Учитывая события, происходящие на пенсионном рынке Казахстана с начала нынешнего года, возникает ощущение, что его профучастников и страну в целом ожидает по-настоящему «горячая» осень. Обоснованы ли эти ощущения Матрица.kz обсудила в интервью с главой Ассоциации пенсионных фондов Айдаром Алибаевым. Известный своими резкими оценками в адрес чиновников и Национального банка наш спикер во время разговора остался верен свой принципиальности в оценках. Кроме того, в этот раз от него досталось вице-министру финансов Руслану Даленову да и самим пенсионным фондам.
- Айдар Байдаулетович, как Вам череда последних событий, происходящих вокруг созданного ЕНПФ?
- Вы знаете, я целый месяц был в отпуске, а когда вернулся оказался повергнутым в шок решением правительства с этими обменами акций, в которые могут быть вовлечены как сам ЕНПФ так и НПФ «Грантум», НПФ «Народного банка» и НПФ «Улар Умит».
- Да уж, схема кабмина и Нацбанка, мягко говоря, удивила всех. Выходит и на Вас она произвела неизгладимое впечатление?
- Конечно. Мне до конца не понятны планы тех людей, кто придумывает такие мутные схемы. Само постановление правительство какое-то невнятное, содержит размытые формулировки и рождает кучу вопросов. Как это можно отдать акции государственного пенсионного фонда, к тому же единственного в стране, как это будет в случае с ЕНПФ, частным банкам?
Как будет происходить такой обмен? Почему в данном случае речь идет только о трех пенсионных фондах? А что будет с остальными восемью? Какую компенсацию получат их акционеры за свой налаженный многолетний бизнес?
Пусть даже «Грантум», НПФ «Народного банка» и «Улар Умит» являются лидирующими по числу вкладчиков, но ведь на долю оставшихся приходится примерно 30-40% участников накопительной пенсионной системы. Просто взять и удалить эти НПФ с рынка нельзя. В данной ситуации в ответ на ваш вопрос я задаюсь кучей своих.
- У вас есть какие-то свои ответы на них?
- Мне кажется, что в деле создания ЕНПФ существуют некие неформальные договоренности между правительством, функционерами госфонда «Самрук-Казына» и акционерами тех трех банков, к которым относятся указанные в постановлении НПФ. Что это могут быть за договоренности, я не знаю.
Но заметьте, правительство не дало никаких комментариев к своему подозрительному документу. И это только усиливает подозрения в том, что здесь что-то нечисто.
- А появление этого документа результат больше политической игры или все же это такая бизнес-стратегия?
- Думаю, что обе составляющие имеют место быть. Но на первый план, мне кажется, выступает политика. Когда только зашла речь о слиянии всех фондов в один - это уже было политическое решение и сейчас оно продолжает реализовываться. Для нашей страны пенсионные накопления в 21 млрд. долларов - это огромные деньги. И их управление уже не может быть только экономическим вопросом. А значит из этой схемы невозможно было вытеснить крупных участников, акционерами которых являются самые крупные банки страны. По этой логике они и попали в постановление кабмина.
- Пенсионные фонды, которые оказались за полями правительственного постановления, считают озвученную схему чуть ли не рейдерским захватом их бизнеса. Думаете, они нагнетают?
- Видимо политических и экономических тяжеловесов среди акционеров этих НПФ оказалось недостаточно для того, чтобы их тоже допустили к священной корове под названием ЕНПФ. Это мое мнение. Можно называть это как угодно - добровольно-принудительной национализацией или рейдерством – но, в конце концов, обиженных будет много. Поэтому нынешняя паника и страх акционеров оставшихся пенсионных фондов за свои капиталы небеспочвены.
Еще в январе-феврале этого года я сам встречался с некоторыми фондами и говорил им о том, что нельзя занимать рабскую позицию и пассивно ждать, когда гром грянет, что такая тактика приведет к тому, что акционеры просто потеряют свой бизнес. К сожалению, это постановление правительства, где не учтены интересы маленьких и средних НПФ, дает основания предполагать, что я был прав.
- И какие аргументы они приводили в пользу своего молчания?
- Они элементарно боялись открыто выступать против решения властей. В Казахстане акционеры многих НПФ завязаны в разных других бизнесах, в политике. И эти люди испугались, что в случае свое непокорности могут пострадать не по одному, а сразу по нескольким фронтам.
Они ведь прекрасно понимают, в какой стране живут, работают и зарабатывают. Мало того, что речь идет о деньгах, так еще и о политических интересах. Сейчас у мелких НПФ есть два пути. Первый — они продолжают молчать и теряют все. Второй - цивилизованным путем, в суде, защищают свои интересы, потому что государство все равно должно давать частному бизнесу какую-то компенсацию.
- С трудом вериться, что второй вариант возможен. Вы правда думаете, что у этих НПФ есть шансы?
