Талгата Доскенова знали и уважали далеко за пределами карагандинского региона даже тогда, когда он возглавлял региональную бизнес-ассоциацию. Теперь же, получив должность члена Правления недавно созданной Национальной палаты предпринимателей, представлять интересы предпринимателей и влиять на тех, от кого зависит судьба казахстанского бизнеса, он, по его же признанию, сможет с гораздо большей эффективностью. О своих планах и намерениях - в новом качестве - Талгат Казкенович поведал «Матрице.kz» в эксклюзивном интервью.
- Долгое время ваша должность называлась «президент Казахстанской Ассоциации предпринимателей». Стать членом правления Национальной палаты – это, с вашей точки зрения, повышение или понижение? И вообще, кем быть лучше – первым в региональной организации или «одним из…» - в республиканской?
- Я и сегодня остаюсь президентом Казахстанской ассоциации предпринимателей, авторитетной и уважаемой организации в стране. До недавнего времени был директором НЭПК Союз «Атамекен» в Карагандинской области, Управляющим Директором – членом Правления Атамекена. Это позволило пройти большую школу корпоративной культуры на региональном и национальном уровне. Так что я остаюсь пока бизнес - лидером Казахстанской ассоциации.
Кроме того, избран Членом Президиума Национальной палаты предпринимателей. Доверие республиканского бизнес – сообщества для меня означает многое: проводимая работа на общественном поприще отвечает чаяниям отечественных предпринимателей, мои общественные инициативы и защита бизнеса соответствуют высоким стандартам требований бизнес кругов страны. Моя гражданская позиция, принципиальность востребованы обществом. А это огромная мотивация работать, не покладая рук!
Что касается иронической части Вашего вопроса, «Лучше сам, чем большой зам», то скажу без обиняков: государство наше – унитарное, поэтому региональные проблемы рождаются из правовых коллизий, двойственности республиканского законодательства. А это предполагает стройную систему мониторинга, анализа правоприменительной практики, экспертизы законодательства, защиты бизнеса на республиканском уровне.
Для меня огромная честь быть частью большого дела. Стать Членом Президиума – это повышение! Президиум – это коллективный разум Национальной палаты предпринимателей, его Совесть и Честь. С братьями по Разуму нам придется решать большие задачи: ТС, ЕвразЭС, ВТО.
Говорят: «Если тебя повысили в должности, считай, что тебя повысили в голосе!». Надеюсь, что мой 15-ти летний опыт в общественных организациях предпринимателей, новые подходы решения проблем предпринимателей, моя гражданская позиция будут услышаны.
В любом деле надо доказывать свою правоту, особенно на стадии создания новой организации, где сиюминутность смешивается с концептуальным подходом, где крик могут спутать со здравым смыслом. Верю, что только конкуренция идей в Национальной палате позволит определить содержательность ее деятельности во благо казахстанского бизнеса!
- Сильно ли отличаются ваши функции и задачи в новой должности?
- Диаметральная противоположность. Ранее занимался защитой бизнеса, административными барьерами (разрешительные процедуры, правоприменение, лицензирование и др.), Концепцией индустриального развития страны, а сегодня – это вопросы социального характера, terra ingognita – неизведанная земля.
Бизнес- это выгода, прибыль, что именно и двигает бизнес. Так традиционно говорят. Но бизнес - это ответственность за себя, семью и общество, страну. Новая парадигма понимания сущности бизнеса сделает предпринимательство с человеческим лицом. Это - знамение времени! Новый вектор бизнеса – это социальное предпринимательство.
Социальные проблемы, подготовка кадров для новой промышленности, наука, занятость, инновации, - будут в центре внимания Нацпалаты. Таков новый алгоритм понимания сути действий Национальной палаты предпринимателей. Именно поэтому создается новый Комитет по социальным вопросам и социальному партнерству при Президиуме НПП. Социальная ответственность из лозунга должна стать новой парадигмой развития бизнеса.
