Команда профессионалов-единомышленников - залог успеха моллов «Апорт».
2020 год внес свои коррективы во все сферы жизни, в том числе и экономику. Для кого-то кризис оказался непреодолимым барьером, а кто-то, наоборот, несмотря на пандемию продолжает развитие своих проектов. Речь идет о локомотивах развития алматинской агломерации – первых в Казахстане крупнейших моллах "Апорт" на западе и востоке Алматы. О том, какие планы ставит команда "Апорт" на предстоящий год и когда будет построен второй молл на востоке Алматы, рассказал председатель Союза девелоперов торговой недвижимости РК, один из совладельцев моллов "Апорт", заместитель генерального директора по инвестициям и развитию группы компаний Eurasia RED Дмитрий Ревин.
Каким был 2020-й для крупнейшего молла в Казахстане?
– Молл "Апорт" на Райымбека, где наша команда за 13 лет при поддержке Халык банка реализовала три очереди, был признан лучшим проектом страны по версии International Property Awards и стал излюбленным местом отдыха и развлечений алматинских семей и гостей южной столицы. За этот период мы привели на рынок казахстанского ретейла свыше 50 международных торговых марок и поддержали десятки казахстанских брендов и ретейлеров, которые свои первые сетевые магазины в Казахстане открыли именно в нашем молле "Апорт". За это время мы стали не просто самым большим первым lifestyle-центром страны и Центральной Азии, но и настоящим драйвером развития целой алматинской агломерации, создав свыше 5000 рабочих мест. Сегодня западная часть Алматы, где построен первый суперрегиональный молл с концепцией Lifestyle, является по сути самым динамично развивающимся направлением. Вокруг молла возводится 1,5 млн кв. м жилья, активно развивается инфраструктура: улучшается транспортная доступность в связи с открытием 8 дорожных развязок и расширением проспекта Райымбека до 10 полос.
Весь год мы активно внедряли в жизнь молла "Апорт" много новшеств. Период вынужденных каникул дал нам возможность улучшить бизнес-процессы компании, провести капитальный ремонт всех систем жизнеобеспечения молла, обновить ряд магазинов, открыть новые форматы и уже узнаваемые бренды, разработать и внедрить мобильное приложение. Конечно же, активно занимались вопросом строительства нашего второго молла "Апорт" на востоке города, интерес к которому уже проявили свыше 300 наших арендаторов молла "Апорт" на Райымбека, подписав предварительные договоры об аренде или соглашения о намерениях открыть свои флагманские форматы. В их числе, например, Imax от Kinopark с самым большим экраном в странах СНГ и такие крупные компании, как Sulpak, Funky World и тд.
За 13 лет наша команда сталкивалась с несколькими кризисами и девальвациями, когда курс тенге снизился со 120 до 420 тенге за доллар, но впервые мы столкнулись с такой ситуацией, когда моллам и ТРК было запрещено работать в течение нескольких месяцев. Несмотря на такой вызов, нам удалось сохранить бизнес, привлечь ряд новых для рынка арендаторов и развивать нашу команду и проекты.
Я бы хотел отметить, что в прошедшем году мы не сокращали штат сотрудников молла "Апорт", а продолжали предоставлять конкурентную заработную плату и возможность развития перспективным сотрудникам.
Также в 2020 году при нашем активном участии был создан Союз девелоперов торговой недвижимости РК, объединивший свыше 20 ведущих девелоперов страны, с более чем 2 млн кв.м качественных торговых площадей: "Апорт", MEGA, "Керуен", Esentai Mall, Dostyk и Shymkent Plasa, "Хан Шатыр", АДК и другие.
После второго локдауна ТРЦ были открыты 17 августа с рядом существенных ограничений по работе арендаторов. При поддержке "Атамекена" и главного санитарного врача РК нашей командой совместно с арендаторами в августе и сентябре 2020 года были отработаны алгоритмы восстановления работы ряда закрытых в ТРК отраслей, в частности кинотеатров, фудкортов и развлекательных парков. В октябре 2020 нам удалось получить разрешение на работу ТРЦ в выходные дни (при запрете арендаторы теряли 40% оборота в месяц) и открыть кинотеатры, которые были закрыты с марта 2020. Нам удалось убедить санитарную службу в безопасности ТРЦ для наших посетителей – до сих пор с помощью 3D-счетчиков мы считаем количество посетителей в ТРЦ в режиме реального времени и можем контролировать количество гостей, чтобы избежать скоплений.
Повлияла ли пандемия на сегмент ретейла? Насколько сильно изменился потребительский спрос?
