матрица.kz
Просмотров материала: 2 001