- Об объединении всех предпринимателей страны в единую структуру шли долгие споры и высказывалось немало сомнений. Какие из опасений оппонентов сейчас, в процессе работы, оказались совсем не напрасными?
- Было три попытки, три периода объединения предпринимателей страны с первых дней создания НЭПК Союз «Атамекен». Обсуждение было не напрасным и не простым. «Атамекен» отлично справился с задачей объединения. Во всех регионах были выслушаны все возражения - от замечаний по сути законопроекта до не нужности создания единой структуры.
Ряд оппонентов переформатировали взгляды и уже работает в НПП, активно проводят политику единения. Мы не боимся критики: другое суждение позволяет нам вырабатывать четкие аргументы, вносить своевременно коррективы в нашу деятельность. Палитра мнений широкая, но двигаемся в одном направлении.
Первое. Оппоненты правы в том, что трудно объединить в одно целое, мягко говоря, «лохматые» ассоциации, которые не соответствуют самым заниженным требованиям – региональные организации не имеют статуса областных, отраслевые не дотягивают до значения республиканских.
Второе. О бюрократизации НПП. Мы знаем суть бюрократии. Поэтому идет целенаправленная работа по оптимизации бизнес – процессов управления.
Транспарентность - это главное в работе НПП. Параллельно мы ищем новые механизмы открытости: скорая юридическая поликлиника (помощь), call- центр, преимущества информационных технологий, создание своего ТВ (бизнес канал)…
На последнем заседании Правления Национальной палаты обсуждался вопрос о создании Республиканского Реестра проблем предпринимателей Казахстана, который должен обозначить проблемы международного, национального уровня, отраслевого и регионального характера.
Можно сказать, что НПП – организация, структурировав проблемы бизнеса, будет последовательно их решать. Они найдут свое четкое отражение в Стратегии Национальной палаты предпринимателей. Кроме того, эффективность работы будет измеряться через мировые рейтинги (Всемирный банк, Экономический форум и др.), каково положения Казахстана в мире по различным индексам. Общественный мониторинг бизнес-климата отечественных предпринимателей, рейтинг центральных и местных исполнительных органов и в виде национального доклада будет предоставляться Главе государства.
Долгосрочное и средне-срочное целеполагание в ближайшей перспективе позволят выстроить систему целенаправленной работы с Правительством, создать равноправный диалог бизнеса и власти, как партнеров, дадут позитивные результаты для государства, общества и бизнеса.
Сейчас идет процесс переоценки ценностей прошлого опыта работы, активной работы по аккредитации ассоциаций и создание на базе этого 14 отраслевых Комитетов, двух специализированных - Комитета малого и среднего бизнеса, Комитета по социальным вопросам и соцпартнерству.
Сегодня мы активно думаем в соответствии с девизом компании « IBM»: «Машины должны работать, а люди думать». Постоянно идет процесс осмысления, поиск нестандартных решений.
- Вопрос об обязательных членских взносах был самым острым в процессе создания Нацпалаты. Как вы считаете, на сегодняшний день он решен со стопроцентной эффективностью?
- Действительно, вы правы, вопрос об обязательных членских взносах был острым, скажу прямо. И это понятно, почему. Каждый руководитель Ассоциации думал прежде о себе любимом и о «родной» организации, которую он возглавляет. Ряд руководителей стали бессменными (от 5 до 20 лет), не представляли, что они будут делать, если предприниматели добровольно не будут давать им взносы. Как жить.
Словом, у одних возобладали меркантильные интересы. Сказывалась и привычка быть на виду, на слуху, маячить в СМИ и ТВ. В определенном смысле была определенная монополия одних и тех же взглядов.
В отличие от других ассоциаций уже Союз «Атамекен» преподал урок демократизации всем организациям предпринимателей: здесь выборность руководителей – незыблемый принцип, при принятии решения здесь голосуют, проводят Съезды. В НПП эти важные принципы продолжают жить.
