События в Крыму и последующие за ними неоимперские заявления Владимира Жириновского и Эдуарда Лимонова о присоединении северных регионов Казахстана к России и лишении независимости государств Центральной Азии с созданием Среднеазиатского федерального округа вызвали бурную ответную реакцию в Казахстане. Некоторые политологи поспешили набросать довольно мрачные прогнозы относительно дальнейших взаимоотношений с северным соседом.
Однако они, на наш взгляд, упустили очень важную деталь: призывы об отделении «исконно русских земель» от Казахстана приходят к нам извне и не находят поддержки у русскоязычного населения этих регионов. К примеру, на одном из Петропавловских форумов, где обсуждались высказывания Жириновского, он удостоился определения «политический клоун». Аналогичные оценки вызывают его геополитические проекты.
Об отношении русскоязычных жители Казахстана к участившимся разговорам об «отделении» северных регионов, об их проблемах, надеждах и чаяньях, - наш разговор с Верховным Атаманом Союза казачьих общественных объединений Казахстана, председателем Координационного Совета русских, казачьих и славянских организаций РК, главой Русской общины Юрием Захаровым.
- Юрий Филиппович, об украинско-казахстанских аналогиях и русском сепаратизме поспешили публично высказаться многие, пожалуй, кроме самих казахстанских русских. Как вы считаете, корректны ли подобные сравнения? Существуют ли в Северном Казахстане сепаратистские настроения, и возможен ли у нас украинский сценарий?
- Крымский сценарий в Казахстане невозможен, пока у нас в стране нормальный руководитель. Тут даже сравнение с Украиной считаю не корректными.
Когда на Украине началась эта заваруха, я туда приезжал, три дня провел на Майдане, встречался с различными людьми, представляющими весь спектр украинского общества – от казаков до западенцев, от мусульман до христиан.
И все мне в один голос говорили: нас эта власть уже достала! Тотальное несоблюдение законов вызвало такую коррупцию, что нам и не снилось. И народ сказал: мы не хотим такой власти, пусть будет кто угодно, но только не Янукович! Другое дело, что этим праведным гневом народным воспользовались разные группировки, и одни воры сменились другими.
В Казахстане тоже есть коррупция, но есть и борьба с коррупцией. И самое главное, чужд радикализм. Мы все-таки одна цивилизация - евразийская. Помню, когда организовывалась наша страна, ни один из международных экспертов не сказал, что Казахстан в таком этническом составе выживет.
По их мнению, страна должна была развалиться уже на первоначальном этапе. И только наш Президент сумел так вожжи держать, чтобы соблюсти баланс интересов всех групп. Хотя русских и выехало 3,5 миллиона на первом этапе.
Русские с казахами живут вместе 300 лет. Плохо ли, хорошо, но за 300 лет казахи обрусели и, считаю, психологически больше тяготеют к Европе. И Президент наш – человек высокообразованный, политик европейского уровня.
Так что я уверен, пока он у власти, никаких катаклизмов не случится. Другое дело, что если Нурсултан Назарбаев уйдет, не передав власти, тогда у нас начнутся проблемы… Учитывая политические риски, считаю необходимым на уровне Конституции закрепить статус преемника.
- Обрисуйте ваше видение ситуации с правами русских в Казахстане, особенно – с положением русского языка. На примере Украины мы видим, что именно языковой вопрос стал краеугольным камнем в конфликте между востоком и западом страны…
- Если бы мы двигались в русле тех решений, которые были приняты при закладке фундамента государства, то на сегодня языковой вопрос вообще бы не стоял. Ведь Президент настаивал на изучении государственного языка с детсадовского возраста, и деньги выделялись, но были использованы не по назначению, то есть остались в карманах ретивых чиновников, отвечающих за этот вопрос…
Языковой вопрос раскачивают те силы, которые не заинтересованы в стабилизации в Казахстане. Это страны, которые владеют многомиллиардными инвестициями в Казахстане. Китаю не нужно, чтобы мы объединялись с Россией, Саудовской Аравии не нужно, Америке не нужно. Соответствующую позицию занимают ангажированные чиновники, которые пасут эти многомиллиардные инвестиции. Это очень мощное лобби, поверьте…
Или взять кадровую политику, - она не выдерживает никакой критики с позиций национального вопроса. В Советском Союзе как было? Если первый руководитель – казах, то второй – обязательно русский или татарин, или поляк, или представитель другой некоренной национальности. И это правильно, у нас ведь сто национальностей проживают. Должно быть справедливое процентное соотношение народов во власти.
