«Предприниматели уже смирились с тем, что они - дойные коровы, но у коровы-то четыре соска, а не 114, а у нас в Казахстане 98 контролирующих органов и 14 – надзирающих… и чиновники, считающие, что поставлены «в окормление»».
Отсчет своего стажа в защите предпринимательства Василий Резван ведет с советских времен, а именно с момента перестройки – когда в болотный штиль плановой экономики вдруг ворвался ветер капитализма. За эти годы Василий Александрович повидал всякое – открытие первых кооперативов, наезды рэкетиров, становление более-менее цивилизованного предпринимательства, формирование нормативно-правовой базы для новоиспеченных бизнесменов. Но еще никогда, по его признанию, давление чиновничьей армии на предпринимателей не было столь сильным как сейчас.
- Когда министр по чрезвычайным ситуациям Владимир Божко после пожара на рынках Алматы делает одно за другим заявления о том, что: первое - «виновата алчность предпринимателей», второе - «надо закрыть все рынки», третье - «все рынки не соответствуют правилам пожарной безопасности», я прихожу к вопросу - кому это выгодно?
Почему-то последние три месяца мы видим, как Божко каждый день выступает с призывом – снесем рынки! Кто такой министр Божко? Я так понимаю, это главный пожарный инспектор, который должен заниматься тушением пожаров, брандспойтами, огнетушителями и т.п. А он, по сути, призывает лишить куска хлеба 350 тысяч человек. Таково по данным статистики количество торгующих на рынках южной столицы.
Я считаю, когда пожарный, который должен тушить пожары, становится Наполеоном и начинает думать о мировой политике и глобальных проблемах социального характера, относящихся к компетенции политических органов РК, - это нонсенс.
- Вы хотите сказать, заявления министра по ЧС Казахстана, в своем роде, показатель того, как чиновники давят на бизнес?
- Я хочу сказать, что заявление министра Божко просто ужасное, противоречащее Конституции, где сказано, что источником власти является народ. Если весь народ – преступник, то ты тогда кто? Кто твои пожарные, которые ставили разрешительные визы на всех этих рынках? Ведь сейчас все рыночные предприниматели имеют или патенты, или свидетельства по упрощенке, или даже ТОО. То есть, все они платят налоги.
А когда он говорит, что всех их надо лишить работы, это означает пилить сук, на котором сидит госорган. А кто будет финансировать тех же пожарных, ЧСников? Они же не откажутся от своей зарплаты! Цена вопроса – 350 тысяч торгующих на рынках Алматы. Умножьте на три – минимальное количество членов семей. Это же армия безработных! Чем они займутся? Не повысится ли статистика преступности? Не увеличится ли количество суицидов?
- Но, признайте, с точки зрения пожарной безопасности рынки и в самом деле много чему не соответствуют. И не только в Алматы...
- Я вам так скажу: не только рынки, но и все предприниматели РК, если посмотреть с точки зрения правил, чему-то да не соответствуют. В качестве примера давайте осмотрим кафе, в котором мы сейчас находимся. Закрыть его можно в десять секунд. Видите - отсутствуют решетки на окнах.
Первым может прийти участковый инспектор: «Ассалам алейкум! С наличкой работаете? А почему решеток нет?». Инструкция МВД – штраф. Следом придет пожарник: «Добрый вечер! Вот правила противопожарной безопасности – у вас тут не должно быть решеток!». И выпишет второй штраф. И оба будут правы, поскольку у нас многие правила и инструкции противоречат друг другу.
- Лихо! Но ведь кафе действует…
- И будет действовать, пока хозяева будут «дружить» со всеми инспекторами – ну, вы понимаете, о чем я. Поверьте моему опыту. Я на защиту прав предпринимательства встал, будучи инструктором Алатауского райкома комсомола Алма-Аты в 1986 году. В мои обязанности входила поддержка молодежного предпринимательства: клубы, МЖК, кооперативы и иже с ними. Мы открывали рынки, кооперативы, клубы, «качалки» в подвалах, видеосалоны. Поэтому как это делается, знаю не понаслышке.
