Тема голодомора и нового дизайна тенге на ушедшей неделе можно сказать, стали лейтмотивом казахоязычной прессы. Возможно, борцов за восстановление исторической справедливости вдохновили депутаты Украины, где накануне вспоминали голод 30-х годов прошлого столетия. В 2006 году Верховная Рада признала Голодомор как геноцид украинского народа, а также вечный поиск во всем ущемления национальных интересов.
Неожиданно тема голодомора вновь обрела актуальность на страницах казахских СМИ, вроде день политических репрессий и памяти жертв голодомора отмечается в последний день мая, до которого еще далеко. Хотя такое понятие как инфоповод, как правило, для казахской прессы не имеет особого значения, тем более в ней есть «вечные темы», которые никак не привязаны ни к событиям, ни к злобе дня. И тема голодомора относится к разряду таких.
Вдруг обидятся и дружить перестанут?
Например, на сайте радио Азаттык появилось интервью историка Досалы Салкынбека, в котором он заявляет, что политическую оценку тем дням, власть не дает, потому что оглядывается на Россию и «боится ее обидеть».
- Обидно то, что, несмотря на такое количество погибших от голода людей, наше правительство до сих пор хранит молчание. Также правительством не проводится никаких мероприятий. Единственное, два года назад в Астане был открыт памятник жертвам Голода. У этого дела есть своя большая политическая подоплека: как бы не обидеть своего стратегического соседа – Россию. Если мы на самом деле голод объявим геноцидом, совершенным против казахского народа, должен быть ответчик за геноцид. Ответчик – Советский Союз того периода. Россия назвала себя правопреемником Советского Союза, наследующим все его имущество за рубежом. В таком случае единственным ответчиком за геноцид, который прошелся по казахским степям в 1930-е годы, должна стать Россия. Из-за боязни прервать или испортить отношения с Россией, мы не можем переступить через свою психологию, не решаемся сказать об этом, - говорит историк, отвечая на вопрос журналиста о причинах, почему так происходит.
По мнению Досалы Салкынбека, на политическую оценку голодомора, нынешние власти Казахстана решатся не скоро.
- Не думаю, что политическая оценка будет дана в ближайшее время. Потому что, когда Украина подняла этот вопрос в Европарламенте, между ней и Россией какое-то время была размолвка. Но Россия – наш большой сосед. Казахстан не пойдет ни на какие действия, которые могут привести к охлаждению отношений с большим соседом, - считает он.
За тенге обидно, слушай!
«Национальная валюта – честь нации» так называется небольшая заметка, вышедшая в газете «Халық сөзі», посвященная дизайну новой 20-тысячной купюры тенге. Ее автор, некто Ж. Аким остался доволен лицевой стороной банкноты, но обратная, его видимо, сильно расстроила.
Птица, это наверное, голубь, как Казахстан, который избавился от тягостных уз, и устремился в открытый мир. Но, когда увидел изображение девушки нетитульной национальности на обратной стороне нового тенге, немного растерялся. Может, это любимая женщина бывшего главы Нацбанка Григория Марченко, ведь дизайн купюры разрабатывался еще при нем? А может, это намек, на то, что славянская женщина, это Россия, которая хочет держать нас всегда под контролем? – задается вопросами автор, по-своему интерпретируя творчество разработчиков нацвалюты, которая скоро войдет в оборот.
В свою очередь автор делится своим видением дизайна купюры.
Неужели было бы лишним изображение казахской ана (матери-авт.), которая в белом платке выпускает из рук голубя? Тенге – это доказательство нашей независимости. Но нужна ли нам такая купюра, которая извращает историю и оказывает отрицательное влияние на сознание потомков? – снова вопрошает автор статьи.
Похоже, его больше волнуют картинки на 20-тысячной тенге, нежели вопрос, «а собственно зачем нужно было выпускать купюру таким большим номиналом, не следствие ли это инфляции». Но, к сожалению, в казахской прессе практически нет аналитических материалов не только на финансовые или экономические темы, но даже на общественно-политическую тематику.
Космонавты тоже люди
На портале maidan.kz неожиданно всплыл первый казахский космонавт Тохтар Аубакиров, сошедший с политической орбиты несколько лет назад и оказавшийся в «открытом космосе». В небольшом интервью журналиста Назиры Байырбек, он рассказывает о страхах космонавтов и об автомобиле, который сделан собственными руками.
До полета в космос, я ведь был летчиком–испытателем. Перед каждым испытанием, ты не знаешь, вернешься обратно или нет каждый раз прощаешься с семьей. А полет в космос, это еще более тяжелое испытание. Конечно, бояться нельзя, а если боишься, лучше не лететь. В первый раз, до того, как я сел в ракету, ничего особого не почувствовал. Но когда уже закрыли люк, я понял, назад пути нет, и появилось волнение. Действительно, возникает чувство растерянности. В эти моменты, могло повыситься давление, участится сердцебиение, ведь испытываешь разные чувства. Но, когда дали команду «старт», я собрался. А наблюдатели, оказывается, замеряли мое давление в этот момент, давление было 120 на 70, а сердцебиение 68 ударов в минуту. И они удивились, «это не человек, а машина», были и такие высказывания, оказывается, - делится космонавт вполне человеческими впечатлениями.
