Политический аналитик Султанбек Султангалиев выделяется из звездной плеяды казахстанских политологов, прежде всего, предельно откровенными и подчас жесткими формулировками, а так же оригинальным публицистическим стилем, сочетающим глубокий анализ рассматриваемых тем, афористичность определений и тонкий юмор. Всё это делает его одним из самых востребованных читательской аудиторией политологов страны. Сегодня он снова гость редакции «Матрица.kz»
- Вы были одним из первых политологов страны, кто обосновал неизбежность конституционной реформы в Казахстане, предсказал уход Каримова Масимова с поста премьер-министра, тогда, когда эта тема даже не дебатировалась в экспертной среде. Также очень точно предрекли роль Астаны как диалоговой площадки в урегулировании сирийского кризиса. Какой, на ваш взгляд, будет внешняя и внутренняя политика Казахстана в наступившем 2017 году? Каких изменений в социальной, экономической и политической сферах ждать нам, простым казахстанцам?
- В Казахстане есть только один многопрофильный эксперт, и это не я. Поэтому могу только сказать, что разделяю мнение тех, авторитетных для меня экономистов, которые считают, что наибольшие проблемы казахстанскую экономику ожидают в первой половине текущего года, а во втором полугодии начнется небольшое улучшение.
Но опять-таки ожидаемый прирост макроэкономических показателей связан с прогнозируемой благоприятной конъюнктурой цен на нефть. Пока же можно констатировать, что международные политические обстоятельства складываются в пользу данного прогноза.
И все же социальная ситуация в стране в 2017 году будет крайне напряженной. Причинами этого являются, мягко выражаясь, мизерное исполнение роли социальной поддержки со стороны государства различным категориям населения и очередные просчеты исполнительной власти, которые являются перманентными в силу ущербной системы государственного управления.
Грубо говоря, массовый социальный протест может полыхнуть в любом регионе Казахстана, но на месте наших властей я бы особое внимание уделил именно западным регионам страны, где протестные настроения имеют ярко выраженный и долговременный характер.
Особенно хотелось бы предостеречь теневых политтехнологов от искушения прибегать к различного рода попыткам отвлечения общественного внимания путем вбросов в информационное пространство на национальные, религиозные и прочие темы. Градус ожесточения в обществе растет и подобного рода вбросы могут привести к совершенно неконтролируемым ситуациям. Поэтому, на мой взгляд, в сфере политической манипуляции следует воздержаться от апробированной методики запудривания мыслительных процессов электората.
Общественно-политическая жизнь Казахстана будет проходить всецело под трендом политической модернизации в рамках транзитного периода. И, следовательно, ожесточится борьба с коррупцией, как политкорректно зачастую мы называем внутриэлитные разборки.
В начале января мы уже видели результаты данного процесса и уверяю вас - всё это только цветочки. Так же в первой половине 2017 года начнется работа над конституционной реформой. Вернее, нам мой взгляд, работа должна проходить именно не в формате узкопрофильной рабочей группы, а с активным привлечением широких кругов казахстанской общественности.
Такой подход к вопросу сможет обеспечить, по крайней мере, три положительных момента:
1) власть сможет узнать подлинные ожидания общества по поводу конституционных изменений;
2) иностранным наблюдателям будет продемонстрирован курс на демократизацию общества;
3) достигается общественная легитимизация конституционной реформы.
Естественно, что все три плюса в результате общественного обсуждения идут в актив действующей власти. Это я в качестве шпаргалки для обоснования подобного решения пишу. Результат будет, конечно, таким, каким он и предполагается архитекторами предстоящей реформы.
Однако для тех зачатков гражданского общества, которые на данный момент существуют в нашей стране, подобный формат послужит отличной школой проявления гражданского самосознания и реализации своих конституционных прав. Одним из последствий конституционной реформы могут стать досрочные парламентские выборы – их проведение соответствуют логике переходного процесса, но пока осязаемых намеков на это нет и поэтому говорить об этом еще рановато.
Наиболее позитивной будет роль Казахстана в международных отношениях. В первую очередь, это участие в выработке и реализации вектора мирного разрешения сирийского кризиса. Конечно, как совершенно справедливо отметил политолог Ерлан Карин, особых положительных сдвигов от первого совещания в Астане ожидать не приходится, но главное - миротворческий импульс будет подан.
Во-вторых, наша страна будет обязательно участвовать в качестве посредника в урегулировании конфликта на Донбассе. И вполне вероятно уже в текущем году. Что же касается выдвижения пацифистских идей в области достижения безъядерного мира, то это тоже обязательно будет на протяжении всего времени нахождения в статусе непостоянного члена Совета Безопасности ООН и я отношусь к данной долгоиграющей инициативе нашего внешнеполитического ведомства с юмором.