В СКО проживает, как минимум, половина русского населения, не считая украинцев, белорусов, поляков, татар. И при этом 98 процентов всех управленцев, во всех сферах – от исполнительной власти до силовых структур - казахи.
Конечно, у преступности нет национальности. Но когда в совершении преступления, особенно резонансного, подозревается казах, а расследующий это дело полицейский и прокурор - тоже казахи, то люди не верят в объективность расследования, в таком случае всегда есть острое недовольство. Жизнь есть жизнь. Национальные чувства никуда не денешь…
Я сейчас говорю будто бы крамольные вещи. Но если я не буду это говорить, то это будет говорить улица. Зачем нам это на улицу выносить? Взять парламент: 150 человек, но где там русские? Их можно по пальцам одной руки пересчитать. И это старая партийная номенклатура! Чиновники только глаза на них глаза поднимают, а у них руки автоматически тянутся вверх: одобрям-с…
Грамотная кадровая политика, кроме того, что снижает накал национального вопроса, способствует более эффективной борьбе с коррупцией. Ведь что такое трайбализм? Если семейный, родственный клан захватывает власть, то с самого верха до самого низа он посадит своих людей, а они друг друга никогда не сдадут. Поэтому невозможно бороться с коррупцией.
Мы пытаемся донести это сегодня до Президента. А чиновники находят причины и разные предлоги, чтобы я не мог по душам и откровенно поговорить с Президентом. Было уже два его распоряжения, чтобы подготовили время для беседы «один на один», и всякий раз эта встреча откладывается.
- Не считаете ли вы, что придание русскому языку статуса государственного могло бы стать козырем, не позволяющим «раскачать» национальный вопрос в Казахстане?
- Безусловно. В свое время я поддержал приоритет казахского языка, потому что прекрасно понимал чувства казахов, которые едва не потеряли свой родной язык. Но сегодня казахскому языку уже не грозит исчезновение. Он стал государственным.
Более того, прием на госслужбу по критерию знания казахского языка не идет ни на благо языку (не секрет, что казахстанская элита все равно говорит на русском), ни на благо обществу, тормозя естественные процессы конкуренции. Ведь что такое капитализм, по большому счету? Это конкуренция.
Если бы русский человек, талантливый управленец, пришел во власть, прокурором или замом прокурора, то это разорвало бы коррупционную схему трайбализма, которая сегодня заедает наш Казахстан. Поэтому мы будем ставить вопрос о русском как о втором государственном языке на будущих выборах. Это в обязательном порядке.
Кстати, казахи, - мои друзья, образованные, грамотные, просвещенные националисты, - они это хорошо понимают. Просвещенный национализм не следует путать с дубинноголовым. У тех лозунг какой? Наше плохое лучше вашего хорошего! К чему приводит узколобый национализм, мы видим на примере ЮАР: некогда богатейшей культурной стране, которая сегодня лидирует лишь по заболеваемости СПИДом и преступности…
Русские и казахи – очень похожи по менталитету. Мы – терпеливые народы, которые трудно заставить взять в руки дубину, но если мы поднимемся – мало не покажется.
Русскоязычное население Казахстана с огромной лояльностью относится к нашему Президенту, да и весь народ в большинстве, видя в нем не только гаранта прав нацменьшинств, но и - общественно-политической стабильности страны. Нужен надежный, конституционно закрепленный институт передачи власти еще при жизни Елбасы. Это снимет возможные риски, не даст раскачать лодку межнационального согласия в Казахстане.
Вера ГАВРИЛКО, специально для Матрица.kz
Просмотров материала: 4 458