– Ряд наших арендаторов продолжили реализацию концепции omni-channel, в частности развивали сегмент онлайн-торговли. При этом на данном этапе развития розничной торговли я бы не стал переоценивать этот канал продаж, по крайней мере для арендаторов в тех отраслях и категориях, в которых работаем мы. И не только в Казахстане, но и во всем мире. Например, в 2019 доля онлайн-торговли в США была в районе 17%. В 2020-м этот показатель в США составил 22%, при этом в Америке 2,4 тыс. кв качественных торговых площадей на тысячу жителей, а в Алматы, для сравнения, этот показатель равен 370 кв. м качественных торговых площадей и доля онлайн торговли около 5%, а две трети товарооборота до сих пор проходит через неорганизованные форматы торговли.
На мой взгляд, нашим гостям больше нравится тратить деньги все-таки с чувством, с осознанием и пониманием того, за что ты платишь. В данном случае важно пощупать товар, почувствовать его запах, вживую увидеть результат. Казахстанским семьям с учетом ценностей и стиля жизни важно проводить время вместе – и такими объектами становятся моллы. Поэтому я уверен, что концепция lifestyle-молла "Апорт" в ближайшем будущем еще больше будет востребована нашими гостями для покупок, развлечений, питания, занятия спортом, времяпровождения, культурного обогащения и получения различных услуг.
Что касается изменений в потребительском спросе, то, конечно же, в этот период наши соотечественники стали более ответственно подходить к покупкам. Больше стали тратить деньги на продовольствие или иные товары первой необходимости. В частности, стоит отметить, что доля расходов домохозяйств на покупку продовольственных товаров за последние 5 лет увеличилась с 38% до 52%. При этом нельзя сказать, что средний чек заметно снизился, наоборот, у ряда лидеров в своих сегментах он вырос, но заметно, что покупки делаются более выборочно, поскольку реальный доход сократился и потребители делают меньше импульсных покупок. Люди ищут и сравнивают альтернативы. Самое важное, что молл "Апорт" c самого первого дня сфокусировался на лучших мировых брендах сегмента mass market, предлагающих качественные товары по самым доступным ценам и, что немаловажно, с отличным сервисом в современных форматах торговли.
Как кинотеатры и рестораны чувствуют себя сейчас?
– Мы рады, что при активной поддержке нашего союза с октября 2020 были открыты кинозалы, хоть и в ограниченном режиме с заполняемостью 30%, а рестораны – 50%. Мы предоставили возможность объектам общественного питания и ресторанам молла "Апорт" организовать доставку еды, в частности с помощью сервиса Chocofood. Также нами в 2020 была открыта самая большая "Пинта" в Казахстане, а также McDonalds с первым в Казахстане McCafe в составе фудкорта, которые уже по достоинству оценены нашими гостями.
Какие льготы и какую помощь вы оказывали и продолжаете оказывать своим арендаторам, партнерам?
– Мы делаем все, чтобы поддержать наших партнеров в это время, и будем продолжать это делать и в дальнейшем. В прошлом году мы оказали помощь нескольким сотням наших арендаторов на сумму свыше 2,7 млрд тенге, в частности предоставляли скидки в зависимости от экономики и финансовых показателей, не выставляли арендную плату в период локдауна, помогали совместными маркетинговыми активности и так далее.
Думаю, в прошлом году свою актуальность и современность в очередной раз подтвердил наш многолетний подход к арендной плате – он дифференцирован, то есть арендная плата состоит из минимальной фиксированной ставки и процента от товарооборота. И мы заинтересованы в том, чтобы наши партнеры были успешными. Такой подход помогает устанавливать нам долгосрочные партнерские отношения и избегать частой смены арендаторов даже в сложные периоды. Так, в 2020-м ротация арендаторов не превысила 7%. До 2020 данный показатель составлял 3-5% в год. Пандемия лишь ускорила исход ряда арендаторов, которые были неэффективны в последние годы. При этом на сегодняшний день наш первый молл "Апорт" на Райымбека заполнен на 97%, и ряд наших арендаторов являются лучшими по продажам на единицу площади в своих сетях именно в нашем молле.
Появились ли у молла "Апорт" за прошедший год новые бренды и партнеры?
– В 2020 году мы привели и открыли в нашем первом молле "Апорт" больше десятка новых интересных форматов на площади свыше 6 тыс. кв. м, таких как: Kimex, Yoyoso, BA shop, Happy shop, "Пинта", McDonald's с McCafe и т.д.
В декабре 2020 года открыли термальный бассейн на открытом воздухе в Miami Resort&SPA, обновили и расширили формат Sulpak, обновляем и расширяем магазин Kari, расширили формат Dress me, проводим обновление формата гипермаркета Magnum с увеличением, в частности, зоны кулинарии, планируем расширение Hawaii Fitness, строительство террасы для фудкорта к новому сезону и много другое.
Готовите ли в новом году акции и скидки для своих гостей?
– Как и в прошлые годы, мы активно работаем с клиентами, поощряя их различными подарками и сюрпризами. Например, с 2016 мы запустили акцию "Подарки за покупки", в частности, за покупки в Magnum на сумму от 5 тыс. тенге наши клиенты получают гарантированные призы в виде билетов в аквапарк, спа-центр и иные подарки от наших партнеров.