Далее Токтар Аубакиров рассказывает о своих увлечениях.
Дома все делаю сам, даже электрика и сантехника ни разу не вызывал. Все у меня работает как часы, кто-то не любит этим заниматься, а я сам все проектирую и делаю своими руками. У меня есть моторные сани, их электроника вообще особенная. У меня даже есть автомобиль, собранный лично самим. В нем есть все: место, где можно помыться, кухня, спальня. В ней можно установить любую температуру, какую пожелаешь. Стены и полы теплые. Наверное, на международных выставках, машина эта получила бы призы. Она как гостиница, я выезжаю на ней, когда с друзьями ездим на охоту. И я бы ее ни за какие деньги не продал бы, она мне очень дорога, ведь каждый болт в ней прикручен лично мной, - говорит космонавт, которого в народе прозвали настоящим казахским батыром.
В интервью также говорится о мечтах космонавта, о чувствах человека, который видит землю из космоса, но ни слова про нынешнюю жизнь Аубакирова, чем он занимается, участвует ли как-то в общественно-политической жизни страны, после того, как покинул некогда оппозиционную партию ОСДП.
Какой я тебе Баке?!
Спикер мажилиса Нурлан Нигматулин, который запретил обращаться к депутатам баке, маке, должен попросить прощения у казахского народа, заявил в своей статье «Ужасная новость от Н. Нигматулина» писатель Мырзан Кенжебай, которая вышла на портале Ult.kz.
Напомним, недавно депутаты потребовали «отставить фамильярность» и не обращаться к ним баке и маке.
У меня просьба к вам: комплиментарность в нашем национальном стиле оставьте для застолий - маке, баке, - сказал Нигматулин, обращаясь к министру экономики и бюджетного планирования Ерболату Досаеву, который отвечал в Мажилисе Парламента на вопросы депутатов. При этом спикер нижней палаты парламента попросил министра обращаться к парламентариям по имени и отчеству.
Это казахский парламент, и Нигматулин не имеет никакого права запрещать общаться в национальных традициях! Это можно расценивать как унижение. Приведу только один пример, в Узбекистане, где в погранучилище учился один мой родственник, рассказывал, что генерал-лейтенант, глава учебного заведения назвал офицеров сардарами на узбекском. А наши полицейские до сих пор отдают команды на русском, - возмущается автор статьи.
По его словам, на эти темы казахское сообщество журналистов и писателей постоянно пишет, но никто не обращает на них внимания.
Оказывается, вот она, где собака зарыта. Все дело в том, что у нас во власти сидят одни космополиты, нигилисты, полиглоты, европеизированные и обрусевшие. Теперь стало понятно, что они против того, чтобы казахи стали истинными хозяевами этой земли. Но уже поздно, сегодня во власти сидят те, кто не избавился от влияния царской России, коммунистической России, и проводят ее политику, - делает вывод господин Кенжебай. – Мы тут переживаем, что за 22 года независимости не смогли вернуть язык, национальные традиции, а Нигматулин, который не имеет познаний ни в казахской литературе, ни в науке, стал в один предводителем народных избранников и запрещает общаться в национальных традициях, где Маке, Саке это уважительная форма обращения.
Писатель также возмущен, что никто из депутатов не смог возразить спикеру.
Это форменное унижение, и никто из казахов не сказал ни слова в ответ. Кто же вас туда пустил в парламент? Конечно, от депутатов-русских нечего было и ожидать, что они что-то скажут. Им этого и надо. Им это нравится, чтобы друг друга все называли на русский лад Дария Кояновна, Нурлжалтак Базарбаевич, Оралман Кайыршиевич и так далее. И вообще, весь корень зла в том, что парламент изначально назвали парламентом от французского слова парле-говорить. А сенатом называли в древнем Риме руководство страны. Могли ведь парламент назвать по-казахски? Ведь есть же Рада, Кенеш, Кнессет, Дума…Все это от того, наверное, что в этих странах президенты свои доклады, Послания делают только на своих родных языках. Мы все говорим про то, чтобы перевести делопроизводство на казахский язык, а господин Нигматулин запре щает казахам обращаться к друг другу в национальных традициях. Он не имеет на это никакого права! Не имеет права возглавлять и парламент. А если никто не может ему в парламенте этого сказать, то пришло время поставить вопрос ребром, что же за депутаты такие у нас?! Наверное, нет в мире другой страны назвавшей себя на русский лад «Казахстаном». Мы тут все говорим, «проснись, казах», но оказывается, у нас полно тех, кто все время отправляет нас в глубокую спячку, - завершает автор удивительными «открытиями» свой материал.
Асыл РАХМЕТОВА, Матрица.kz
Просмотров материала: 9 742