22 ноября 2024 г.

Дежурный по стране

В экономике вообще-то есть только два предложения...
Азамат Джолдасбеков, президент АО «Казахстанская фондовая биржа»

Мы в соц сетях:



«Концепция знаний поменялась»

«Концепция знаний поменялась» Президент Ассоциации вузов Казахстана, педагог с 40-летним стажем Рахман Алшанов поделился со «Свободой Слова» своим видением современных проблем в обучении казахстанских школьников и студентов, а также высказал мнение о недавних инициативах Министерства образования и науки РК.

Источник: Свобода слова

- Рахман Алшанович, на недавнем заседании комитета по социально-культурному развитию мажилиса педагоги и ученые раскритиковали новую программу 12-летки в Казахстане. В числе ее недостатков – завышенные требования, особенно к младшеклассникам и перегрузка дисциплинами. Как оцениваете эту программу вы?

– Раз мы приняли Болонскую декларацию и хотим, чтобы наши выпускники за рубежом поступали сразу на первый курс, а не на подготовительный, необходимо внедрять программу 12-летки. Сейчас за пределами нашей страны обучается свыше 70 тысяч казахстанцев. Да, есть вопрос, как быть с малокомплектными школами в регионах, где не хватает педагогов.

Во многих школах двух- и трехсменка, а тут добавляют еще один класс. Понятно, что не все школы готовы. Но нужно встречаться с педагогами, обсуждать. Вопрос по поводу нагрузок должно регулировать минис- терство образования и науки. Пока можно реализовывать программу в колледжах, лицеях, гимназиях. Но важно, чтобы не было формального перехода. Должны быть реальные изменения в обучении.

- Согласны ли вы с тем, что образование должно нести прежде всего воспитательный характер по примеру Японии, Южной Кореи, Финляндии и других развитых стран?

– В условиях информатизации мы должны понимать, какие именно знания давать нашим школьникам. К примеру, уже около 40 лет на всех педагогических совещаниях я слышу, как педагоги просят добавить часы по предметам, хотят насытить школьную программу. Но не всегда детское сознание, ум могут переварить все это.

Больше надо задумываться над тем, чтобы научить ребенка учиться, чтобы он сам выбирал предметы по своим интересам. При этом нельзя делить вопросы образования и воспитания. Воспитание можно проводить и во время урока, все зависит от педагогического мастерства коллектива.

- По уровню критического мышления, способности применять знания в жизни, как показали результаты международного исследования PISA, наши школьники занимают последние места. В проведенном исследовании принимали участие дети из 65 стран. Казахстанские ребята заняли 49-е место по математике, 52-е – по естествознанию и 60-е – по чтению. Как вы оцениваете эти результаты?

– Наши школьники по многим предметам занимают первые места на международных олимпиадах, но с точки зрения применения этих знаний есть упущение. Так сложилось с советских времен: учреждения образования максимально накачивали знаниями, а применением их в реальной жизни – распределением специалистов на места – занималось государство. На Западе будущие выпускники самостоятельно должны были думать, куда смогут пойти работать.

Сейчас у нас другая жизненная философия, поменялась концепция знаний. В условиях развитого сервиса, когда многие функции уходят в аутсорсинг, нужно разворачивать школу к вопросу применения знаний на практике. Например, на уроках труда обычно учат шить или водить автомобиль, но у нас же море специальностей. Почему бы не обучать также флористике, дизайну и многим другим профессиям?

- В сфере образования силен региональный дисбаланс. Например, недавно было озвучено, что школьники на юге Казахстана показывают низкий уровень подготовленности. На ваш взгляд, каковы могут быть причины?

– Я сам с юга, учился в Жамбылской области, в Мойынкумском районе. И у нас была сильная школа. Например, нам преподавал сосланный в Казахстан Александр Солженицын. Но на юге школьников часто отправляют на сельхозработы, обычно на два-три месяца. Это отражается на качестве учебы.

Свой вклад также вносят дефицит преподавателей и их постоянная сменяемость. Из-за низкой зарплаты один педагог может вести сразу несколько дисциплин, что сказывается на уровне подготовки учеников. Да, сейчас прилагаются усилия, чтобы решить этот вопрос, но когда уже будет результат?

- В 2014 году выделено 1,5 триллиона тенге на развитие сферы образования и науки. В то же время сохраняется дефицит школьных мест, все еще имеются аварийные школы, применяется трехсменное обучение. В этой связи, что вы можете сказать о рациональном использовании средств при строительстве социальных объектов?