1 февраля стартовала новая система лояльности – мобильное приложение Aport Mall. Каждый покупатель сможет копить и обменивать бонусы на многочисленные подарки. В январе у нас успешно прошла акция "Платим за ваш шопинг", где мы каждую неделю разыгрывали по 200 тыс. тенге, выдавая победителям сертификат на озвученную сумму. 1 февраля стартовала очередная акция среди покупателей молла по розыгрышу 1 млн тенге. Для участия нужно совершить покупку с 1 по 14 февраля. Розыгрыш миллиона тенге состоится 14 февраля.
Уверен, что мы и дальше продолжим работать с гостями, поощряя и радуя их за походы в "Апорт" ценными подарками и призами в качестве нашей благодарности за выбор нашего молла.
Что по планам строительства второго молла "Апорт"?
– Наш второй молл "Апорт" на Кульдже на востоке Алматы мы прорабатываем уже много лет и приступили к фазе строительства с целью открыть этот проект в 2022 году, сразу после завершения строительства многоуровневой развязки аэропортовского кольца.
На 90% площадей уже подписаны соглашения о намерениях. При этом мы видим активно растущую популярность этого района – это направление активно застраивается крупнейшими строительными компаниями страны, в частности, в радиусе нескольких километров в настоящее время строится свыше 850 тыс. кв. м жилья. Наш прогноз, что центр нового Алматы в течение 10 лет будет именно здесь, в связи с хорошей экологией, транспортной доступностью и близостью к инфраструктуре города. Уверен, что появление нашего второго молла "Апорт" также благоприятно скажется на этой части города, и окажет такое же благотворное влияние на развитие восточной части алматинской агломерации, как и "Апорт" на Райымбека.
Чего ожидать от нового молла "Апорт"? Чем он сможет удивить алматинцев и гостей города?
– Первая очередь молла "Апорт" на востоке Алматы площадью 107 тыс. кв. м будет полностью отвечать нашей философии lifestyle-молла, где любой посетитель сможет найти все необходимое для жизни, развлечений, времяпровождения, решения различных бытовых вопросов, спорта и культурного обогащения. Как и в нашем первом молле, половину площадей молла "Апорт Кульджа" займет торговля, 35% – умный отдых, а остальные 15% – объекты общественного питания и услуги. Для гостей будут доступны 2,5 тыс. бесплатных парковочных мест.
Алматинцы и гости южной столицы смогут посетить крупнейший в СНГ кинотеатр Kinopark с системой Imax, воспользоваться флагманскими форматами наших фешен-якорей. Перекусить посетители смогут на большом фуд-молле "Апорта" с тремя концепциями: фаст-фуд, стрит-фуд и рестораны, включающие свыше 50 самых популярных заведений страны. Цены здесь будут самыми демократичными, а еда – вкусной и разнообразной по ассортименту.
В проекте запланирована и комфортная зеленая парковая зона для прогулок на улице.
Поделитесь планами на 2021.
– Строительство молла "Апорт" на Кульдже и трансформация молла "Апорт" на Райымбека; в этом году, в частности, мы заведем на рынок еще несколько новых популярных брендов.
Весной 2021 в молле "Апорт" на Райымбека ожидается открытие уникального гастрономического пространства – Aport Food Mall, который соберет в одном месте более 20 гастрономических концепций разных стран мира. Aport Food Mall расположится на площади более чем 4 тыс. кв. м и будет включать в себя широкий выбор кухонь, таких как: итальянская, восточная, японская, индийская, китайская, корейская, паназиатская, грузинская, мексиканская, турецкая, американская и другие.
Любимые гости молла смогут отведать блюда гастроэнтузиастов в таких ресторанчиках, как "Краснодарский парень", Yasuda Sushi, рестораны "Мейрам Групп" и многих других. Это место, где можно будет провести семейное мероприятие, посетить мастер-классы, поиграть с аниматорами или же повеселиться с друзьями на вечерниках с ведущими DJ Алматы и завораживающими шоу-программами.
Традиционно на территории молла пройдет большое количество культурных и арт-событий, к примеру, сейчас проходит конкурс среди стрит-арт-художников с призовым фондом 1 миллион тенге, подробнее о нем можно узнать у нас на официальном сайте.
Больших сюрпризов стоит ожидать нашим гостям и в сентябре 2021, когда нам исполнится 12 лет – красивая дата.
В заключение хотел пожелать прежде всего всей нашей команде и нашим партнерам здоровья, неиссякаемого желания изменить мир вокруг к лучшему и море энергии для развития всей алматинской агломерации в XXI веке.
Автор: Руководитель pr-службы молла «Апорт», Юрий Красильников.
Просмотров материала: 548