В ЕНУ имени Л. Гумилева 5 июня на расширенном заседании Межведомственной рабочей группы по изучению национальной истории выступил с докладом Госсекретарь РК Марат Тажин. Перед приглашенными представителями министерств и ведомств остро был поднят вопрос необходимости глубокого исследования прошлого Казахстана.
Как стало понятно из публикаций в центральной официальной печати, необходимость более глубокого изучения национальной истории вызвана вступлением Казахстана в новый этап своей независимого развития, появлением новых методов познания и новой ролью исторической науки.
Не являясь собственно историком, все же хочу поделиться с читателями «МАТРИЦА.KZ» своим любительским, если хотите, даже обывательским, мнением. Потребность в более глубоком и более объективном изучении национальной истории, на мой взгляд, существует давно, особенно ее древней части – менее всего известной и потому особенно интересней. Конечно, многое предстоит исследовать и уточнить из периодов присоединения к Российской империи и советского прошлого. А то, что история народов Страны Советов определенным образом «подправлена», чувствовалось и понималось всегда. Были какие-то недомолвки, нестыковки и «темные пятна», которые сейчас просто так все и не упомнишь.
Вот случай из личной жизни. Осенью 1981 года во время экскурсии по музею-панораме «Бородинская битва» для иногородних ребят-слушателей тогда еще засекреченной Высшей школы КГБ СССР я вдруг увидел на грандиозной картине среди запечатленных участников великого сражения всадников с азиатскими чертами лица и в национальных одеждах. Задаю вопрос экскурсоводу и получаю ошарашивающий ответ: оказывается для участия в Бородинском сражении против войск Наполеона казахские и прочие национальные правители регионов Российской империи направляли конные отряды. На вопрос «а почему в учебниках истории этого не написано?» точного ответа не получил. Так рождались большие вопросы и интерес к прошлому…
Я согласен, что наступило время начинать переосмысливать, изучать и, обязательно, доказывать подлинную историю казахского народа и всего Казахстана. Немного даже представляю, как это будет серьезно и сложно, ведь вопрос подлинности истории во все времена для стран и народов являлся в большей или меньшей степени политическим, т.к. помогал многим нечестным политикам и политическим группам приходить к власти и удерживать ее.
Возможно, что в условиях степной или современной демократии сложно фальсифицировать историю, как это было, к примеру, в сталинские времена, когда быстро предавались забвению известные имена, искажались события и умалчивались их причины. Да и сейчас легко и быстро забывается хорошее прошлое и не только, подчеркиваю, не только в национальных постсоветских республиках, но и в многонациональной и многострадальной России. Но мы все только выходим из советской жизни и находимся в начале пути к новому этапу истории, отсюда у нас будут проблемы роста – выдумки, фантазии, обиды и капризы.
Вот поэтому для исследования истории важно иметь отличных профессионалов, хороший материал из архивов или исторических раскопок, использовать современные методики исследований. Но и еще также важно иметь смелость выходить на открытую дискуссию и отстаивать свою точку зрения. Тем не менее, считаю, что такая дискуссия не должна происходить сугубо в рамках суверенных границ Казахстана, так сказать небольшим «междусобойчиком» высоколобых единиц. Она должна иметь больший масштаб, находить подтверждение не только на постсоветском, но и, конечно, мировом пространстве. И вот почему я так считаю.
Во-первых, надо честно признать, что внутри Казахстана подобные дискуссии могут быстро превратиться в «большой базар». Где все будут недовольны – казахи (нагыз и шала), русские и русскоязычные, патриоты, нацпаты, оппозиционеры и т.д. и т.п. При этом в итоге «историческая правота», как во всякой большой семье, останется за «старшим», более сильным, но не за «младшими» и, тем более, пасынками. А подобные «роли» всегда кто-то исполняет в народе, стране.
Во-вторых, дискуссия на международном уровне естественным образом будет шлифовать только самые лучшие, сильные и более объективные версии и научный потенциал. Одновременно страхуя от традиционного навязывания «фишек и жупелов» текущей казахстанской и российской политики.
В-третьих, как бы ни чванились политики, патриоты и ученые в Казахстане и России, все мы представляем хоть частичку, но общей Евразийской территории. И если в каких-то ее частях уже официально чевствуются даты 1500-2000–летней истории, нелогично отказывать в подобном остальным территориям.
И тут важно не просто упорно доказывать и переубеждать ученое сообщество России в правде истории (в Москве и Санкт-Петербурге все давно известно), а в геополитической необходимости выработать единый взгляд на нее.
Помню, как почти сразу после моего поступления в ВУЗ перед огромной аудиторией младшекурсников выступил Юлиан Семенов. Мэтр советской литературы признавал, что истории стран всегда подвергаются изменениям в политических интересах, поэтому они содержат не только белые пятна, но и большие секреты. Насколько помниться, смысл его слов сводился к тому, что секреты спецслужб можно раскрыть пусть через 50 лет, а вот некоторые исторические секреты нельзя просто так раскрывать и через 100, и 200, и 500 лет, т.к. они могут ввергнуть общество в массовый психоз. Ю.Семенов даже привел какие-то примеры по закрытой истории России. Много стерлось, но это помню – про возможность отравления Петра I.
Мы понимали, что это выступление, как и другие встречи с известными людьми, носили воспитательный характер. В частности, интереснейшее выступление Ю.Семенова приучало нас, будущих разведчиков и контрразведчиков, психологически «выдерживать и переваривать» любые секреты.
Больше всего из высказываний легендарного писателя запомнил, что история СССР есть продолжение истории Российской империи, а она, в свою очередь, продолжение истории Золотой Орды, что шокировало нас, «молодых и умных». Это выступление я пронес через все годы профессиональной карьеры, что помогало мягче и лучше воспринимать происходящее.
Просмотров материала: 2 501