Семья Абишевых вполне может претендовать на номинацию в книге рекордов Гиннесса в разделе династий. У заслуженного летчика Казахстана Макаша Абишева супруга борт-проводница, сын - Ербол Абишев - пилот, внук Айдар и его супруга Аида - будущие летчики, сейчас они учатся в Авиационной академии. Младшему внуку Жантуару 14 лет, и он тоже мечтает стать пилотом. Честно признаюсь, что как никогда волновалась перед нашей встречей - пилоты для меня всегда были как Боги, а тут еще сразу в таком количестве. Пришла, а они сидят и тоже переживают, не знают с чего начать. Поразила меня эта невероятная скромность, ведь старшие Абишевы облетели уже всю планету, порой выводили самолеты из очень сложных ситуаций, спасали людям жизни, ордена получили и медали, а интервью никогда не давали. Надо это срочно исправить.
- Если уж говорить о нашей династии, то начинать надо с моего отца, - начал Макаш Абишев, - Мы все люди транспорта. Мой отец с 20–х годов прошлого столетия строил железные дороги, видимо, он и привил мне любовь к транспорту. Я с 4 класса занимался авиамоделированием ,и всю свою жизнь связал с авиацией, передал это сыну и внукам.
- У меня не было выбора, я видел, что папа пилот и тоже хотел им стать, - добавил Ербол. - Ни о какой другой профессии даже не думал.
- У меня был выбор, занимался профессионально танцами, потом уехал в Китай, проучился там три месяца на международных отношениях, но вскоре понял, что это не мое, - внес Айдар. - Но никто на меня не давил. Просто это, действительно, самая лучшая профессия, я с гордостью всегда говорил, что мой отец и дед пилоты.
- Я очень переживал, когда он уехал в Китай, думал, ну как же не будет у нас династии. А потом, когда внук пошел в Авиационную Академию, очень обрадовался, наверное, больше всех. Все-таки гены сработали, - сказал отец семейства.
- Аида, а вас-то как занесло в такую мужскую профессию?
- В школе я не знала, кем стать, но точно понимала, что в офисе работать не буду. Про Академию гражданской авиации мне подсказал папа. Я прошла медосмотр, поступила, учусь с одними парнями в группе, один из которых стал моим мужем. Мы с Айдаром с самого начала сидели за одной партой. Так что вот такая судьба интересная.
- В авиации к женщинам-пилотам как относятся? С недоверием или нет?
- Нормально относятся. Женщины, которые выбрали эту профессию уже исключительные, - снова рассказал глава семейства. - У нас летала Тамара Павленко, пятикратная рекордсменка мира по высоте и дальности полетов. Она командиром была, мы до сих пор общаемся. Так что нет тут никакой дискриминации.
- Кто может стать пилотом, какими он должен обладать качествами?
- Есть такое выражение в авиации «Землю видит хорошо», то есть не только впереди себя, но и вокруг нужно уметь видеть, чувствовать. У нас отчисляли из института тех, кто не видел землю, это когда идешь на посадку, ты должен чувствовать, сколько метров осталось до земли. Вот если ты не видишь землю, не чувствуешь габариты, ты не сможешь летать. Конечно, пилоты должны быть сдержанны, иметь высокий интеллект. Экзюпери даже писал, что у летного состава самая крепкая дружба, потому что у них кровь краснее, интеллект выше.
- Здоровье должно быть идеальным, особенно, мозги, - вмешивается Ербол Абишев. - Малейшее отклонение в анализе находят и тебя отправляют лечиться. У нас очень жесткая комиссия, два раза в год проходим ее, столько нервов тратишь на это.
- Мы раньше за 10 дней до комиссии начинали есть морковку и капусту, чтобы анализы были хорошими, холестерин снижали эти овощи, - смеется Макаш Маселевич.
- А мы сейчас гранаты едим, - улыбнулась Аида.- Они тоже добавляют недостающие витамины в кровь.
- А у пилотов бывает аэрофобия?
- Что это? Я, например, боюсь высоты, мне с балкона страшно смотреть вниз и по деревьям лазить. Но в самолете я ее не чувствую, потому что там сам хозяин и могу управлять ею, - рассказал Ербол.
- Вот мне непонятно, каким образом вы поднимаете в небо такие махины, что вы в тот момент испытываете?
- Это не мы поднимаем, а аэродинамическая сила. Самый тяжелый момент, действительно, это взлет и посадка, а остальное время можно сидеть и курить, - отшутился Ербол. - По посадке определяют уровень пилота, самолет не должен скакать по полосе, он должен мягко и плавно садится. А в небе помогают радары, которые все сканируют, сейчас они еще цветные, на локаторе многое обозначается, и ты можешь облетать какие-то опасные моменты, турбулентность, например.
- Но почему же тогда самолеты падают?
- Разные причины, но чаще всего это, конечно, человеческий фактор.
- Какие на ваш взгляд наиболее безопасные все-таки самолеты?
- Все самолеты безопасные, потому что очень тщательно идет подготовка к рейсу, прежде чем, ему вылететь, инженерный состав все проверяет. Вот, например, случился пожар, потому что не выключили утюг, но причем здесь электричество? Так и в авиации, - рассказал Макаш Абишев.
- Ели я вижу неисправность, просто не полечу, - добавил Ербол. - Я же себе не враг, тоже жить хочу, не могу рисковать и жизнью пассажиров. У нас есть много специальных служб, которые следят за безопасностью.
- А вы верите в Бога, молитесь перед вылетом? Ангелов в небе не встречаете?
