Шоком называли отечественные банкиры и эксперты одномоментный 20%-тный обвал курса национальной валюты, инициированный Национальным банком РК. При этом они считают, что падение оказалось слишком сильным, а реальная инфляция в стране теперь вырастет, как минимум, до 15-20%.
Прошло ровно пять лет с момента последней девальвации, совершенной Нацбанком во главе с Григорием Марченко, и вот она случилась снова. Только теперь на спусковой курок нажал Кайрат Келимбетов, который до этого момента выгодно отличался от своего слишком вычурного предшественника.
Но внешность обманчива и г-н Келимбетов это успешно оказал, обесценив тенге, а вместе с ним накопления одних граждан и вогнал в колею долгов других, в том числе и бизнес. Если еще вчера тенге держался на уровне 155 за доллар, то больше такого нам не видать и его новая стоимость в среднесрочной перспективе составит 185, плюс-минус 3 тенге.
«Во-первых, Экономика Казахстана тесно интегрирована в глобальную экономику, и наш Нацбанк не может не учитывать ситуацию на мировых финансовых и товарных рынках. 22 валюты развивающихся стран ослабевают по отношению к доллару. На фоне неопределенности дальнейшего развития мировой экономики усилилась волатильность на мировых финансовых и товарных рынках», – попытался оправдаться перед страной во время экстренной-пресс-конференции в Нацбанке его глава.
Во-вторых, сохраняется неопределенность относительно обменного курса российского рубля. В-третьих, зафиксирован рост импорта, главным образом потребительских товаров, что негативно отражается на состоянии платежного баланса страны, продолжил он. Ну и в-четвертых, в Казахстане существовали это высокие девальвационные ожидания, в связи с чем усиливались спекуляции по валюте на рынке. И вот для того, чтобы бороться с ростом стоимости доллара на этом фоне, регулятор был вынужден осуществлять интервенции на валютном рынке, сказал Келимбетов.
При этом банкир как бы вскользь заметил, что для обеспечения экономического роста в стране, которого потребовал от Нацбанка президент страны в своем Послании, на уровне 6-7% провести девальвацию было необходимо.
Таким образом, уверен банкир, отечественные товары становятся конкурентоспособными в сравнении с российскими и белорусскими и наш импорт на их рынке вырастет.
Кроме этого, продолжил Келимбетов, необходимо создать условия для развития трудоемких производств в Казахстане – легкой промышленности, переработки, машиностроения. Все эти меры вместе создадут базовые предпосылки для снижения инфляции до 3-4% в среднесрочной перспективе и поддержания конкурентоспособности экономики страны.
"Все это вводится для вашего же блага, – сказал Келимбетов. – Ситуация на мировых рынках постоянно меняется. Очень пессимистически прогнозы по развитию экономик наших основных партнеров – ЕС, Китая и России. Поэтому мы не можем застыть и удерживать курс тенге".
Чтобы сообщить журналистам хоть какую-то хорошую новость, он пообещал, что в обменных пунктах отклонение от курса доллара может быть 2 тенге. Ну а если больше, то их владельцев ждут карательные санкции, вплоть до отзыва лицензии.
Экспортеры в шоколаде
Действия Нацбанка стали кривым отражением политики Центробанка России, который больше не намерен контролировать ситуацию с рублем. Во-первых, это наш основной торговый внешний партнер, валюта которого плавно слабела весь прошлый года, а значит для Казахстана сохранение сильных позиций тенге обернулось бы большими убытками, считает бывший заместитель председателя правления компании Seven rivers capital Сергей Плисак из стран. Во-вторых, девальвация была способом предотвратить истощение золото-валютных резервов (ЗВР) страны. Слишком дорого обходилось сохранение стабильности курса тенге, добавил он.
«То, что Келимбетов лукавил, еще неделю назад убеждая всех в стойкости курса тенге, понимали все. И девальвация действительно поможет, но вот кому?» - сказал Сергей Плисак. Конечно же, экспортерам, уверен он.
Цены на нефть на уровне 107 долларов за баррель, на металлы тоже на хорошем уровне, то есть доходы у них высокие, зато после обвала курса тенге, они как минимум серьезно сэкономят на уплате налогов. Ведь как раз сейчас идет налоговый период, напомнил он. И как удачно все сложилось для того же «КазМунайГаза».
«В первую очередь, очень сильно от девальвации потеряло население, имеющее долларовые кредиты. Во вторую очередь потеряют банки. Сейчас их клиенты со страху начнут переводить теньговые депозиты в долларовые, теряя на этом, либо же начнут снимать нацвалюту с депозитов, переводить в доллары и держать под матрацем, ожидая дальнейшего колебания курса и имея таким образом возможность реагировать. И тут тоже потери», - рассудил Сергей Плисак.
Никакие клятвы регулятора о том, что новый курс в среднесрочной перспективе не вырастет, никого не успокоят. Одномоментная 20%-ная девальвация сильно подорвала доверие к Нацбанку, добавил он. В общем же, по мнению нашего собеседника, регулятор сильно «уронил» стоимость нацвалюты, а ее равновесная стоимость должна составлять 170-175 тенге за доллар.
«Как бы то ни было, ясно, что курс должен формироваться рыночным способом, не важно укрепляется он или ослабляется, как сейчас это есть в России. И, как правило, такая схема не допускает одномоментных обвалов. Когда же такие решения принимает государство, то это уже искусственный процесс и который больно бьет по самым беззащитным — населению», - резюмировал Сергей Плисак.
Нацбанк должен был дать шанс физлицам
Никто среди банкиров не верил, что Казахстан постигнет резкая девальвация, рассказал в свою очередь глава одного из отечественных БВУ, пожелавший остаться неназванным.