Обязательные членские взносы: не все вопросы решены, большая часть будет решаться в 2014 году. Обязательность взносов – это дополнительная ответственность НПП. Работа по определению потребностей регионов, отраслей продолжается. В соответствии с этим будет и решен вопрос об обязательном спектре сервисных услуг для предпринимателей малого, среднего и крупного бизнеса..
Не все лидеры бизнес-организаций сразу прозрели, что наступило новое время. «Время – лучший учитель, но, к сожалению, оно убивает своих учеников» (Гектор Берлиоз).
- Как по-вашему, не окажется ли создание Нацпалаты детонатором для такого и так имеющего место явления как вытеснение малого бизнеса крупным? Ведь обязательные взносы сейчас платят только представители крупного и среднего бизнеса. А кто платит, тот и заказывает музыку, как известно….
- Вопрос ваш о детонаторе мне напоминает следующее: арахис – это динамит. Из арахисового масла получают глицерин, из которого в свою очередь производят динамит. А это значит якобы, что арахис виноват во взрывах и жертвах.
А если серьезно, то я уже говорил, что создается Комитет малого и среднего бизнеса. Кроме того, один из заместителей Председателя Правления НПП курирует регионы, в которых сосредоточен малый бизнес. Государство в лице Президента страны Нурсултана Назарбаева пошло на беспрецедентный шаг – передало ряд своих полномочий (около 50) - НПП. В их числе бесплатную сервисную поддержку малого и среднего предпринимательства, которую осуществляет фонд «Даму».
Для того, чтобы крупный бизнес «не заказывал» музыку, не создал монополию, предусмотрен «противовес», в Комитетах Президиума только одна ассоциация имеет решающий один голос в профильном (своем отраслевом), в других – на совещательных правах.
Образно говоря, малый бизнес – это своеобразный гумус, питательная среда для создания среднего класса, доля которого определяет социальную стабильность общества, который должен диверсифицировать экономику страны, нивелировать со временем риски зависимости от мировых кризисов.
Именно исходя из этого, приоритет НПП – информирование, защита и развитие малого бизнеса, для которого будут оказываться обязательные бесплатные услуги. Так что «муравьям» малого бизнеса нечего страшиться «слонов» крупного капитала. НПП будет создавать такой климат, чтобы всем было комфортно. А для этого мы создаем новую «экосреду» – равноправие всех предпринимателей, несмотря на размеры.
«Передовая» лидеров казахстанского бизнеса очевидна – развитие отрасли, конкурентоспособность предприятий на новом экономическом пространстве, за пределами Казахстана. Вокруг крупных предприятий должен возникать мир малого бизнеса по принципу компании «Тойота», произойти взаимовыгодная кооперация. В случае разногласий будем использовать методы медиации, приходить к мирным соглашениям. Противостояние, противопоставление – вчерашний путь. Тупиковый.
- Вы могли бы привести свой «топ-лист» проблем казахстанского предпринимательства, с которыми столкнулась Нацпалата в первые месяцы своего существования?
- Перечень проблем казахстанского бизнеса большой. Как 1000 и одна ночь. Парадоксов много. Иногда, как говаривал Жванецкий, «болезнь принимает здоровые формы». Временами они носят латентный характер. Только жизнь предпринимателя подтверждает правильность нормативно- правовых актов.
Из проблем прошлого: это лицензирование собачьих ошейников, продажа географических атласов… Из настоящего: POS – терминалы… Сегодня по индексу «Свободы предпринимательства» Казахстан занимает 150 место в строительстве, международная торговля также не радует.
Классификация по уровням проблем позволяет определить следующее: среди региональных проблем – получение земельных участков для развития бизнеса, получение технических условий и подключение к системам жизнеобеспечения (вода, тепло, энергия), правовая защита бизнеса, «непонятные тарифы» на энергию, воду, тепло, из-за которых невозможно делать более точные расчеты развития собственного дела.
На республиканском уровне: международные внешнеэкономические связи (тарифная и нетарифная политика других государств, вопросы технического регулирования). В этой связи возникают проблемы казахстанской конкурентоспособности на внешних рынках, требуется коррективы в стратегию казахстанского экспорта.