- Шансы есть всегда. Но пока они находятся в позиции раболепного молчания - эти шансы минимальны.
- Тогда выходит, что эти пугливые акционеры пожинают плоды своего бездействия…
- Да. И им не на кого пенять в этой ситуации.
- А разрушитель мифов о ЕНПФ вице-министр финансов Руслан Даленов? Его пост в Твиттере читали?
- Не согласен со всеми его «ложь» и «верно». Это его публичное высказывание дает мне основание предполагать, что данный вице-министр вообще не знаком с основами рыночной экономики.
Вот, например, Даленов назвал враньем утверждение о том, что конкуренция среди пенсфондов дает качественный рост рынка. Даже студентке первого курса экономического факультета не надо пояснять, что конкуренция всегда благоприятна для потребителя товаров и услуг. Мало того, Даленов сводит конкуренцию среди НПФ только лишь к переманиванию клиентов одними у других.
Это говорит о том, что он не в курсе того, как функционируют пенсионные фонды и лезет в те вопросы, в которых он некомпетентен. Далее вице-министр заявил, что очередная ложь заключается в том, что госбумаги менее выгодны к приобретению, чем акции и облигации. Ну это уже все равно что «белое» называть «черным». К бабке не надо ходить, чтобы знать, что доходность по ГЦБ ниже уровня инфляции в стране.
И НПФ покупают госбумаги не потому, что они такие прибыльные и интересные, а потому что им просто нечего покупать. И лукавит вице-министр для того, чтобы показать, что его белое и пушистое ведомство выпускает привлекательные бумаги, которые покупают пенсионные фонды, хотя их никто не заставляет.
Еще он уверяет, что государство не присваивает накопления граждан. Да, на данный момент оно действительно не отбирает их, но без моего согласия умудряется забрать мои накопления у частного НПФ, с которым я заключил договор, и отдать его в государственный. И это уже является принудительным действием по отношению ко мне и нарушением моих прав.
- Помните, после того как министр труда Серик Абденов ринулся отстаивать непопулярное повышение пенсионного возраста для женщин его в конце концов сделали козлом отпущения и лишили кресла. Вот как-то невольно возникают ассоциации с вице-министром финансов.
- В Казахстане существует сложившаяся не очень хорошая практика, согласно которой несанкционированные выступления чиновников высшего ранга не поощряются. Если выпады против Даленова в прессе будут острыми, то вполне возможно, что его руководство может применить к нему карательные санкции.
- Если разрешение говорить было дано «сверху», то не думаете ли Вы, что журналистам подкинули нового мальчика для битья?
- Почему нет?! Политические технологии уже давно применяются в Казахстане. Вполне допускаю, что вице-министр призван взять огонь на себя, после того, как правительство удивило общество своим подходом про «три избранных фонда». Я так и не смог понять, какую цель он преследовал своим высказыванием, где каждый его аргумент как минимум спорный, а как максимум глупый.
- Экономист Олжас Худайбергенов, специализирующийся на пенсионной тематике, сказал недавно, что создание ЕНПФ поставит точку в спорах о том, нужна Казахстану накопительная пенсионная система или нет. Вы что думаете об этом?
- Я не согласен с этим утверждением. Для того, чтобы понять, необходима ли нам НПС, вовсе не обязательно уничтожать конкурентоспособный пенсионный рынок. Это слишком дорогая цена за ответ на вопрос. Не кажется ли вам, что это все равно что растапливать печку стодолларовыми купюрами?
- И последнее. Как думаете, конец года принесет нам новые потрясения на пенсионном рынке?
- Во второй половине августа увеличились звонки от вкладчиков НПФ. И мне, и журналистам. У некоторых вкладчиков есть недостачи на пенсионных счетах. Суммы разные. При этом вкладчики нигде не могут получить ответы на свои вопросы. Фонды в лучшем случае отделываются формальными ответами. Это увеличивает непонимание и порождает ненужные страхи.
Если ситуация не изменится, то, я думаю, с наступлением сентября количество обращающихся вкладчиков увеличится. А, учитывая, что слияние фондов уже задерживается, количество вопросов растет, и проблем при слиянии и разных нестыковках будет все больше, предположу, что и напряжение будет расти.
Чиновники показали, что они довольно быстро могут уничтожить созданный за 16 лет тысячами людей конкурентный рынок частных НПФ. Но я уверен, что они не смогут быстро создать даже равную ему замену. Это подтверждается тем, что за все годы независимости наши чиновники смогли реализовать много больших планов разве что только на бумаге, разворовав и неэффективно использовав при этом сотни миллиардов тенге.
Поэтому Единый НПФ должен быть под жестким контролем. А количество конфликтов неизбежно будет расти, и без жесткого контроля и полной прозрачности деятельности чаша терпения будет быстро переполнена.
Ирина Слободская, Матрица.kz
Просмотров материала: 3 044