Все страны мира, не обладающие ядерным оружием, то есть безъядерные лузеры, призывают к сокращению ядерных вооружений. Единственной реакцией на подобную наивность вселенского масштаба могут быть только вежливые ироничные аплодисменты.
- Хорошо. Вопрос касательно самого, на мой взгляд, главного назначения, по крайней мере, января. Как можно расценить назначение Тажина на должность первого заместителя руководителя Администрации президента?
- Возвращение в Акорду политика такого большого масштаба как Марат Тажин обоснован, в первую очередь, внутриполитическими задачами текущего периода, а именно вопросами дальнейшей реализацией транзитного процесса.
Огромный и разноплановый опыт Марата Муханбетказиевича предполагает, что либо Тажин сосредоточится на феерично проваленной идеологической работе, которая включает в себя создание новых привлекательных и эффективных трендов в информационной и пропагандистской работе Ак орды, а так же выстраивание качественно иных отношений между властью, СМИ и обществом в транзитный период или же станет генератором активной внешней политики Казахстана, направленной сейчас в общецелевом формате на урегулирование отношений между Западом и Россией, что сейчас крайне востребовано.
Не исключаю и совмещение данных функций как бы дико это и не звучало, потому что официальный пост в казахстанской политике не имеет почти никакого значения - Тажин сам по себе, вне зависимости от занимаемых постов - высокая должность. Надеюсь, что с приходом Тажина будет сведена до минимума дуболомная политика в отношении СМИ и общества.
- Вы пиарите Марата Тажина?
- Я никого не пиарю, кроме себя и Коммунистической народной партии. Можете воспринимать мои слова как субъективную оценку во всей её исчерпывающей объективности.
- То есть не официальный статус и рейтинги определяют значимость государственного деятеля, а его личные достоинства?
- Конечно, и, естественно, опыт и связи, наработанные за период деятельности. Что касается рейтингов, то они всего лишь рукотворный инструмент политического пиара. Например, на одном почтенном ресурсе только лишь для того, чтобы опустить Крымбека Кушербаева на третью строчку рейтинга ему поставили средненький балл за информационную активность. Возникает множество вопросов относительно объективности подобного подхода. Кто все эти анонимные эксперты: «политологи, блогеры, общественные деятели и журналисты»? Кто из них проводил контент-анализ публикаций о Кзылординской области и работе областного акимата?
Это громоздкая работа, требующая к тому же определенных знаний и я уверен, что никто из опрошенных естественно этим не занимался: одни в силу некомпетентности, другие из-за нехватки времени. А судить об информационной активности по личному аккаунту акима в фейсбуке - это просто смешно. Лично для меня подобного рода рейтинги - это измерение пиписек по искривленной линейке.
- А как Вы сами оцениваете информационную активность акимов областей? Есть какие-то правильные или неправильные критерии?
- Я считаю, что в регионах должна проводиться сбалансированная информационная политика. Именной такой политики придерживается Крымбек Кушербаев. Главное в его инфополитике - это грамотный территориальный брендинг и маркетинг.
К примеру, многие акимы (молодые и не очень) свою неэффективность пытаются завуалировать громкой эпатажностью. При этом зацикливают внимание масс-медиа к своей персоне. Таким образом, и выстраивают свою PR-стратегию. В народе это называется "дешёвым пиаром".
На этом фоне Кушербаев выглядит весьма солидно и масштабно, регион практически ежемесячно выдает мощный инфоповод по успешно реализованным социально значимым проектам. То есть, региону есть чем гордиться. И это объективная картина, которую невозможно подвергнуть к какому-либо сомнению.
- В прошлом году прозвучали призывы о регулировании социальных сетей, в частности «Фейсбука». Как вы считаете насколько велика вероятность реализации таких призывов в 2017 году?
- Фейсбук оказался тем спутником, который вывел меня на всеказахстанскую, а затем и евразийскую экспертную орбиту. Без этой социальной сети я так бы и остался широко известным в очень узких кругах политическим публицистом. И главное, что фейсбук подарил мне радость общения со многими сотнями умных порядочных разноплановых людей.
Данная социальная сеть является сосредоточением интеллектуальной элиты Казахстана и её расширение и увеличение общественной роли в жизни нашей страны будет только возрастать. Попытки регулирования социальных сетей обречены на провал и вызывут шквал негодования среди населения.
С точки зрения интересов власти тот же Фейсбук можно было бы крайне эффективно использовать как информационный, идеологический и пропагандистский инструмент, а так же как эффективный коммуникационный формат обратной связи с населением. Однако высокие чиновники используют соцсети пока что только для самопиара.
Впрочем, это тоже прогресс и демонстрация понимания значимости социальных сетей в жизни современного общества, особенно, если сравнивать с ситуацией двух - трехлетней давности, когда чиновники шарахались от интернета, как балерины от бешбармака.
Серик Мамбетов, редактор Матрица.kz
Просмотров материала: 8 425