«Сейчас все мы, как и страна в целом, находимся в шоковом состоянии. После 2009 года стало понятно, как больно девальвация бьет по населению. И никто не ждал, что спустя всего пять лет произойдет тоже самое», - пояснил он.
Самая первая девальвация состоялась в Казахстане в апреле 1999 года, когда тенге рухнул с 83,8 до 117 за доллар. Но тогда государство всем держателям теньговых депозитов, которые не снимали их со счетов в течение полугода, покрыло потери, напомнил наш спикер. Понятно, что и тогда это было сложно для бизнеса, но, по крайней мере, физические лица не пострадали, сделал оговорку он.
Когда спустя 11 лет случилась вторая девальвация и она совпала с приходом Марченко в Нацбанк было понятно, что ее необходимость действительно назрела — экономика была в упадке. Нынешняя третья одномоментная девальвация почти убивает покупательскую способность населения, уверен аноним. Люди, копившие на жилье, на учебу и т. д., сейчас понесли колоссальные убытки. Очень много потеряли бизнесмены, которые имеют контракты на поставку товаров в иностранной валюте, перечислил банкир.
«Мне позвонил мой друг, крупный бизнесмен, и сказал, что сегодня потерял 300 миллионов тенге. Честно скажу, в нашей банкирской среде все на 98% были уверены, что вот так резко курс не обрушат. Максимум мы ожидали, что плавное падение продолжится», - признался он.
С точки зрения заботы о населении, учитывая нынешнюю сложную ситуацию в экономике, до того как проводить девальвацию Нацбанк должен был разрешить хотя бы физическим лицам, имеющим теньговые депозиты в банках, перевести какую-то их часть в доллары.
«Нельзя вот так «кидать» население для того, чтобы спасти пару миллиардов ЗВР. Мне вообще не понятно, откуда взялся уровень 185 тенге за доллар. Максимум что можно было допустить — 165», - с возмущением рассудил банкир.
Между тем, процесс финансовых потерь у банков уже запущен. Если осенью, после летних шатаний курса тенге, их клиенты расслабились и понемногу стали переводить депозиты в нацвалюту, то в первый же день нынешней девальвации они начали «переворачиваться» в доллары и уже завтра, послезавтра это перерастет в массовый психоз, уверен он. А это значит, что банки будут вынуждены предлагать кредиты только в долларах.
«А кто их сейчас возьмет? Зарплаты у нас по большей части выплачиваются в том самом рухнувшем тенге. А когда кредитование экономики, к которому совсем недавно призывал сам же Келимбетов, тормозится, то ее рост, которого наказал достичь президент в послании, прекращается», - сказал наш собеседник.
Получается, что Нацбанк не только осложнил жизнь населению, банкам и бизнесу, но и сам себе же наступил на хвост, рассудил банкир. И вот теперь инфляция в Казахстане взлетит сразу до 20%, подытожил он.
Тенге обвалили, чтобы доллар не утек
У Казахстана не было возможности избежать резкой девальвации, которая является самым простым для финансовых властей способом поддержать экономику, считает глава другого отечественного банка.
«Дела в экономике ведь за два дня не исправишь, это занятие в принципе требует мозгов и хорошей работы. И де-факто нынешняя девальвация - это признание руководством страны своей неспособности развивать ее умными способами», - пояснил он свою позицию.
В последнее время из Казахстана было вывезено много долларовой ликвидности, потому как российские и белорусские компании, работающие на нашем рынке, сливали заработанные тенге, с которыми на их рынках делать нечего, и покупали на них американскую валюту.
«Официальная статистика этого не показала, но поверьте, те сделки, которые проходили за балансом биржи, были очень объемными», - отметил банкир.
Что же касается обещаний Келимбетова о том, что обвал курса тенге поможет тормознуть инфляцию, то это откровенная ложь, продолжил аноним. Вернее официальные цифры будут, конечно же, низкими, как и заказал президент.
«Если же смотреть на реальную инфляцию, то скачек будет еще больше, чем до девальвации — как минимум 15-20%. Уже совсем скоро мы увидим, что, например, любой чайник, который раньше стоил 3 тысячи тенге, «вырастет» в цене до 4 тысяч тенге и более», - сказал банкир.
Расчетный эквивалент эффективности любого производства рассчитывается в основной валюте, а это доллар. Поэтому те же китайские производители, обеспечивают казахстанский рынок своими товарами, рентабельность своего производства считают в долларах, пояснил он. Кстати, то что в сложившейся ситуации выиграли сырьевые компании, такие как «Казахмыс», ENRC, «КазМунайГаз», ни у кого не вызывает сомнений, отметил банкир.
- Пострадало только население, которое доверяло экономике, которое хранило деньги в тенге, и сейчас депозитная масса сильно потеряла в весе. Но когда на кону стоит потеря ЗВР, которые шли на поддержание курса тенге, и потеря денег населения, понятно, что первого никто не допустит, - сказал он.
Что касается нынешней стоимости тенге, то она несправедливо низкая, считает аноним, курс должен быть на уровне 170. Нацбанк одним махом обвалил валюту, скорее всего, потому, что рубль продолжит свое падение и в этом случае регулятору не придется дополнительно девальвировать тенге еще раз, рассудил аноним. Кроме того, потом можно будет сделать «даунсайт» и показать, что дела в экономике улучшились и тенге укрепляется. Однако, если это и случится, то в лучшем случае в конце нынешнего года, резюмировал он.
Ирина Слободская, Матрица.kz
Просмотров материала: 4 040