Национальный банк Республики Казахстан сообщает, что в случае нарушения Ваших прав, Вы вправе обратиться:
в Национальный Банк Республики Казахстан:
* письменно по адресу: 050000, г.Алматы, ул.Айтеке би, 67,
* e-mail: info@kzp.nationalbank.kz;
* в Общественную приемную Национального Банка за получением правовой помощи по адресу: г.Алматы, ул.Айтеке би, 67,
* телефон для справок 7(727)2619213, 7(727) 2788104 вн.2061;
* в раздел «Защита прав потребителей финансовых услуг» мобильного приложения «НБК «Online», являющегося своего рода мобильной версией Общественной приемной Национального Банка (Мобильное приложение «НБК «Online» доступно для скачивания на государственном и русском языках в магазинах AppStore и PlayMarket);
* в филиалы Национального Банка (по адресам, указанным на сайте Национального Банка www.nationalbank.kz, в разделе Защита прав потребителей финансовых услуг (http://www.nationalbank.kz/?docid=1374&switch=russian);
* к банковскому омбудсману, осуществляющему урегулирование разногласий, возникающих из договора ипотечного займа, между банком и заемщиком - физическим лицом с целью достижения согласия об удовлетворении прав и охраняемых законом интересов заемщика и банка, организации, осуществляющей отдельные виды банковских операций.
Реквизиты банковского омбудсмана:
* 050000, г.Алматы, пр. Н. Назарбаева, 175, оф. 302
* Телефоны: +7 (727) 261-22-16, +7 (727) 983-30-16, +7 (708) 983-30-16,
Тел/факс: 7(727) 2500 344
* е-mail: office@bank-ombudsman.kz
* Сайт: www.bank-ombudsman.kz
Национальный банк сообщает, что в соответствии с пунктом 5 статьи 14 Закона реестр микрофинансовых организаций, прошедших учетную регистрацию, размещается на Интернет-ресурсе уполномоченного органа.
Ознакомиться с реестром микрофинансовых организации Вы можете на официальном сайте Национального Банка www.nationalbank.kz по следующему адресу: Реестр разрешений и уведомлений → Разрешения → Учетная регистрация микрофинансовых организаций.
При этом Национальный Банк рекомендует, до заключения договора о предоставлении микрокредита с организацией именуемой себя микрофинансовой организацией, удостовериться, что данная организации внесена в реестр микрофинансовых оргнаизаций Национального Банка Республики Казахстан.
Кроме того, Национальный банк сообщил о выявленных нарушениях за второй квартал 2018 года в действиях микрофинансовых организации по итогам рассмотрения обращений потребителей услуг микрофинансовых организации.
Национальным Банком Республики Казахстан по итогам 2-го квартала 2018 года проведен мониторинг и анализ наиболее часто допускаемых МФО нарушений прав и законных интересов потребителей услуг микрофинансовых организации.
По итогам выявленных нарушений в отношении МФО применено 8 санкций и ограниченных мер воздействия в том числе:
- 1 санкция (ТОО "МФО "Аксай") в виде наложения и взыскания штрафов;
- 7 ограниченных мер воздействия в виде письменных предписании (ТОО «Микрофинансовая организация «Микрокредит», ТОО "Микрофинансовая организация "Экспресс Займ", ТОО «Микрофинансовая организация «Қыран инвест», ТОО "Микрофинансовая организация "Шу", ТОО «Микрофинансовая организация «МАКС-М», ТОО «Микрофинансовая организация «Эверест Финанс», ТОО «Микрофинансовая организация «Қазақ несие»).
Результаты проведенного анализа показали, что МФО были допущены нарушения, связанные с:
- несоответствием Договора о предоставлении микрокредита требованиям законодательства Республики Казахстан (ТОО «Микрофинансовая организация «Микрокредит», ТОО "Микрофинансовая организация "Экспресс Займ", ТОО «Микрофинансовая организация «Қыран инвест», ТОО «Микрофинансовая организация «Эверест Финанс», ТОО «Микрофинансовая организация «Қазақ несие»);
- осуществлением предпринимательской деятельности без соответствующего разрешения Национального Банка (ТОО "Микрофинансовая организация "Аксай");
- нарушением порядка и сроков предоставления отчетности (ТОО "Микрофинансовая организация "Шу", ТОО «Микрофинансовая организация «МАКС-М»);
Для обзора и самостоятельного определения потребителями услуг микрофинансовых организации эффективности и качества услуг тех или иных микрофинансовых организации Национальный Банк размещает информацию о принятых к МФО мерах на своем официальном интернет-ресурсе (www.nationalbank.kz).
В целях повышения финансовой грамотности и недопущения нарушений законных прав и интересов как существующих, так и потенциальных клиентов МФО, Национальный Банк информирует о следующем.
Касательно обязательных требований к содержанию Договора о предоставлении микрокредита.
