Промежуточные итоги мониторинга материалов СМИ по освещению хода избирательной кампании и предвыборной агитации кандидатов в Президенты Республики Казахстан, опубликованных в период с 26 марта 2015 года, представила пресс-служба ЦИК РК.
Мониторинг охватывает 53 республиканских печатных издания, 16 республиканских телеканалов, 179 региональных печатных изданий, 29 региональных телеканалов, а также 7 информационных агентств и 117 наиболее популярных общественно-политических интернет-ресурсов.
В социальных сетях мониторингом охвачено более 200 сообществ и 250 страниц лидеров общественного мнения, 30 пользовательских каналов на видеопортале Youtube, обновления в ленте актуальных хештегов в Twitter.
За период с 26 марта по 16 апреля 2015 года в республиканских и региональных СМИ опубликовано 15 662 материала по выборной тематике.
На республиканских телеканалах вышло в эфир 3335 сюжетов (49 %), на радио - 1121 материал (17 %), в газетах опубликовано 556 статей (8 %), а на интернет-ресурсах размещено 1788 публикаций (26 %).
В региональных СМИ в общей сложности было опубликовано 8862 материала, связанных с выборами. Из них 6997 сюжетов (79 %) вышло в эфире телеканалов, 1619 статей (18 %) было опубликовано в печатных изданиях и 246 материалов (3 %) размещено на интернет-ресурсах.
«Следует отметить разную степень предвыборной активности кандидатов и их штабов. Так, с начала агитации (с 26 марта по 14 апреля) у кандидата Н. Назарбаева отмечено 48 информационных поводов (встречи Республиканского общественного штаба), у А. Кусаинова - 20 информповодов, у Т.Сыздыкова - 18. Несмотря на то, что предвыборными штабами кандидатов А. Кусаинова и Т. Сыздыкова информационных поводов для освещения создано в два раза меньше, их представленность в СМИ очень широкая. Количественные показатели практически на одном уровне у всех кандидатов», - отмечают в ЦИК.
Что касается освещения в СМИ предвыборной деятельности кандидатов в Президенты Республики Казахстан, то в период с 26 марта этой теме было посвящено 8964 материала, из которых 3442 были опубликованы в республиканских СМИ, а еще 5522 - в региональных.
При этом 3224 материала освещали деятельность А. Кусаинова, 3884 - Н. Назарбаева и 3269 - Т. Сыздыкова.
Сопоставимы эти показатели и в разрезе видов СМИ.
Например, в республиканских печатных изданиях доля материалов о деятельности кандидата А. Кусаинова составила 31 %, Н. Назарбаева - 36 % и Т. Сыздыкова - 33 %, а в региональных газетах - 30 %, 40 % и 30 % соответственно.
Схожая картина наблюдается и по сюжетам, вышедшим в эфире теле и радиоканалов.
На республиканских радиоканалах из всех материалов о кандидатах в Президенты Республики Казахстан 32 % отражали деятельность А. Кусаинова, 36 % - Н. Назарбаева и 32 % - Т. Сыздыкова.
На республиканских телеканалах доля сюжетов об А. Кусаинове составила 34 %, Н. Назарбаеве - 32 % и Т. Сыздыкове - 34 %. На региональных телеканалах - 31 %, 37 % и 32 % соответственно.
Помимо информационной работы по освещению предвыборной деятельности кандидатов, в СМИ размещаются агитационные материалы, оплаченные из избирательных фондов кандидатов, а также за счет средств, выделенных из бюджета, в рамках обеспечения гарантий государства.
Средства, выделенные из бюджета, активно осваивают все кандидаты. В частности, в газетах «Егемен Қазақстан» и «Казахстанская правда» от 31 марта 2015 года опубликованы предвыборные программы трех кандидатов в Президенты РК: А. Кусаинова, Н. Назарбаева и Т. Сыздыкова. При этом указаны два источника финансирования: 1) из средств республиканского бюджета в соответствии с требованиями Конституционного закона Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан» и 2) из избирательного фонда каждого из 3-х кандидатов.
Однако, если рассматривать отдельно только агитационные материалы, опубликование которых было оплачено исключительно из средств избирательных фондов, ситуация в значительной степени отличается. Прежде всего, это объясняется разными организационными ресурсами кандидатов. Именно от них во многом зависит своевременное формирование, наполнение и эффективное использование избирательного фонда.
Согласно данным мониторинга наиболее активно размещает в средствах массовой информации агитационные материалы, оплаченные из средств избирательного фонда, избирательный штаб Н. Назарбаева.
С начала агитационной кампании на республиканском телевидении вышло 513 таких агитационных материалов Н. Назарбаева, 119 - Т. Сыздыкова и 88 - А. Кусаинова. На республиканском радио 514 материалов Н. Назарбаева, 38 - А. Кусаинова и 19 - Т. Сыздыкова. В печатных СМИ 14 материалов Н. Назарбаева, 4 - Т. Сыздыкова и 2 - А. Кусаинова.
Необходимо отметить, что в рамках мониторинга отдельно отслеживаются материалы по текущей деятельности кандидатов, являющихся должностными лицами и выполняющими свои служебные обязанности (без упоминания выборной тематики). В общем объеме материалов, посвященных выборам, они не учитываются, так как не связаны с избирательной кампанией.
В целом же, можно сделать вывод о том, что активно включившись в процесс освещения выборов с момента их назначения, средства массовой информации продолжают насыщать информационное поле материалами, посвященными данной теме.
Однако в центре их внимания теперь не только сам избирательный процесс и выборные процедуры, но больше непосредственно сами кандидаты. Их деятельность, а также деятельность их доверенных лиц и избирательных штабов создают новые информационные поводы и освещаются на равных условиях и в сопоставимых объемах.
Данные мониторинга говорят о том, что равный доступ кандидатов к средствам массовой информации обеспечивается, а избиратели имеют возможность получать полную, достоверную и объективную информацию обо всех зарегистрированных кандидатах в Президенты Республики Казахстан.
Просмотров материала: 1 890