Почему гибель тысяч мусульман не вызывает на западе никакой реакции, что станет со старушкой Европой после теракта в Париже, чем опасен ИГИЛ для Казахстана и в чем первопричина того, что молодежь радикализируется?! Об этом мы поговорили с политологом Султанбеком Султангалиевым.
- Теракты в Париже, где погибли более 150 человек всколыхнули весь мир. Наверное, нет ни одного казахстанца, который бы не принял близко к сердцу эту трагедию. К каким же последствиям приведет это событие?
- Тоже скорблю… Только почему то гибель десятков тысяч мусульман в Ираке и Ливии после интервенции стран НАТО в эти страны не вызвало никакой реакции у так называемого «цивилизованного мира»… Как и смерть более чем шести тысяч мирных жителей Донбасса (стариков, женщин и детей), вызванная объявленной киевскими властями операцией АТО, в то время, когда были другие политические, мирные методы урегулирования конфликта. Впрочем, это так, заметки на полях, так сказать.
Что касается последствий масштабного теракта, то для Франции это будет иметь, конечно же, в первую очередь внутриполитические последствия, а именно победу на ближайших выборах сил поддерживающих идеологию и программу Национального фронта Марии Ле Пен. Если она не допустит каких-либо выдающихся политических ошибок и останется верна своим идеям, то вскоре можно будет ожидать появления первого президента женского пола в истории Франции, а так же возвращения данного государства к независимому внешнеполитическому курсу эпохи великого Шарля де Голля.
В геополитическом плане мы стоим перед надвигающимся крахом идеи Евросоюза, которая, на мой взгляд, неплоха, но опередила своё время. Теракт в Париже неминуемо послужит дополнительным стимулятором роста националистически ориентированных антиинтеграционных настроений в европейском сообществе. К тому же горе - политики старушки Европы работали настолько бездарно, недальновидно и тупо, что вверять им судьбу своей страны, означает, по сути, тоже самое, что танцевать со слоном танго в посудной лавке. И население европейских стран, похоже, начинает приходить к данному выводу.
Крайне растерянная реакция властей Евросоюза на наплыв беженцев так же не добавляет оптимизма в будущее евроинтеграции в том формате, в каком оно сейчас существует. Думаю, что теракт в Париже наконец то заставил западных политиков протереть очки-«хамелеоны» и осознать, что иногда нельзя заигрываться в политику «двойных стандартов», тем более когда дело касается террористов. Надеюсь на сближение позиций западного альянса и России в отношении действий на Ближнем Востоке и активизации по настоящему совместных военных операций против ИГИЛ. В этом случае жизнедеятельность так называемого «Исламского халифата» ограничится тремя-четырьмя месяцами.
- Чем грозит распространения ИГИЛа для нашей страны?
- Я бы не стал преувеличивать опасность ИГИЛа для Казахстана в плане непосредственных терактов и военного вторжения. Всё-таки мы отделены от экстремистов Ираном, Туркменистаном Узбекистаном, Кыргызстаном и Таджикистаном. К тому же Казахстан не участвует в военной операции стран западной коалиции и российско-сирийского союза на территории Ирака и Сирии. Опять-таки наша страна-член ОДКБ, ЕАЭС и ШОС.
И хотя последние две организации не являются де-юре военно-политическими блоками, де-факто Казахстан находится под надежным ядерным зонтиком России и Китая. В плане военных и террористических операций ИГИЛ сфокусирован так же не на нас. И силы ИГИЛ ограничены.
Однако более чем угроза терактов для нас опасен «ползучий ИГИЛ» -пропаганда экстремистских религиозных течений ислама среди нашего населения. Во все времена и исторические эпохи именно ухудшение социально-экономического положения народа служило благодатной почвой для роста радикальных экстремистских настроений.
С особой тревогой и болью я наблюдаю за нашей сельской молодежью, которая оказалась совершенно никому не нужна и подавляющее большинство которой не имеет никаких перспектив самореализации. Знаете, моё внимание привлёк тот факт, что у двоих парижских террористов оказалось французское гражданство. То есть эти молодые люди были гражданами Франции и даже будучи безработными, получали пособие, позволявшее им неплохо жить, а по нашим меркам они вообще были обеспеченными людьми.
Что же толкнуло их на заведомую смерть? На мой взгляд, осознание своей невостребованности тем обществом, в котором они жили. А сколько у нас казахстанцев ощущающих свою невостребованность, свою ненужность обществу и стране? Не в этом ли кроется еще и одна из причин катастрофической масштабности суицидов в Казахстане? В психологическом плане для любого человека весьма ценно ощущение своей значимости, понимание смысла своего существования. Если этого нет, тогда жизнь теряет смысл и не всё ли равно в таком случае покончить жизнь самоубийством или же взорвать на себе пояс шахида? Поймите, что ИГИЛ не где-то там, за рубежом, ИГИЛ рядом и, если хотите, внутри нас.
