Казахстанские дети за время обучения в школе глупеют. По данным PIS, международного теста, определяющего потенциальные возможности национальной системы образования, выпускники казахстанских школ заняли 56-е место среди 65 стран, в то время как по аналогичному PIS рейтингу знаний начальных классов – TIMSS казахстанские малыши стабильно входят в десятку лучших. По мнению учителей и депутатов, причина этой деградации школьников – низкая оплата труда педагогов и обширный круг дополнительных обязанностей.
Круг обязанностей учителей очень широк: они должны бдить за нравственным обликом своих учеников и днём и ночью, регулярно выходить на плановые и внеплановые субботники, участвовать в различных агитациях и многое-многое другое. Есть среди обязанностей педагогов и по-настоящему опасные для жизни. К примеру, так называемый всеобуч – акция по выявлению детей школьного возраста, не посещающих школу. Трижды в год учителя должны лично ходить по домам и проверять, все ли дети охвачены средним образованием.
– Был случай, когда учительницу, которая проводила перепись детей школьного возраста, пьяный мужчина затащил к себе в квартиру, она еле от него спаслась, – рассказывает председатель Алматинского филиала РОО учителей и преподавателей «Ар-Намыс» Ирина Смирнова.
Нередко на тех же учителей спускали собак в частном секторе, а сколько раз материли недовольные неурочным визитом граждане – и не сосчитать.
– Почему бы не занять этим всеобучем участковых? Им дают квартиру, машину. Это мужчина, в конце концов, – говорит Ирина Смирнова.
Но пока ни в Минобре, ни в акиматах к данному предложению педагогов не прислушались. А меж тем это ещё не все учительские беды. Буквально на прошлой неделе мажилисвумен Дарига Назарбаева подняла тему многочисленных проверок, мешающих учителям нормально работать:
– Управление образования проверяет школы 4 раза в год, СЭС – от двух до четырёх раз, ЧС – до трёх раз в год, прокуратура района и города – от двух до трёх раз, ДВД города – в начале и конце учебного года, финконтроль – по плану раз в три года, маслихат города – один раз в год, – перечислила часть проверок она.
В общем, проверяющие, по данным Дариги Назарбаевой, в школы приходят, как минимум, раз в неделю.
– Всё это породило в учительской среде горькую шутку: «Работаем ударно, хорошо бы ещё ученики под ногами не мешались!» – подытожила Дарига Назарбаева.
Всё бы ничего, учителя уже привыкли работать ударно и даже изловчились находить время на уроки. Ещё бы их труд достойно оплачивался. Низкая зарплата уже стала причиной ухода из профессии многих талантливых учителей. Те, кто остался, работают либо на энтузиазме, либо от безысходности.
– У нас нет учебно-методической базы, а программа не соответствует учебникам, особенно в этом году. Министр образования сказал, что это нормально, и мы должны сами искать материал. Но зачем тогда нужны учебники? – задаётся вопросом Ирина Смирнова.
В итоге идея с самостоятельным поиском информации на деле превратилась в дополнительную статью расходов для учителей:
– Каждому ученику учитель даёт лист А4, на котором напечатан материал, который он подобрал для урока. Там же – домашнее задание, правила и так далее. Ксерит учитель это всё за свои личные деньги, – рассказывает представительница «Ар-Намыс».
За свои же деньги учителя готовят многочисленные презентации, призванные сделать урок интереснее. Если так пойдёт и дальше, то удовольствие быть учителем смогут себе позволить только супруги и дети олигархов – слишком затратной становится профессия. Между тем на прошлой неделе депутаты мажилиса интересовались у министра образования РК тем, когда зарплата учителей будет пересмотрена.
– Этими вопросами занимается Министерство экономики и бюджетного планирования, – закрыл неудобную тему Аслан Саринжипов.
_____________________________________________________________________________________
ДЕТСКИЕ МОЗГИ - НЕ ПОМОЙКА
В школьном образовании за последние годы появилось много лишних предметов, считают учителя. Их количество продолжает расти в геометрической прогрессии, засоряя детские мозги. Несмотря на это, чиновники останавливаться не собираются.
