В успешной сдаче главным редактором журнала «Аңыз Адам» Жарылкапом Калыбаем экзамена на знание казахского языка, который является обязательным для всех кандидатов в президенты РК, коллеги не сомневались. Как выяснила Матрица.kz, по мнению редакторов оппозиционных отечественных изданий, амбиции самовыдвиженца они одобряют, но следовать его примеру не собирались и не собираются.
Напомним, что 16 марта председатель лингвистической комиссии Мырзатай Жолдасбеков сообщил, что Жарылкап Калыбай на отлично написал письменную работу, не сделав ни одной ошибки, на очень высоком уровне прочел прозу Бауыржана Момышулы и всесторонне раскрыл тему «Культурное наследие - необъятное богатство».
«Лингвистическая комиссия пришла к выводу, что господин Жарылкап Калыбай в совершенстве владеет государственным языком», - сказал Жолдасбеков по итогам заседания в минувший понедельник.
Главред «Аңыз Адам» и редактор журнала «Жұлдыздар отбасы» широко известен в казахстанском обществе, особенно, в казахскоязычной среде. А после того как 12 марта он подал заявление участвовать в выборах путем самовыдвижения, его персона стала еще более узнаваемой. Дать оценку политическим амбициям г-на Калыбая мы попросили его коллег их журналисткой среды.
- Я поддерживаю выдвижение Жарылкапа. Было ясно, что он сдаст экзамен по языку на отлично, грамотно пишет, знает историю, - сказал главный редактор газеты «Жас алаш» Рысбек Сарсенбаев.
К сожалению, сегодня большинство казахстанцнв не видят альтернативы Нурсултану Назарбаеву, но это не их вина. Ответственность лежит на самом президенте, считает он.
За годы независимости Казахстана он не смог подготовить зрелую политическую систему, которая в цивилизованных странах обеспечивает переходность власти, честные выборы и выход на политическую арену достойных людей.
Например, лидер ОСДП Жармахан Туякбай не пошел на выборы потому, что ни ему, ни представителям других партий, не давали и на дадут возможность вести полноценную агитационную работу, не было и не будет честного подсчета голосов. На вопрос о том, почему Рысбек Сарсенбаев не заявил свою кандидатуру на выборы, он ответил:
- Меня просили пойти на них, а когда я отказался, люди не понимали моего решения. Лично я не вижу ни одной причины для того, чтобы участвовать в этом балагане. Это не выборы! И вообще, я считаю, что нам нужно объявить им бойкот. Пусть гонят на избирательные участки бюджетников, но сознательным гражданам там делать нечего. Более того, в этот людям день вообще не стоит выходить на улицу, чтобы в стране стояла мертвая тишина, пусть телеканалы снимают пустые улицы, - предложил брат оппозиционного политика.
При этом Сарсенбаев отметил, что газета, которую он возглавляет, обязана в предвыборный период донести до сведения казахстанцев информацию о любом кандидате, который обратиться в «Жас Алаш» с просьбой о сотрудничестве. Редакция готова предоставить площадку для озвучивания политической программы, взглядов и дебатов между претендентами на президентский пост. Стоимость квадратного сантиметра на полосах «Жас Алаш» для публикаций во время предвыборной гонки составит 1100-1300 тенге.
Несмотря на то, что амбиции и действия своего коллеги Жарылкапа Калыбая главный редактор газеты «Общественная позиция» Ермурат Бапи оценивает положительно, сам он не думал выдвигаться. В казахстанских реалиях итоги выборов предопределены, заметил Бапи. Оказалось, что друзья и знакомые просили его заявить свою кандидатуру в ЦИКе, но он считает, «что это смешно».
- Во-первых, когда человек становится кандидатом в президенты, то у него должна быть политическая программа, которая отражает не какие-то сиюминутные, а долгосрочные намерения. У меня не было и нет таких замыслов.
Во-вторых, выборы это большой труд, тем более для представителей общественности, когда нужно собрать более 90 тысяч подписей, заплатить взнос, провести предвыборную кампанию. Поэтому надо реально оценивать свои возможности и действовать или не действовать в соответствии с ними, - уверен Бапи.
Что касается работы «Общественной позиции», то газеты позиционирует себя независимым СМИ и во время предвыборной кампании не откажет никому из кандидатов в возможности пропагандировать свои взгляды и программу, в том числе и действующему президенту, добавил Ермурат Бапи. Стоимость разворота газеты, то есть двух полос, «Общественной позиции» составляет 10 тысяч долларов, отметил Бапи. Разместить модуль на одной полосе стоит 3,5 тысячи долларов.
Но как оценить тот факт, что журналисты решаются включиться в предвыборную гонку, может, им стоит сконцентрироваться на непосредственных профессиональных обязанностях в нынешних непростой период? И как политики оценивают подобные решения представителей прессы? Эти вопрос мы задали Амиржану Косанову.
Прежде стоит напомнить тем, кто знает, а для тех, кто не знает, рассказать, что 16 числа на своей страничке в «Фейсбуке» политик заявил о решении не баллотироваться в президенты. Причин несколько, отметил он.
- Во-первых, при существующем Законе «О выборах», когда избиркомы всех уровней подчинены исполнительной власти, ни один неугодный власти кандидат не может заявить своим избирателям, что он обязательно победит. Надо менять Закон «О выборах», создавать реальные конкурентные условия для всех кандидатов. Надо, чтобы в составы избиркомов вошли представители оппозиции. Нужно чтобы были широкомасштабные теледебаты с участием действующего президента, - сказал Косанов.
Вот тогда можно будет обсуждать возможность победы. Во-вторых, продолжил он, власть вконец дискредитировала саму идею волеизъявления народа, создала самый настоящий цирк. «Не хочу участвовать в этом цирке!» - уверенно заявил он.
Что касается решений представителей прессы включиться в гонку, то по мнению Амиржана Косанова, любой человек имеет право быть избранным президентом. Конечно, есть конституционные ограничения. Но важно так же помнить, отметил он, что кандидату требуются такие давно подзабытые понятия, как честность, принципиальность, порядочность, а также опыт управления.
- Журналистика же всегда находилась на стыке профессии и политики. И потому не случайно, что даже среди оппозиционеров много журналистов. Важно, чтобы человек был избираемым. А в это понятие входит много критериев. Если же говорить о непосредственной работе оппозиционной прессы, то она сама по себе неоднородна. У каждого издания свои учредители и редактора. Думаю, что именно это будет определять их отношение к отдельным кандидатам, - заметил Косанов.
Главное, чтобы не предавали ранее заявленные демократические ценности. К тому же если СМИ действительно популярно, оно может и заработать на публикации агитационных материалов, - резюмировал он.
Ксения Бондал, специально для Матрица.kz
Просмотров материала: 2 626