- Если уж мы заговорили о социально-экономической ситуации как почвы для возникновения экстремистских настроений в обществе… Деятельность правительства и Национального банка крайне противоречиво оценивается экономическими экспертами: от поддержки до резкой критики. Как бы вы оценили эффективность работы структур ответственных за развитие экономики?
- Я не экономический эксперт, чтобы квалифицированно оценить работу правительства. Скажу как обычный гражданин: среди моих друзей в социальных сетях пользуется пониманием шутка о том, что если правительство решило ни за что не отвечать и снять с себя всякую ответственность, то зачем нам такое безответственное правительство?
Что делало правительство в годы прежнего кризиса? Всего лишь забирало деньги из Нацфонда и тупо ждало благоприятной экономической конъюнктуры и увеличения цен на энергоресурсы. Это пришло, и кризис разрешился. Ах да, конечно, еще разработка и псевдореализация госпрограмм развития, о которых сейчас принято скромно умалчивать вследствие их полного провала.
Кабинет министров не справляется ни с одной задачей, стоящей перед ним. У меня складывается впечатление, что министры вообще не понимают, что вообще нужно делать и, скрестив руки на животе с оптимистической миной на физиономиях, не тронутых кризисом, хладнокровно наблюдают за тонущим кораблем.
- Хотите сказать, что проблема в правительстве Карима Масимова?
- Проблема не в Масимове … И не в персоналиях вообще. Поставьте любого премьером - хоть Назарбаеву, Тасмагамбетова, Кушербаева или хотя бы даже коммунистов Ахметбекова и Конурова. При всем их искреннем желании поднять экономику страны и улучшить социально-экономическое положение граждан ничего не получится без кардинальных политических реформ.
Проблема в самой государственной системе управления. Пораженная коррозией тотальной коррупции, кумовства и трайбализма, безответственности и безнаказанности эта система нуждается в кардинальном переформатировании. В первую очередь мы нуждаемся в усилении контроля общества над исполнительной властью и в реальных социальных лифтах для одаренных патриотов, для честных чиновников, которых до сих пор еще немало, кстати.
Лучшим вариантом для этого был бы переход к выборности акимов самим населением, усовершенствование выборного законодательства, обеспечение прозрачности избирательного процесса, усиление полномочий маслихатов и обеспечение защитных механизмов прав работников средств массовой информации.
Это, конечно, не панацея, но, тем не менее, эффективное лекарство от перманентного кризиса в головах исполнительной власти, которая порождает всё остальное. К тому же та модель экономического развития, которая была выбрана Казахстаном в 90-ые годы, не приведет нас ни к чему иному, кроме как к положению банановой республики - источнику дешевого сырья и рынку сбыта иностранных товаров. Что мы, кстати, и имеем на сегодняшний день. И такая же ситуация будет продолжаться, пока мы не перейдем к планово-рыночной модели экономического развития по китайскому образцу.
- Всё ли упирается в политическую волю президента страны?
- По большому счёту всё упирается в наличие активного гражданского общества в Казахстане. А оно у нас только зарождается и старательно душится правящей элитой. Понимаете, миф о том, что в Казахстане диктатор Назарбаев единолично-самодержавно правит страной создан искусственно и именно этой самой элитой… Так сказать на будущее. Чтобы потом сказать: «Это не мы. Мы были вынуждены подчиняться диктату одного человека. А вообще то, мы сами бело-пушистые и только за демократию…».
Очень удобно для власть предержащих, исходя из личных интересов, поддерживать «мнение» о том, что «если в кране нет воды – значит, выпил Назарбаев». Однако, как сейчас принято говорить: «Не всё так однозначно».
На мой взгляд, президент действительно хочет провести реформы, но его же окружение в тихую саботирует и именно понимание этого факта вызвало новый «назарбаевский призыв»: после долговременного разочарования в «младотюрках» Елбасы вновь делает ставку на молодые кадры. Однако уровень коэффициента полезного действия свежей крови в прогнившей системе кровообращения государственного организма вызывает у меня большой скепсис.
- В связи с этим, что может нам дать ожидаемая конституционная реформа и возможные парламентские выборы?
- Повторюсь, что не ожидаю радикальных изменений в Конституции. Могу предположить, что должны быть значительно урезаны полномочия президента в пользу Лидера нации и премьер-министра. Сама логика политического процесса подсказывает именно данный шаг. А так же будут усилены контрольные функции парламента и дана большая самостоятельность регионам. Но каких-то иллюзий относительно кардинальных перемен я не питаю. К этому не готово ни морально, ни политически главное сословие страны-те, кто обладает капиталами и властью.
Беседовал Серик Мамбетов
Просмотров материала: 8 199