- Но вы же знаете, что самозанятые, торгующие на рынках, на самом деле вряд ли соблюдают правила пожарной безопасности.
- Знаете, лично я «самозанятыми» называю государственных чиновников. Их самозанял еще Иван Грозный. Он ставил бояр «в окормление» и не платил им зарплату. И вот когда сегодня тот же участковый или пожарный инспектор приходит к предпринимателю, то этим дает понять: «Я поставлен вам…». Он не говорит: «в окормление», но на лбу у него это написано. Когда ему говорят: «У тебя же высокая зарплата», он отвечает: «Это я получу, даже если не выйду на работу».
А предприниматель, по его мнению, должен дать ему резину, шмотки и далее по списку. Как тогда назвать это явление? Алчность пожарных инспекторов? Но тот же Божко скажет: «Не все же такие», и будет прав. То же самое, когда он применяет понятие «алчность» ко всем предпринимателям. Нельзя всех под одну гребенку и без решения суда! Это прямое нарушение Конституции, презумпции невиновности.
- Так что же делать, если формально министр прав, но обозначенная им проблема носит глобальный характер?
- Нужен комплекс мер, который сегодня пытаются решить правительства всех стран. Но у нас же каждый чиновник хочет быть Наполеоном. Поэтому я и говорю, что это - бонапартизм.
- И все же, как по-вашему, рынки закроют?
- Как можно закрыть все рынки? Это же пояс шахида вокруг Алматы. Представляете, что будет, если рванет? К тому же, правоохранительные органы дали заключение, что причиной возгорания было вовсе не нарушение правил противопожарной безопасности, а жидкость нефтяного характера. И о том, что на алматинской барахолке имеет место поджог, я говорил еще до обнародования заключения экспертизы - на основании всех имеющихся у меня данных.
Это было очевидно – возгорание произошло сразу в нескольких местах. Информацию об этом я получил из разных источников, что подразумевает максимальную объективность. Но меня потрясло, когда ветеран МЧС дал интервью, в котором заявил, что версия поджога – это бред. Этот ветеран, к сожалению не помню его фамилии, – бывший начальник ЧС Алматы, выносил еще заключение по пожару в аэропорту Алматы.
Помните, тогда первое заключение было: «виновата фритюрница». И после я таких выводов про фритюрницу насчитал как минимум десяток. Так вот, я прошу органы МВД, чтобы сегодня, уже после результатов экспертизы, этого ветерана ЧС вызывали в качестве свидетеля. Пусть в конце концов ответит, кто такой «Фритюрница»! Может быть, это оперативный псевдоним или кличка? (смеется)
- За годы независимости было немало сделано для того, чтобы облегчить жизнь предпринимателям. Но стало ли им легче?
- Если брать динамику, то в 2000 году было опубликовано мое интервью в «Вечернем Алматы» и в газете «Начнем с понедельника», где я говорил о шестидесяти контролирующих органах на одного предпринимателя. И через семь дней был уже в Администрации Президента с докладом.
Я доказывал, что три контролирующих органа – ветеринарная инспекция, санитарная полиция и экологическая полиция – лишние. Тогда меры были приняты, их стало пятьдесят семь. Сейчас у нас девяносто восемь контролирующих органов и четырнадцать надзирающих. Я как-то одному из бывших премьер-министров по этому поводу так и сказал: «Мы, предприниматели, смирились с тем, что мы дойные коровы, но у коровы-то четыре соска, а не 114!».
- И все же, насколько улучшилось положение предпринимателей за эти годы?
- Давайте переформулируем ваш вопрос: «Насколько не ухудшилось положение предринимателей в результате мер, предпринятых государством?». Сам факт жизни частного предпринимательства, хотя сейчас они массово закрываются, свидетельствует о том, что меры все же принимают. Но, судя по тому, что частных предприятий сейчас больше умирает, чем открывается, - эти меры недостаточны. Если серьезно, то это очень плохой признак. Предприниматели просто не выдерживают прессинга.
