Застать знаменитого певца Батырхана Шукенова на родине в Казахстане не так-то просто. Вернее сказать, очень непросто. В настоящее время он принимает участие в московском шоу «Один в один» на телеканале «Россия-1». Каждую неделю певца ожидает новое перевоплощение. Пока что одним из самых удачных образов признан Лучано Паваротти. National Business даже на расстоянии удалось взять эксклюзивное интервью у Батырхана Шукенова и побеседовать не только о великом оперном артисте, но и о многом другом.
– Батырхан, в проекте «Один в один» Вы замечательно изобразили Лучано Паваротти. Никогда не жалели о том, что не стали именно оперным певцом?
– Никогда не жалел. Это точно. Я считаю, что оперное искусство – высокое искусство, ему нужно специально учиться. А я профессиональному вокалу никогда не обучался. Для меня пение всегда было увлечением, хобби. Как сложилась бы моя судьба, если бы я с самого начала занимался оперным вокалом, не знаю. Конечно, она сложилась бы по-иному. Но я еще раз повторюсь, что ни о чем не жалею.
– Вы все равно выглядели вдвое тоньше, чем Лучано Паваротти. Как известно, он отличался крупными габаритами. Не захотели много «толщинок» подкладывать или это было непринципиально? И вообще, как Вы в жизни следите за весом, за своей физической формой?
– Что касается габаритов моего персонажа, то тут я всецело доверяю нашим гримерам, костюмерам, нашей замечательной команде, всем тем, кто делает пластику. Им было виднее. Они уже проводят третий сезон проекта. И если меня сделали таким, каким я выглядел, значит так и нужно.
А вот в жизни за весом надо следить. Я убежден, что артистам нужно всегда озадачиваться таким вопросом, вне зависимости от их графика, времени года и так далее. Потому что ты выходишь на сцену, выходишь к людям, и необходимо, чтобы визуально все выглядело артистично и красиво. Здесь есть еще и другая сторона: когда вес нормальный, легче переносить гастроли, частые перелеты. Это то, что держит тебя в тонусе, дисциплинирует.
– Скажите, что для Вас сложнее – живой концерт или телешоу? На живом концерте Вы, по крайней мере, сами отвечаете за его ведение, постоянно находитесь на сцене. А на телевидении надо долго ждать своей очереди, делать несколько дублей...
– Вот как раз проект «Один в один» не предполагает дублей. В том-то и дело, что нужно спеть всего один раз! Это, по-моему, даже оговорено в контракте. Если ошибся, повторений никаких не предполагается. Поэтому, если говорить о том, что сложнее, то, конечно же, телевизионный проект, в котором я сейчас участвую. Он очень непрост. Выступления требуют собранности максимальной, нужно сохранить энергию на весь день.
Мы приходим к 10 часам утра, а съемки заканчиваются в час ночи, в два часа ночи иногда. И твое выступление может быть как первым, так и последним из всей десятки участников. Поэтому нужно научиться сохранять силы, быть собранным. Это напоминает точное попадание – надо сконцентрироваться, выйти, настроиться на образ, и в нужный момент выдать всю энергию по максимуму.
Это своего рода экзамен, конкурс. Честно признаюсь, конкурсы я вообще не люблю, для меня они сопряжены с большим стрессом, нервным напряжением. С другой стороны, они предоставляют возможность выйти за рамки привычного состояния, и это мне нравится, манит новизной.
Не для коммерции, а для души
– Недавно на экраны вышел казахстанский фильм «Несломленный». Одна из его героинь – певица, которую упрекали, что диски с ее песнями стали плохо продаваться. Она отвечала, что дело не в том, что она выпускает плохие диски, а во времени, поскольку сейчас все можно найти в интернете. А у Вас нет таких трудностей с продажами?
– Скажу откровенно, что с дисками сейчас коллапс. Продажи компактов по всему миру резко падают. В этой связи лично я могу сказать одно: если песня хорошая, она везде найдет слушателя. И меня, прежде всего, волнует сам материал, сама песня. Что касается всего остального, то этим занимается мой директор, менеджеры, администраторы. Есть творческая составляющая процесса, а есть коммерческая и техническая, и в них я, честно говоря, не внедряюсь. Я доверяю своей команде.
– Что в музыкальной индустрии раньше было легко, а сейчас стало трудно? Вы можете сравнить, например, советское время, 90-е и современность? Или же наоборот, раньше было трудно, а сейчас легко. Может, инструменты заказать сейчас проще, мало ли, а раньше вы их доставали из-под полы…
– Парадокс в том, что раньше было действительно очень сложно не только с инструментами музыкальными, но и вообще с информацией, касающейся любой музыки, будь то джазовая, классическая или рок-музыка, так популярная в те годы. Но тогда было огромное количество музыки высокого уровня, работали хорошие вокально-инструментальные ансамбли, замечательные солисты! А сейчас, когда все доступно, когда есть возможность спокойно знакомиться со всевозможными школами обучения на инструментах, есть огромное количество информации, связанной со звукозаписывающей техникой, да просто с информацией, когда можно скачать музыку любого направления, к сожалению, ярких, самобытных композиторов, исполнителей, инструменталистов почему-то больше не стало.