- Встречаем, они нас охраняют незаметно, - засмеялся Макаш Маселевич, - Я уже в возрасте, 35 тысяч часов налетал, по сути три года не ступал на землю. Точно знаю, что лучше нашей профессии нет, в любой другой гражданской интриги какие-то, а у нас командир слетал, обеспечил безопасность, получил деньги и ушел домой молча.
А ангелов я не видел, зато видел, как Олимпийский мишка над Москвой летал. Кстати, самый тяжелый мой полет был как раз в то время. На Олимпиаду вез 120 милиционеров из Алматы, уже над городом, мы попали в грозу с ветром, нас бросало очень сильно. Московская зона вообще очень сложная, но тогда диспетчер дал радиомолчание и общался только со мной, пришлось вместо Домодедово приземляться во Внуково.
Пассажиры потом на меня так зло смотрели, их полоскало во время такой посадки. Когда я вышел из салона, то увидел дырку в самолете, гроза пробила бок. Подозвал главного группы, показал это ему, он испугался, построил всех и закричал: Я приказываю, никогда летчиков не обижать!
Это был тяжелый полет, еще и уйти нельзя было, над Москвой всегда много самолетов собирается, там диспетчеры работают по два часа, потому что больше не выдержишь такую нагрузку, язык отвалится.
- Да Московская зона одна из самых сложных и загруженных, - вмешался Ербол. - Иностранные пилоты не все соглашаются туда летать, очень тяжелый заход, связь на английском, русском.
- А какой аэропорт самый удобный и наоборот?
- Очень непростой аэропорт горный в Самедане на границе Франции и Швейцарии - мы были одними из первых, кто там садился. Там заход только визуальный, и чтобы попасть на полосу нужно облететь гору, нельзя допускать отклонений. Хотя все аэропорты Европы не простые, они очень загружены, но, правда, диспетчеры работают идеально, самолеты как книги на этажерке раскладывают, так что если их расчеты выполнять, то идеально заходишь.
Не то, что у нас, пусть на меня обижаются, но только 10 процентов из наших диспетчеров, действительно, грамотные и думающие. Зато самая длинная полоса в гражданской авиации СССР была именно в Алматы, поэтому наш город идеален для посадки и взлета.
- Как бы вы охарактеризовали казахстанскую авиацию в целом?
- Наше казахское управление было третьим по мощности, после московского и украинского в СССР. В российской авиации половину, наверное, составляли наши пилоты. А вот сейчас нашу профессию не ценят, нет даже профессионального праздника, ветеранов не чествует. У нас нет такого уважения к этой профессии, как на Западе. До 63 лет там точно никто не летает, на пенсию раньше отправляют, а мы летаем.
- Сколько критики слышишь в адрес авиации, - вмешался Ербол. - У нас такие люди интересные, когда летают иностранными авиалиниями, сидят там улыбаются, вежливые все, дисциплинированные, если рейс задерживают, они понимают, что это делается для безопасности. Зато стоит нашим авиакомпаниям задержать хотя бы на час рейс, сразу шум поднимается в СМИ и соцсетях.
- Вам нравится смотреть фильмы про летчиков?
- В фильмах невозможно показать, что летчик переживает, даже второй пилот не может понять, что испытывает командир, ведь только ты несешь за все ответственность и никто. Как это покажешь? Конечно, много есть хороших фильмов про авиаторов, но все равно они не отображают всего.
- Ну, вот вы и попробуйте отобразить…
- Это сложно выразить. Вот, например, самолет летит со скоростью 800-900 км в час, средняя скорость пули такая же, и вот ты такой Мюнхгаузен, летящий на ядре. Только ты еще и поднимаешь в небо многотонную машину, а не просто ядро.
- У нас говорят, кто не попал в цирк работает в авиации, тут столько историй случается, Задорнов рядом не стоит, - вставил Ербол.
- А какие пилоты - пассажиры?
- Конечно, мы летим и оцениваем пилота, но чаще всего просто высыпаемся в салоне.
- Города успеваете посмотреть, в которые летаете?
- Мы все успеваем, отдыхаем же на полном пансионе.
- У меня вопрос к молодым представителям вашей династии, о чем вы мечтаете сейчас?
- Хотим успешно завершить академию, начать летать, будем друг другу в небе махать. Но далеко загадывать я лично не хочу, как все получится, значит так и должно быть.
- Аида, а какие пилоты ухажеры? Наверное, романтики?
- Да Айдар большой романтик, он любит делать сюрпризы. Когда он сделал мне предложение это был самый радостный день в моей жизни, я даже не догадывалась ни о чем, он никому не рассказывал. Это было на его дне рождения, собрались друзья, родственники, заиграла музыка, он прочитал стихи, встал на колено, собравшиеся достали плакаты, баннеры, которые он заранее заказал. Конечно, я была очарована.
- Можно тогда и я скажу? - вмешалась супруга Ербола Айжан. - Я тоже внесла многое в эту династию. Всю свою жизнь я обстирываю, обглаживаю, кормлю, встречаю, провожаю их, безупречная форма Абишевых – это моя заслуга. Так вот, как-то я летела с Ерболом, сидела одна в бизнес-классе и когда самолет разгонялся, подумала: «Господи, какая я счастливая, как же я горжусь тем, что эту махину поднимает мой муж!». Мне хотелось рассказать об этом всему миру, и я это сделала.
Полина Шиманская, специально для Матрица.kz
Фото Мадины Абдрашитовой
Просмотров материала: 28 942