- Вы даете понять, что бизнес в наше время не то что с нуля поднимать, но даже поддерживать на плаву тяжело. Но ведь при том существует программа развития моногородов, которая субсидирует развитие малого и среднего бизнеса в населенных пунктах, где основное население работает на одном градообразующем предприятии. Как вы считаете, там это реально?
- Отвечу философски: поживем – увидим. Я просто не хочу быть Наполеоном, мое дело защищать предпринимателей. Но сегодня ни для кого не секрет, что у нас грохнулись все программы. Поэтому какой я, скромный правозащитник, который проводит по четыре суда в день, могу сделать прогноз? Вот сейчас наблюдается тенденция по отнятию готового бизнеса. Поэтому как предпринимателю свой бизнес развивать в моногороде, если как только он его разовьет, его могут отнять?
- Можно ли сказать, что сейчас идет вторая волна передела собственности?
- Даже не знаю, вторая ли. Я обучался борьбе с рейдерством у нас в Казахстане, в Санкт-Петербурге, во Львове, в Израиле. У меня четыре международных сертификата только по борьбе с рейдерством. И я вижу, что имущественный комплекс предпринимателя сегодня сильно страдает. Их хапают, глотают целиком. Причем, рейдерство состоит из ряда законных шагов.
Например, пришли пожарные законно, СЭС – законно, третий, пятый, десятый – и все законно. Потом приходит разводящий и говорит: «Продашь – я тебя отпускаю. Не продашь – тебе грозит по уголовному кодексу за нарушение правил пожарной безопасности пять лет с конфискацией имущества». И предприниматель переписывает свой бизнес на другого человека.
- А как с этим бороться? И возможно ли это вообще?
- Я приведу пример из истории. Кто такой был Александр Меншиков при Петре Первом? Полудержавный властелин! Генералиссимус! Он уже достиг всех вершин, но его скинули! И умер он нищим. Это – при монархии! А сейчас… Ну, у кого есть пожизненная индульгенция? Нет такого.
- Сейчас государственная политика направлена на развитие патриотизма. Только как можно привить патриотизм предпринимателям, которые, по вашим же словам, - «дойные коровы», все время находящиеся под дамокловым мечом рейдерства?
- В принципе, это дело Ассоциаций. Мы должны лучше бороться за права предпринимателей, добиваться мораториев на проверки. В свое время, добившись моратория для объектов общепита в Алматы, мы пришли к тому, что общепит южной столицы на сегодня лучший по всем рейтингам. Рынок сам выполнил функцию ста двадцати контролирующих органов. Примерно то же самое можно сделать в масштабах страны.
- Недавно принят закон о Национальной палате предпринимателей, и в их руках оказались очень серьезные полномочия. Например, даже юстиция не регистрирует нормативно-правовые акты без согласования с Нацпалатой. Насколько, по-вашему, это целесообразно и не станет ли палата еще одним «доильным аппаратом»?
- На самом деле такие палаты существуют во многих государствах – во Франции, Германии, Турции и т.д. Что касается преимуществ, теперь у меня есть стопроцентный доступ ко всем законопроектам. Кроме того, что я раньше мог, будучи членом форума предпринимателей? Да, нас раз в год собирал Президент, мы что-то делали, но опять же все зависело от личности. У всех свои фирмы и свои интересы. Это были секторные, узкие мероприятия.
Сегодня это носит системный характер. Но при этом нельзя забывать о финансовом вопросе - обязательных членских взносах, которые сейчас распространяются только на крупный и средний бизнес, но через несколько лет будут взиматься и с малого бизнеса тоже. И если процесс не контролировать, то коррупции станет больше. Поэтому нам предстоит работать и работать - защищать предпринимателей.
Айдана АХМЕТОВА, Караганда, Матрица.kz
Просмотров материала: 4 250