Так, Казахстан является участником международных организаций по аккредитации – ILAK, IAF, но реальной выгоды наш бизнес не получил из этого, потому что наша страна связана обязательствами соглашения Таможенного Союза. До конца не решены вопросы с автоперевозками, много проблем связано с проникновениям некоторых отечественных товаров на рынки соседей в Узбекистан, Таджикистан. Не все гладко как с Россией, так и с Белоруссией. Железнодорожные тарифы для наших грузов выше по сравнению с внутренними российскими тарифами.
- Какие реальные рычаги власти и полномочия на сегодняшний день имеются у Нацпалаты? Может ли она противостоять такому явлению как рейдерство, например? Ведь за всеми рейдерскими захватами стоят обычно госчиновники.
- Сегодня создан институт представительства НПП в Мажилисе, Сенате Парламента и Правительстве РК. Прошло первое заседание Республиканского Общественного совета по защите прав предпринимателей. Созданы соответствующие департаменты. На местах также создаются региональные подразделения по защите прав предпринимателей при РПП, начали действовать областные Советы предпринимателей. Реальным инструментом станет и общественный мониторинг оценки деятельности госорганов по созданию благополучной бизнес-среды.
Механизм защиты бизнеса выстраивается следующим образом:
1. Участие НПП в законопроектах (правовые, экономические, социальные последствия для предпринимательства);
2. Мониторинг действующего законодательства, его негативное воздействие на участников рынка, внесение изменений в НПА;
3. Реестр системных проблем предпринимателей Казахстана и меры по их решению,
4. Заявления предпринимателей также являются индикатором неблагополучия, которые систематизируются и определяется проблема;
5. Помощь при судебной защите, обращения в уполномоченные органы.
Эти и другие меры должны способствовать закрытию «брешей» законодательства.
Рейдерство – это недружественное поглощение чужого бизнеса, при этом основным инструментов является противоречивость действующего законодательства, его некоторая нелогичность, правовые коллизии.
В системе защиты предпринимателей мы исходим из того, что бизнесмен – прежде всего налогоплательщик, во-вторых, для того, чтобы вырастить предпринимателя нужно не менее 30 лет государству и самому бизнесу. Поэтому мы расцениваем рейдеров, ущемление чиновниками прав предпринимателей как своеобразных «киллеров». Поэтому обращениям предпринимателей уделяется особое внимание. «Волк за чужое добро должен расплачиваться собственной шкурой!» - так в народе говорят.
Что касается рейдерских захватов, то у нас есть определенные опасения, связанные с открытостью наших границ. Прежде всего, мы опасаемся внешних рейдеров, у которых более богатый опыт.
Со временем в Казахстане выстроится система восьмиуровневых компетенций, независимая сертификация способностей. А это значит, что ни один чиновник 4-5 компетенции не станет министром, акимом (8-й уровень), если у него нет соответствующих способностей (компетенций).
- Продолжите ли вы лично, «уйдя наверх», защищать интересы карагандинских предпринимателей? Есть те, кто считают, что «местечковые» проблемы вам теперь будут неинтересны.
- У нас унитарное государство. Мы руководствуемся одними и теми же законами. В своей практике, в НПП, считаем, что «местечковые» проблемы – это барометр благополучия окружающей среды предпринимателя, важнейший аргумент решения проблем национального бизнеса. Если хотите, письма – это наши «снаряды» в адрес чиновников, не исполняющих свой служебный долг.
Ведь главная функция государственного служащего – служить стране и его главному субъекту, налогоплательщику, который «содержит» страну и платит зарплату этому чиновнику. Частная проблема помогает нам анализировать ситуацию, обобщать. «Сигнал» одного помогает всем!