– Один из важных вопросов – планирование. Когда строятся многоэтажки, нагрузка ложится на местную школу, хотя нужно строить новую школу рядом. Местным властям важно предусматривать вопросы социального сопровождения при строительстве новых предприятий, нового микрорайона, других крупных проектов. Еще одна проблема – коррупция, головотяпство. Контроль за строительством социальных объектов должны вести прежде всего местные власти и маслихаты.

Например, я, как депутат маслихата, всегда спрашиваю, сколько проект стоит и почему – докажите! Нам часто говорят: «Все уже подсчитано, давайте утвердим». В прошлый раз попросили 100 миллионов тенге на демонтаж газгольдеров в микрорайонах. Я тут же пересчитал, оказалось, что требуется намного меньше. В итоге проект сняли, аким наказал виновных. Вот такие неудобные вопросы нужно задавать на местах.

- В Минобразования считают, что нужно законодательно закрепить участие бизнеса в подготовке инженерно-технических специалистов. Как вы относитесь к инициативе ввести обязательные отчисления в размере 1,5% из фонда оплаты труда крупных предприятий для подготовки кадров?

– Предприятия вряд ли согласятся. Бизнес говорит: «Мы же платим налоги, выделяем гранты». Чтобы вовлечь их в подготовку кадров, нужно встречаться с представителями профильных ассоциаций, обсуждать этот вопрос. Мы изучали опыт Америки, там 5000 университетов и 4500 учебных центров при компаниях. У крупных предприятий есть свои промышленные тайны, которым они обучают в своих учебных центрах.

В Казахстане, к сожалению, пока нет дуального обучения. Частные предприятия не хотят принимать студентов на обучение, однако жалуются, что нет кадров на рынке труда. Но если вы никого не пускаете к себе на предприятие, как мы узнаем ваши потребности? Возьмите к себе 20 человек и обучайте на своем производстве.

- К слову, МОН предлагает передать колледжи в доверительное управление предприятиям.

– Необязательно передавать учреждения образования в управление компаниям. Подобный опыт был в Алматы: кондитерская фабрика «Рахат» имела такой колледж, а потом решила выделять гранты на подготовку кадров. Ведь спрос на узких специалистов непостоянен, а в группе должно быть не менее 25-50 человек. Поэтому передавать профтехучилища в управление можно только крупным компаниям, к примеру горнодобывающим, где работает до 70 тысяч человек.

- Недавно были озвучены данные, что в трех южных областях Казахстана в профессиональных колледжах существует дефицит в 7000 мест, тогда как в северных областях, наоборот, не хватает абитуриентов – пустует порядка 4000 мест. Как, по вашему мнению, можно ликвидировать этот дисбаланс?

– Можно направлять студентов с юга на обучение на север, если есть места в общежитии. Тем более практика будет проходить на местных предприятиях. Таким студентам можно было бы выделять деньги на проживание. Система грантов и распределения должна применяться по желанию. Хочешь – пожалуйста, не хочешь – жди места в своем регионе.

- Нельзя не затронуть негативную тенденцию последних лет – вовлечение молодых казахстанцев в различные секты. Что в этой связи могут предпринять педагоги страны?

– К сожалению, такое имеет место, и это серьезное упущение. С сектантством нужно активно бороться. И максимально изучать мировой опыт: кто финансирует ту или иную секту? Это могут быть и разведывательные центры отдельных стран, и крупные сети наркоторговцев. Нужно также вести разъяснительную, воспитательную работу в вузах, школах.

В целом необходима государственная политика в этом вопросе, мощная идеологическая служба с аппаратом, в котором должны работать профессионалы высокого класса. Одними запретами тут проблему не решишь. Сейчас многие общества сталкиваются с религиозным экстремизмом. И многие страны ведут огромную работу по противодействию данному явлению: снимают фильмы, задействуют телевидение, выпускают книги, ведут пропаганду национальных интересов и национальной культуры.