Я думаю, что у каждого времени есть свои плюсы и минусы. Раньше возникал непростой момент, связанный с тем, как пробиться на сцену, как найти ту самую песню, которая бы вывела исполнителя или группу на музыкальный Олимп. И эта тема до сих пор остается открытой и важной – как в советское время, так и сейчас. То есть все определяет качество музыки, качество материала, самой песни. Кроме того, сейчас можно сказать о другом: существуют монополии, большие медиа-ресурсы, и огромное значение имеют связи и финансы. Так что мне трудно сказать, когда было сложнее или легче. Для меня определяющими все равно остаются талант композитора, талант продюсера и талант исполнителя. Словом то, без чего невозможно по-настоящему что-то сделать.
– Вы совсем недавно выпустили новый клип под названием «Незнакомка». Расскажите о нем подробнее, пожалуйста. Принимаете ли Вы личное участие, к примеру, в монтаже? Или полагаетесь на свою команду и смотрите только готовый результат?
– Песня «Незнакомка» написана моим другом Валерием Стуровым на слова Вячеслава Малежика. Клип снимал Олег Кальян. Это была творческая идея, объединенная неким общим желанием сделать красивую музыку просто так, не для коммерции, а для души. Если говорить о монтаже, то я в нем не участвовал, и только на последнем этапе внес какие-то свои пожелания, которые Олег с удовольствием принял.
Транжира в семье финансистов
– Ни одному мало-мальски известному исполнителю сейчас не обойтись без социальных сетей. А уж тем более артисту такого уровня, как Вы. Пользуетесь ли Вы ими?
– Да, через свою замечательную команду, которая помогает мне внедриться в мировое виртуальное сообщество. У меня есть странички в «Инстаграме», «Фейсбуке» и «Вконтакте». Я обладаю в них доступом, паролями, смотрю, что пишут, отвечаю, иногда что-то корректирую. И вся эта работа ведется в сотрудничестве с командой.
– Как Вы тратите деньги, Батырхан? Извините за нескромность, но сейчас тема правильного распределения финансов стала модной. Все, кому ни лень, этому учат. Поделитесь своими секретами. Может быть, вы предпочитаете только карточки, а чеки складываете и аккуратно подкалываете булавкой? Или по старинке – наличные, и храните их в расписном сундучке? Как планируете расходы?
– Деньги в кубышке не храню (смеется). В основном использую кредитные карты, а также в кармане всегда есть мелочь на повседневные нужды: такси, покупку некоторых продуктов, необходимых ежедневно. Если говорить в целом о финансах, то мои родители были финансистами. Папа работал заведующим облфинотдела огромной области в Казахстане, мама – бухгалтером в облздраве. И они очень точно знали математику и цифры, правильно распоряжались деньгами. Но почему-то мне думается, что детей своих они этому не очень-то и научили (смеется). За всех не буду говорить, но за себя скажу, что я – транжира. И мои деньги обычно уходят на подарки друзьям, какие-то сюрпризы, путешествия и музыкальное оборудование. Копить я так и не научился.
Одна война, один мир
– В этом году мы празднуем 70-летие Великой Победы. Что значит этот праздник лично для Вас?
– Мои родители родились до войны, и папа рассказывал о том тяжелом времени, о том, что пережил весь Советский Союз. Многие мои родственники не вернулись с войны и это, конечно, наложило на всех очень тяжелый отпечаток. Как правило, люди даже не стараются вспоминать то время, потому что тогда было на самом деле безумно тяжело. Папе было около шести лет, и уже в таком возрасте он помогал фронту, работал на полях.
В нашей семье тема войны – непростая тема... И тот факт, что все закончилось победой советских войск, всех нас объединил. Знаете, в наше время никогда не было каких-то разделений по национальному признаку. Передо мной встают детские воспоминания: наш двор, где жило огромное количество людей разных национальностей: казахи, русские, корейцы, украинцы, узбеки, белорусы… Много, очень много было национальностей, и всех объединяли мир и дружба.
– Самый душещипательный фильм о Великой Отечественной войне, по вашему мнению – это…
– Грузинский фильм «Отец солдата». Я его недавно пересмотрел, и снова плакал по-настоящему. Я ведь все это близко к сердцу принимаю... Это фильм, где есть глобальные темы родной земли, семьи, родины, любви к ближним, фильм, в котором играют потрясающие актеры, великолепный режиссер, а еще он дышит неподдельной правдой.
Он говорит о том, что должен быть мир на Земле и им нужно дорожить. Не воевать, а создавать красоту. Герой этого фильма всю жизнь выращивал виноградные лозы, он видел смысл в приходе весны, когда рождалась лоза и появлялся виноград. Это было большим праздником не только для него, но и для всех жителей грузинской деревни. Ведь в этом кроется созидание, а созидание – самое главное для каждого из нас.
Вера Ляховская
ЦИТАТЫ
• Профессиональному вокалу я никогда не обучался. Для меня пение всегда было увлечением, хобби. • Честно признаюсь, конкурсы не люблю – для меня они сопряжены с большим стрессом, нервным напряжением. Но они дают возможность выйти за рамки привычного состояния, и это мне нравится. • Сейчас, когда все доступно, к сожалению, ярких самобытных композиторов, исполнителей, инструменталистов почему-то больше не стало. • Мои родители были финансистами. Они очень правильно распоряжались деньгами. Но почему-то мне думается, что детей своих они этому не очень-то и научили. Я, например, транжира. • Самый душещипательный фильм о Великой Отечественной войне – это грузинская картина «Отец солдата». Я его недавно пересмотрел, и снова плакал по-настоящему.
Источник: журнал National Business, апрель 2015 г.