"Попал в руки проект Постановления Правительства, которым хотят изменить механизм распределения денег на науку, сделать его менее прозрачным для общества и более подконтрольным для чиновников. В чем суть?
Пару лет назад звучала жесткая критика в отмывании научных денег. Почти 90% средств уходили на финансирование исследований, которые не внедряются в производство. Наука ради науки. Счетный комитет выявил серьезнейшие нарушения. Десятки институтов получали миллиарды тенге, которые тратились на переписывание ненужных статей и амбиции руководителей. Посадили парочку чиновников от науки. Из-за жесткой критики Президента в неэффективности Правительство пошло на реформы.
Как известно, распределением научных грантов в рамках грантового и программно-целевого финансирования в Казахстане занимаются непосредственно ННС - национальные научные советы - это такие комиссии, решение которых определяет кому сколько миллионов дать и на что. Состав, которых определяется Правительством.
Так как критика была в том, что наука далека от запросов реального сектора, решили как минимум 50% состава ННС формировать из представителей бизнеса.
Конечно, коррупционерам от науки не очень этого и хотелось - ведь обществу станут известны обычно скрытые от глаз "схемы" увода денег. И они не ошиблись. Первые же заседания прошедшие в прошлом году вскрыли серьезные проблемы. Скандалы с распределением бюджетных денег стали известным многим гражданам. Ведь бизнес, впервые представленный в ННС, не желал скрывать проблему и начал выступать критично.
Приведу один пример из жизни ННС по направлению "Информационные и телекоммуникационные технологии" во главе с его председателем Максатом Калимолдаевым, который также является первым руководителем Института информационных и вычислительных технологий.
Как сообщает портал Информбюро: "Проекты его института получили самую большую долю, 23,5%, или 1,38 млрд тенге от общего финансирования, причём получили финансирование даже проекты с низкими баллами (19, 20, 21 балл из 36 возможных). Таким образом, один институт получил четверть всего выделенного финансирования по целому направлению".
И таких примеров много.
Сор неожиданно вынесли из научной избы. Десятки публикаций в СМИ , письма в Правительство и Президенту.
И что придумали изменить в работе ННС?
Наказали директора института?
Нет.
Вернули деньги в бюджет?
Нет.
Открыли всю информацию кому попали миллиарды тенге, что бы общество знало к кому ушли наши бюджетные деньги?
Тоже нет.
Решили просто - из ННС убрать представителей бизнеса, благодаря которым, по мнению организаторов, произошла утечка информации. Ведь и раньше так делили деньги, по тихому, всем сестрам по серьгам, и хорошо жили. Всем хватало - и чиновникам и воротилам от науки.
Изменения решили провести максимально незаметно. В проекте Постановления Правительства, который почему-то решили принять во время отпусков, есть много не концептуальных изменений. Но есть среди них и самый важный пункт ради которого наверное все затевалось.
Ранее в тексте было так - "НЕ МЕНЕЕ" 50% состава Советов должны быть от бизнеса и представителей отраслевых ассоциаций. Это была когда то реформаторская новация, которым много хвалилось Правительство! Так и заявляли - теперь наука готова в открытую сотрудничать с бизнесом. Каждый тенге должен был пойти в реальную экономику , пройдя открытое обсуждение разных экспертов, в том числе от отраслевых ассоциаций. Видимо открытость вышла боком ....
Теперь почти то же самое, кроме одного слова "НЕ БОЛЕЕ" 50%.
Что в результате получилось? Если примут это Постановление, то из состава ННС могут полностью убрать представителей частного сектора. Или оставить только кучку самых лояльных.
Как объясняют? Якобы представители отраслевых ассоциаций не ходят на заседание. Просто так голословно и заявляют. На самом деле таких подтвержденных фактов нет. Наоборот есть случаи когда заседания пытались проводить наспех, не сообщив заранее.
И еще одно хитроумное "нововведение". Голосование проводить теперь хотят только открытое, а не тайное как раньше. Для представителей институтов и госорганов это значит "будешь голосовать как мы тебе приказали".
И это идет на контроль чиновников-распределителей...
Что потеряет наука? Деньги на внедрение, которых и так мизер , всего 0,17% от ВВП пойдут на "изобретения", которые уйдут на полку. Из науки уйдет перспективная молодежь. Ведь и они страдают от такой "серой" модели отбора проектов. Руководители институтов, "пробивших" финансирование как правило деньги отдают своим приближенным. Молодежи только остается как нынешней зимой заявить о своем уходе из институтов. Ну а Президентам академий это только на руку.
Пострадает бизнес и реальная экономика. Не смогут на достаточном уровне финансировать новые разработки для внедрение в производство. Значит терять свои рынки сбыта.
Пострадает общество. Там где нет спроса на инновации, нет спроса и на умных людей. Страну в массовом начнут покидать умная молодежь и специалисты.
Правительство остановись. Останови коррупционеров, не иди на поводу у кучки пригревшихся на грантах руководителей. Останови поток умных людей уезжающих из страны.
Недавно члены Специальной Мониторинговой группы при Агентстве по делам Государственной службы и противодействия коррупции во главе с Айгуль Соловьевой с участием Рахима Ошакбаева, Галыма Байтука и Мусагали Дуамбекова на внеочередном заседании обсуждали проблему непрозрачности распределения средств на науку. Обратились к председателю Агентства Алику Шпекбаеву создать общественную комиссию по изучению коррупционных рисков в этой сфере.
К сожалению пока мы собирались сделать эту работу более прозрачной, Правительство как оказалось готовит документ, отбрасывающий эту сферу далеко назад".
Мурат Абенов, Председатель Национальной палаты образования и инноваций "SERPIN" , член Специальной мониторинговой группы Агентства по делам госслужбы и противодействия коррупции
Источник: facebook
Автор: Мурат Абенов -
Просмотров материала: 2 536