Отставка председателя комитета гражданской авиацией (КГА) Бекена Сейдахметова привлекла внимание общественности и специалистов. Многие связывают его уход с участившимися в последние время авиационными происшествиями. Имеется ввиду некачественное покрытие взлетно-посадочных полос аэропортов, авиакатастрофу лайнера компании «Скат» и череду других скандалов произошедших за 7 лет руководства гражданской авиацией Б.Сейдахметова.
СМИ пишут, что если министр по инвестициям и развитию Женис Касымбек отмалчивается на вопрос, что послужило причиной ухода Бекена Сейдахметова, значит, ему есть что скрывать. Трудно не согласиться с коллегами, что, скорее всего, к отставке чиновника привела совокупность всех скандалов, произошедших в бытность его руководителем Комитета гражданской авиации.
Как пишет Рател, последней каплей, безусловно, стала история с лайнерами для Сирии, особенно, после того как выяснилось, что два из трех самолетов с номерами UP-A4002 и UP-A4003летели из Европы в Тегеран под видом бортов, принадлежащих авиакомпании «Беркут» Управления делами президента Казахстана.
За это государственной авиакомпании был выставлен счет за услуги аэронавигации со стороны европейской организации по безопасности воздушной навигации.
Было бы очень странно, если бы такую «шутку» с авиакомпанией, занимающейся перевозкой первых лиц страны, ему простили. Поэтому не исключено, что после увольнения г-ну Сейдахметову будут задавать вопросы совсем другие структуры, – пишет автор статьи.
В некотором роде солидарен и экономический обозреватель Денис Кривошеев.
«Комитет гражданской авиации ждут кардинальные перемены. В чем они будут заключаться, сказать сложно, но о том, что они назрели и необходимы, сомневаться не приходится», – считает он.
И, очевидно, считает обозреватель, что текущее руководитель Комитета, не справился с вызовами, не смог навести порядок.
Однако бывший командир Алматинского авиаотряда и экс-руководитель первой в стране компании-перевозчика «Казахстан ауе жолы» Дмитрий Душимов считает, что отставка главы КГА лишь подчеркивает то, что вся отрасль гражданской авиации страны нуждается в кардинальном реформировании. Поэтому он высказал свое личное мнение о сложившейся ситуации в интервью Матрица.kz
- Дмитрий Аббасович, как вы прокомментируете отставку главы КГА?
- Я не вижу особой разницы в уходе Сейдахметова или приходе на этот пост какой-то другой личности, потому что от этой должности мало что зависит. Ему не подчиняется ни начальник аэропорта, ни президент какой-либо авиакомпании. Поэтому, наверное, не стоит обвинять его во всех смертных грехах, видимо кому-то просто понадобилось его место…Ведь в этом кресле сидели люди с образованием весьма далеким от авиации, например, с дипломом зооветеринара…
Заслуга же Сейдахметова заключается в том, что он сумел вытащить авиакомпании Казахстана из «черного списка» ИКАО, которая раньше запрещала казахстанским самолетам полеты в Европу.
- Но ведь запрет на полеты был наложен из-за соображений безопасности. Как сейчас у нас обстоят дела с этим?
- Действительно до 2010 года у нас был старый парк самолетов. Советские агрегаты отрабатывали последний ресурс, а покупать или брать в лизинг новые аэробусы было не всем по карману. Тогда у 65 воздушных судна были приостановлены сертификаты летной годности. Проверкой Генеральной прокуратуры также были установлены факты несоблюдения требований по профессиональной подготовке авиаперсонала и организации летной работы.
Однако потом начались проблемы с человеческими ресурсами. Допустим, если взять сводки авиапроисшествий по всему миру, то окажется, что 70% причин возникновения ЧП приходится на человеческий фактор, а всё остальное – технические сбои. И Казахстан не исключение в этом вопросе.
- Что пошло не так?
- Если рассматривать проблему поэтапно, то первым встает вопрос подготовки летных кадров. Алматинская академия гражданской авиации готовит курсантов на самолетах АН-2 образца 1947 года, а ведь у нас уже лет 30 в эксплуатации находятся «Боинги». Поэтому национальный перевозчик «Эйр Казахстан» вынужден готовить себе кадры за рубежом, высчитывая потом стоимость обучения с пилотов, что не есть хорошо.
Справедливости ради надо отметить, что ректор академии и сам Сейдахметов способствовали техническому переоснащению ВУЗа. Наконец-то установлен тренажерный класс и закуплены легкие учебные самолеты, а то раньше курсантам приходилось все объяснять, буквально, на пальцах, а вертолетчиков у нас вообще не готовят.
Теперь складывается такая ситуация: последние классные специалисты (летный и обслуживающий технику состав) оставшиеся после развала СССР вскоре уйдут, а кто придет им на смену?
- Тогда почему подготовкой кадров и другими проблемами не занимался глава КГА?
- Конечно, занимался, но судите сами. Повторюсь, председателю КГА, как «замминистру без портфеля», никто фактически не подчиняется, ни начальники аэропортов, ни тем более руководители авиакомпаний. Чтобы решить любой вопрос, он вынужден идти в вышестоящее ведомство (МИР РК) или записываться на прием к министру образования. По сути, он не имеет выхода на правительство, как допустим руководитель спортивного агентства.
Из-за отсутствия должных полномочий до сих пор нет единой технической политики (какие самолеты должны летать), хромает кадровая политика (неизвестно, сколько и каких летчиков и техников необходимо отрасли). Я ни в коей мере не призываю к возрождению министерства гражданской авиации, но ведь должна же существовать хоть какая-то система вертикали в этой важной сфере, ведь речь идет не только о грузовых перевозках, а о безопасности многих пассажиров!
В итоге получается так, что автотранспортной системе Казахстана уделяется гораздо больше внимания, чем системе гражданской авиации. Я имею ввиду различные законодательные поправки, техконтроль, госавтоинспекцию и т.д. То же самое необходимо и авиации, чтобы подвергнуть санации застаревшие проблемы отрасли и не опасаться возникновения в будущем различных происшествий.
Манасхан Мейрман, Матрица.kz
Просмотров материала: 5 718