Одним из таких предложений на неделе стало введение в школах предмета о половом воспитании. Аргументация вроде вполне резонная: современные дети вступают в интимные отношения в 14–16 лет, соответственно, рассказывать им о них нужно как можно раньше, на школьных занятиях. По мнению мажилисвумен Надежды Петуховой, новая дисциплина позволит избежать огромного количества ранних абортов, а также заражения ВИЧ: ведь молодые часто меняют партнёров, не задумываясь о последствиях.
– Я против, потому что догадываюсь, как всё будет происходить: кто из педагогов более-менее свободен, тому и дадут эту нагрузку, – делится мнением депутат Гульмира Исимбаева. – Сможет ли учитель говорить об этом так, чтобы не вызвать ухмылок подростков и ранний интерес к сексуальным отношениям? Добиться того, чтобы разговор шёл в нужном русле, и информация воспринималась правильно? Пора понять, что детские мозги – это не помойное ведро, куда можно сливать всё подряд!
По мнению Исимбаевой, рассказывать о такой щепетильной теме следует на уроках биологии или классных часах, но вводить специальный предмет – это перебор. Она также против урока религиоведения.
– У нас нет ни одного специалиста в школах по религиоведению. Получается, что такой сложный и щепетильный вопрос отдали учителям без подготовки, историкам. О чём они 45 минут говорят детям? Что они им в мозги вбивают? – вопрошает мажилисвумен.
Между тем в школах ещё много предметов, которые можно было бы объединить, либо вообще выкинуть из программы, уверена председатель РОО учителей и преподавателей «Ар-Намыс» Галия Амиртаева.
– Дети сегодня итак перегружены, а многие учебники написаны сложным и невоспринимаемым языком, – говорит она.
К разряду лишних она относит предмет самопознание, который сегодня преподаётся в школах. Говорить о нравственно-духовном воспитании можно было бы на уроках литературы и истории, считает депутат. Сейчас же данный предмет лишь «съедает» время других, более важных уроков. Среди обязательных к изучению, по её мнению, литература, история, математика, русский и казахский языки. Для разгрузки учеников можно объединить химию и физику, предлагает Галия Амиртаева, а географию совместить с историей.
Загруженность учеников часто ведёт к затяжной депрессии, рассказывает детский психолог Лимана Койшиева. Ведь кроме школьной программы многие родители грузят детей занятиями танцами, боевыми искусствами, шахматами и т. д. Как отмечает психолог, сегодня на приёме дети часто говорят слово «устал», они переутомляются и впадают в депрессию.
Из-за большой загруженности дети не успевают формироваться как личности, ведь они постоянно заняты, поясняет Койшиева. Кроме того, недостаток времени и внимания, уделяемого детям, многие родители стараются возместить айфонами и дорогими игрушками, но они уже не радуют школьников. К 30-ти годам эти люди становятся частыми посетителями психологов, их основные вопросы: в чём радость и смысл жизни? В чём заключается счастье? Часто они материально полностью обеспечены, но не могут почувствовать вкус жизни, рассказывает психолог. Она призывает родителей и чиновников не оставлять детей без детства, загружая их «на все 100».
КОММЕНТАРИЙ В ТЕМУ
Марат Башимов, директор Экспертного института европейского права и прав человека
Многие странные инициативы в парламенте появляются из-за незнания депутатами законов и Конституции своей страны, а также международных договоров, ратифицированных Республикой Казахстан. К примеру, Конвенции ООН о правах ребёнка. Согласно этим документам, все, не достигшие 18 лет, считаются детьми, то есть недееспособными. Теперь представьте, что дети, не способные отвечать за свои действия, женятся или выходят замуж в 14 лет. Ничего, что это противоречит всем перечисленным документам? Вообще-то в нашем Уголовном кодексе предусмотрено наказание за педофилию. Тогда о чём ведут речь депутаты парламента?
А несколько лет назад кто-то из них предложил ввести в Казахстане многожёнство. Я тогда сказал, что над нами весь мир смеяться будет. Мы же строим светское, правовое, демократическое государство. Словом, некоторым депутатам, плохо знакомым с правом, надо срочно заняться самообразованием, поучиться заочно. Надо хотя бы внимательно почитать Конституцию. В противном случае это обязательно скажется на законотворческом процессе, что мы и наблюдаем достаточно регулярно.
Источник: Мегаполис
Просмотров материала: 3 675