Согласно пункту 1 статьи 383 Кодекса договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законодательством (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона Договор о предоставлении микрокредита содержит:
1) наименование МФО и фамилию, имя и отчество (при его наличии) заемщика - физического лица или наименование заемщика - юридического лица;
2) сумму предоставленного микрокредита;
2-1) полный перечень комиссий и иных платежей, а также их размеры, подлежащие взиманию в связи с выдачей и обслуживанием микрокредита;
3) сроки погашения микрокредита;
4) способ погашения микрокредита (в наличном и (или) безналичном порядке, единовременно либо частями);
5) метод погашения микрокредита: аннуитетный или дифференцированный, либо другой метод в соответствии с правилами предоставления микрокредитов;
5-1) очередность погашения задолженности по микрокредиту;
5-2) порядок исчисления и размер неустойки (штрафа, пени) за несвоевременное погашение основного долга и уплату вознаграждения;
6) график погашения микрокредита, подписанный обеими сторонами договора о предоставлении микрокредита, с указанием дат погашения и размеров очередных платежей, содержащих суммы погашения микрокредита и вознаграждения, остатков суммы микрокредита на дату следующего погашения, а также с указанием общей суммы микрокредита и вознаграждения на дату подписания договора о предоставлении микрокредита;
7) обеспечение исполнения заемщиком обязательств по договору о предоставлении микрокредита (при его наличии);
8) размер ставок вознаграждения по микрокредиту, в том числе размер годовой ставки вознаграждения и ГЭСВ (реальную стоимость микрокредита), рассчитанной в порядке, установленном статьей 5 Закона;
8-1) права и обязанности сторон договора о предоставлении микрокредита;
9) ответственность сторон;
10) иные условия в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
При передаче задолженности коллекторскому агентству на досудебное взыскание, МФО не вправе:
во-первых, обращаться с иском в суд о взыскании задолженности;
во-вторых, требовать выплаты вознаграждения, начисленного в период нахождения задолженности в работе у коллекторского агентства, а также начислять в указанный период неустойку (штраф, пеню) за несвоевременное погашение основного долга и вознаграждения.
Согласно пункту 4-1 статьи 4 Закона установлено, что при уступке микрофинансовой организацией права (требования) по договору о предоставлении микрокредита третьему лицу требования и ограничения, предъявляемые законодательством Республики Казахстан к взаимоотношениям кредитора с заемщиком в рамках договора о предоставлении микрокредита, распространяют свое действие на правоотношения заемщика с третьим лицом, которому уступлено право (требование).
Нарушение третьим лицом, которому уступлено право (требование), требований и ограничений, предъявляемых законодательством Республики Казахстан к взаимоотношениям кредитора с заемщиком в рамках договора о предоставлении микрокредита, влечет ответственность, установленную законами Республики Казахстан.
В договорах о предоставлении микрокредита условия, указанные в подпунктах 1), 2), 3), 4), 5), 5-1), 5-2), 8) пункта 3 и пункте 4 статьи 4 Закона отражаются начиная с первой страницы договора в указанной последовательности.
Касательно взимания МФО комиссий и иных платежей, в связи с выдачей и обслуживанием микрокредита
Согласно пункту 2-1 статьи 4 Закона договор о предоставлений микрокредита содержит полный перечень комиссий и иных платежей, а также их размеры, подлежащие взиманию в связи с выдачей и обслуживанием микрокредита.
01.07.2016г. принят исчерпывающий Перечень комиссий и иных платежей, связанных с выдачей и обслуживанием микрокредита, выданных физическому лицу, учитываемых при расчете ГЭСВ.
Таким образом, МФО по договорам о предоставлении микрокредита, заключенным после 01.07.2016г. с физическими лицами вправе устанавливать в договорах и взимать только те комиссии, которые предусмотрены Перечнем.
Касательно предельного размера ГЭСВ по микрокредитам
Статьей 5 Закона установлено, что ГЭСВ является ставка вознаграждения в достоверном, годовом, эффективном, сопоставимом исчислении по микрокредиту, рассчитываемая с учетом расходов заемщика, включающих в себя вознаграждение, при наличии - комиссионные и иные платежи, подлежащие уплате микрофинансовой организации за предоставление, обслуживание и погашение (возврат) микрокредита.
При этом Постановлением №377 утвержден предельный размер ГЭСВ, который не может превышать 56 (пятидесяти шести) процентов на дату заключения договора о предоставлении микрокредита, изменения ставки вознаграждения и (или) изменения или введения новых комиссий и иных платежей в связи с выдачей и обслуживанием микрокредита.
Касательно предоставления микрокредита, на сумму превышающую предельный размер, установленный Законом о МФО
Согласно статье 3 Закона, МФО предоставляет микрокредиты в размере, не превышающем восьмитысячекратного размера месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете, на одного заемщика.
Месячный расчетный показатель на 2018г. установлен Законом Республики Казахстан «О республиканском бюджете на 2017 - 2019 годы» в размере 2 405 тенге.
Следует отметить, что в соответствии с подпунктом 7) статьи 1 Закона микрофинансовая организация - юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, официальный статус которого определяется государственной регистрацией в органах юстиции и прохождением учетной регистрации, осуществляющее деятельность по предоставлению микрокредитов, а также дополнительные виды деятельности, разрешенные Законом.
Просмотров материала: 19 993