В проблеме сектантства есть и социальная составляющая: отмахнулись, бросили, не подали руку помощи вовремя. Нужно решать проблемы социально уязвимых слоев населения, надо развивать регионы. Радикализация – это концентрация всех наших недоработок. Необходимо изначально не допускать зарождения таких ростков.
Просмотров материала: 2 191

Поделиться материалом


10:04 230 миллиардов тенге возвращено государству в рамках дел... 123 192 Просмотров

20:03 Обращение жителей с. Маралды к Президенту РК К.-Ж. Токаеву... 0 Просмотров

12:16 Атырауда мыңнан астам асыл тұқымды еділбай қойы тірідей... 0 Просмотров

11:35 Бұдан былай Алматыда электрлі самокат тек 16 жастан бастап... 0 Просмотров

11:30 Қарағанды облысындағы жол апатынан сегіз адам көз жұмды... 0 Просмотров

11:17 Мұхамедиұлының Ұлттық музейдегі ұрлықтың жаңа эпизодына еш... 123 024 Просмотров

11:01 Биіктен құлап бара жатқан баланы қағып алған оқушыға үш... 122 665 Просмотров

10:47 Қарағандыда тұрғын үй ауласынан шала туылған бала табылды... 122 689 Просмотров

10:25 Ұлттық музей басшылығына қатысты қылмыстық істі... 122 997 Просмотров

18:37 Адвокат Бурхан Жансейтов задержан в Алматы... 8 470 Просмотров

17:38 Объемы производства сахара будут увеличены в семь раз —... 7 649 Просмотров

17:13 Тарифы на комуслуги изменятся в Казахстане... 7 716 Просмотров

16:54 Министр Аймағамбетов балалардың қауіпсіздігін қамтамасыз... 10 903 Просмотров

16:52 «Қолайлы мектеп». Ұлттық жоба арқылы 582 мектеп бой көтереді... 11 050 Просмотров

16:52 «Суперагенты»: серьезный человек Сека уже ждет вас на IVI... 20 429 Просмотров

16:48 Балабақшаларды лицензиялауды күшейтеміз - министр... 8 319 Просмотров

16:43 Смайылов президенттің үкімет жұмысына қатысты сынына пікір... 6 648 Просмотров

16:42 Хищение средств через платформу АrtSport расследует антикор... 6 546 Просмотров

16:39 Еліміздің басым бөлігінде аптап ыстық болады – ауа райы... 5 352 Просмотров

16:37 Про президентскую критику... 7 454 Просмотров

16:29 Министерство не запрещало показ мультфильма «Базз Лайтер» -... 16 652 Просмотров

16:15 Экология министрлігі киіктердің мекендеу ортасын зерттеуге... 5 319 Просмотров

15:48 Денсаулық сақтау министрлігі аборт жасатуға тыйым салу... 6 666 Просмотров

15:45 Елімізде коммуналдық қызмет тарифтері өзгереді... 5 432 Просмотров

15:41 Капремонт всех роддомов пообещала министр здравоохранения... 5 428 Просмотров

15:27 Благотворительный спортивный зал для детей открыли в... 5 268 Просмотров

15:00 Қазақстан шекарасы қандай жағдайда жабылады... 5 111 Просмотров

14:18 104 мың гектарға қант қызылшасы егілсе, ішкі нарықты 80... 5 360 Просмотров

13:41 Қаңтар оқиғасы кезінде қанша қару тәркіленді – ҰҚК есеп... 5 290 Просмотров

13:15 Алагузова - Нуртасу Адамбай: Богу не нужна твоя помощь... 16 822 Просмотров

13:14 Жауынгер бір жыл ішінде әскери техниканы ғана емес, қолына... 7 166 Просмотров

13:04 Тамызда өршиді: Денсаулық сақтау министрлігі коронавирус... 5 147 Просмотров

13:02 В отношении руководства ТОО «Казфосфат» начато досудебное... 5 363 Просмотров

12:59 Суицид в Казахстане: 96% случаев самоубийств совершаются... 5 691 Просмотров

12:51 Усовершенствовать военную организацию Казахстана поручил... 5 116 Просмотров

12:49 Закупать уголь заранее призывают казахстанцев... 5 129 Просмотров

12:45 Павлодарда кран жұмысшыны екінші қабаттан итеріп жіберді... 5 174 Просмотров

12:42 Президенттің сынынан кейін ұзаққа созылған жол жөндеу... 5 097 Просмотров

12:38 МӘМС шенеуніктердің жемсауытына айналған – Арман Бейсембаев... 5 330 Просмотров

12:32 Шоу-бизнес өкілдерінің ЛГБТ-ны насихаттайтын «Базз Лайтер»... 5 482 Просмотров





Опрос


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930