Ко мне продолжают поступать письма из регионов, и не только из Карагандинской области. Письма разнообразного характера. Проблемы развития пушного звероводства, возврат НДС, PОS – терминалы, индустриализация…
Эти письма помогают быть в курсе проблем регионального бизнеса. Наверно, этому способствовало еще и то, что в свое время был членом Общественного совета по защите прав предпринимателей при Союзе «Атамекен», бывал во многих регионах страны. Кроме того, продолжаю работать в Едином Координационном совете при Правительстве РК, Совете по борьбе с коррупцией при НДП «Нур Отан».
Казахи говорят, что “Пуговице без иголки жизни нет!” НПП для предпринимателей – сервисная компания. Клиентоориентированность – это доминанта в нашей работе. Поэтому письма предпринимателей – это главный показатель авторитета и жизни общенациональной организации.
- Какие предложения по защите прав предпринимателей лично вы внесли или собираетесь внести, уже будучи в новой должности?
- Прежде всего, проблема бюрократического возврата НДС экспортерам, что особенно болезненно сказывается на деятельности предприятий машиностроения, пищевой промышленности, недропользователей. Наверно, нужно создать со временем бесплатную юридическую поликлинику для малых и средних предпринимателей в регионах с бесплатным телефоном для заявителей. Правление НПП этими вопросами занимается.
Как Член Президиума Национальной палаты отвечаю за социальный блок. Поэтому больше внимания уделяю этим вопросам в последнее время. Для того, чтобы выяснить уровень подготовки рабочих в промышленности необходимо участие Казахстана в мировом чемпионате рабочих профессий WoldSkils International. Бизнес-сообщество нуждается в Концепции Корпоративной социальной ответственности предпринимателей. Уровень культуры в производстве надо поднимать через систему профессиональных стандартов.
- Будет ли Нацпалата оказывать какое-то содействие развитию предпринимательства в рамках программы развития моногородов, в которой упор делается именно на становление и развитие МСБ в малых городах?
- Безусловно. В моногородах будут представители НПП. Развитию малого бизнеса препятствуют в монообразованиях: отсутствие Генпланов, планов детальной планировки, что не позволяет получать земельные участки. Отсутствие достаточного залога для получения кредитов в банках второго уровня. Дорогие услуги оценщиков.
Необходимо для малого бизнеса предусмотреть механизм создания мини бизнес-инкубаторов, бюджетное финансирование отсутствующей инфраструктуры жизнеобеспечения, чтобы исключить проблемы электро- и водоснабжения, выделения грантов.
Все это позволит быстрее реализовать программы процветания. В одиночку в монопоселениях малый бизнес бессилен. Многое зависит и от градообразующего предприятия, которое пока мало что предпринимает, чтобы отдать часть бизнеса в аутсорсинг (производство - запчасти, комплектующие, стройматериалы).
- Как вы считаете, может ли в сегодняшних реалиях представитель малого и среднего бизнеса быть патриотом? Что вообще вы думаете о предпринимательском патриотизме? Существует ли он и в чем выражается?
- Любовь к Родине рождает героизм. А каждый предприниматель – это герой, который не боится трудностей. За каждым предпринимателем стоят семья, коллектив. От труда предпринимателя зависят благополучие его детей и процветание страны.
Сегодня нет четкого понятия «социальное предпринимательство». Но начало положено. Предприниматели создают благотворительные фонды, помогают малоимущим, больным пенсионерам. Поэтому в понимании Национальной палаты предпринимателей социальная ответственность – это и есть патриотизм сегодня!
Мы понимаем, что у нас одна судьба: личная и страны. И у нас один народ – казахстанцы, – которым надо помогать. На проклятьях нуждающихся человеком успешным никогда не станешь! Социальные инвестиции бизнеса – это и есть уровень патриотизма.
Великий изобретатель Томас Эдисон разработал спираль накаливания для электро- лампочки, фонограф и электрический стул! Последним никто из наших бизнесменов не занимался и не будет заниматься. Корпоративная ответственность как корпоративный патриотизм ориентирует бизнес на охрану окружающей среды, безопасность и здоровье, «зеленые технологии».
Айдана АХМЕТОВА, Караганда, Матрица.kz
Просмотров материала: 3 457